Федор Михайлович Достоевский 1821 – 1881
Белые ночи. Сентиментальный роман (Из
воспоминаний мечтателя) (1848)
Молодой человек двадцати шести лет — мелкий чиновник, живущий уже восемь
лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского
канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое
занятие — прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них
становятся его «друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он
беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются
на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней
природой, которая похожа на «чахлую и хворую» девушку, на один миг делающуюся
«чудно прекрасною».
Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решетки канала женскую фигурку
и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо
убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только «сучковая палка», оказавшаяся
в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом. Молодой
человек признается, что прежде знал только «хозяек», с «женщинами» же никогда
не говорил и потому очень робок. Это успокаивает попутчицу. Она вслушивается
в рассказ о «романах», которые провожатый создавал в мечтах, о влюбленностях
в идеальные выдуманные образы, о надежде когда-нибудь познакомиться наяву
с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечтатель
умоляет о новой встрече. Девушке «нужно быть здесь для себя», и она не против
присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте. Ее условие
— «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечтатель, она нуждается в том, кому
можно довериться, у кого попросить совета
Во вторую встречу они решают выслушать «истории» друг друга. Начинает герой.
Оказывается, он «тип»: в «странных уголках Петербурга» живут подобные ему
«существа среднего рода» — «мечтатели», — чья «жизнь есть смесь чего-то чисто
фантастического, горячо-идеального и вместе с тем <...> тускло-прозаичного
и обыкновенного». Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят
среди «волшебных призраков», в «восторженных грезах», в воображаемых «приключениях».
«Вы говорите, точно книгу читаете», — угадывает Настенька источник сюжетов
и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина. После
упоительных, «сладострастных» мечтаний больно бывает очнуться в «одиночестве»,
в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга, да и сам он понимает,
что «такая жизнь есть преступление и грех». После «фантастических ночей» на
него уже «находят минуты отрезвления, которые ужасны». «Мечты выживаются»,
душа хочет «настоящей жизни». Настенька обещает Мечтателю, что теперь они
будут вместе. А вот и ее исповедь. Она сирота. Живет со старой слепой бабушкой
в небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а
два последних года сидит, «пришпиленная» булавкой к платью бабушки, которая
иначе не может за ней уследить. Год назад был у них жилец, молодой человек
«приятной наружности». Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина
и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера
«Севильский цирюльник». Когда он объявил, что уезжает, бедная затворница решилась
на отчаянный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села
и «заплакала в три ручья». К счастью, он понял все, а главное, успел до этого
полюбить Настеньку. Но он был беден и без «порядочного места», а потому не
мог сразу жениться. Они условились, что ровно через год, вернувшись из Москвы,
где он надеялся «устроить дела свои», молодой человек будет ждать свою невесту
на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошел. Уже три дня он
в Петербурге. В условленном месте его нет... Теперь герою ясна причина слез
девушки в вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха
ее письмо, что и делает на следующий день.
Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька
боится, что жених снова не придет, и не может скрыть от друга своего волнения.
Она лихорадочно мечтает о будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит
девушку. И все же Мечтателю достает самоотверженности утешать и обнадеживать
упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушка сравнивает жениха с новым другом:
«Зачем он — не вы?.. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». И продолжает
мечтать: «зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший
человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? <...>
всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле...» Благодарно
принимая жертву Мечтателя, Настенька тоже проявляет о нем заботу: «вы выздоравливаете»,
«вы <...> полюбите...» «дай вам Бог счастия с нею!» Кроме того, теперь
с героем навсегда и ее дружба.
И вот наконец четвертая ночь. Девушка окончательно почувствовала себя брошенной
«бесчеловечно» и «жестоко». Мечтатель вновь предлагает помощь: пойти к обидчику
и заставить его «уважать» чувства Настеньки. Однако в ней пробуждается гордость:
она больше не любит обманщика и постарается его позабыть. «Варварский» поступок
жильца оттеняет нравственную красоту сидящего рядом друга: «вы бы так не поступили?
вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, <...> в глаза бесстыдной
насмешки над ее слабым, глупым сердцем?» Мечтатель больше не вправе скрывать
уже угаданную девушкой правду: «я вас люблю, Настенька!» Он не хочет «терзать»
ее своим «эгоизмом» в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной?
И действительно, в ответ раздается: «я не люблю его, потому что я могу любить
только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно...» Если Мечтатель
подождет, пока прежние чувства совсем улягутся, то благодарность и любовь
девушки достанутся ему одному. Молодые люди радостно мечтают о совместном
будущем. В минуту их прощания вдруг появляется жених. Вскрикнув, задрожав,
Настенька вырывается из рук героя и бросается к нему навстречу. Уже, казалось
бы, сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Мечтателя.
Он молча глядит вслед влюбленным.
Наутро герой получает от счастливой девушки письмо с просьбой о прощении
за невольный обман и с благодарностью за его любовь, «вылечившую» ее «убитое
сердце». На днях она выходит замуж. Но чувства ее противоречивы: «О Боже!
если б я могла любить вас обоих разом!» И все же Мечтатель должен остаться
«вечно другом, братом...». Опять он один во вдруг «постаревшей» комнате. Но
и через пятнадцать лет он с нежностью вспоминает свою недолгую любовь: «да
будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому,
одинокому, благодарному сердцу! <...> Целая минута блаженства! Да разве
этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую ?..»
О. А. Богданова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|