АВСТРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Стефан
Цвейг (Stefan Zweig) 1881–1942
Письмо
незнакомки (Brief einer Unbekaimten) — Новелла (1922)
Известный беллетрист Р. после
трехдневной поездки в горы возвращается в Вену и, взглянув на число в газете,
вспоминает, что в этот день ему исполняется сорок один год. Просмотрев накопившуюся
почту, он откладывает в сторону толстое письмо, написанное незнакомым почерком.
Немного погодя, уютно устроившись в кресле и закурив сигару, он распечатывает
письмо. Ни на нем, ни на конверте нет имени и адреса отправителя. Письмо начинается
словами «Тебе, никогда не знавшему меня», и непонятно, что это — обращение
или заголовок. Заинтригованный, Р. погружается в чтение. Незнакомка пишет
о том, как она впервые увидела Р. Ей было тринадцать лет, когда Р. поселился
в их доме. Дочь бедной вдовы, девочка с восхищением следила за ним, он казался
ей воплощением далекой, прекрасной жизни, недоступной ей. Она часами сидела
в прихожей, чтобы увидеть его в глазок, целовала ручку двери, к которой он
прикасался. Однажды ей даже удалось побывать у него в квартире: в отсутствие
хозяина старый слуга выбивал ковры, и девочка помогла ему втащить их обратно.
Но через три года девочке пришлось уехать: мать ее вторично вышла замуж, и
состоятельный отчим увез ее вместе с девочкой в Инсбрук. Перед отъездом девочка
набралась храбрости и позвонила в дверь своего кумира. Но на ее звонок никто
не вышел: очевидно, Р. не было дома. Она дождалась его возвращения, готовая
броситься ему в ноги, но, увы, он вернулся домой не один: с ним была женщина.
В Инсбруке девочка прожила два года: от шестнадцати до восемнадцати лет. Ни
обеспеченная жизнь, ни заботы родителей, ни внимание поклонников не отвлекли
ее от мыслей о любимом, и она при первой возможности, отвергнув помощь родных,
уехала в Вену и поступила в магазин готового платья. Каждый вечер она шла
после работы к дому Р. и часами стояла под его окнами. Когда она однажды столкнулась
с ним на улице, он не узнал в ней бывшую соседку. Он никогда не узнавал ее.
Через два дня он снова встретил ее и пригласил поужинать вместе. После ресторана
он пригласил девушку к себе, и они провели вместе ночь. На прощание он подарил
ей белые розы. Потом он еще дважды приглашал девушку к себе. Это были самые
счастливые мгновения ее жизни. Но вот Р. понадобилось уехать. Он снова подарил
ей розы и обещал по возвращении сразу известить девушку, но она так и не дождалась
от него ни строчки. У нее родился ребенок, их общий ребенок. Она ушла с работы,
бедствовала, но не хотела просить помощи ни у родных, ни у него: она не хотела
связывать его, не хотела вызывать в нем недоверие, не хотела, чтобы он помогал
ей только из жалости или из стыда. Незнакомка всю себя отдала ребенку, а Р.
напоминала о себе лишь раз в году: в день его рождения она посылала ему букет
белых роз — точно такой, какой он подарил ей после первой ночи их любви. Она
так и не знает, понял ли он, кто и почему посылает ему эти цветы, вспомнил
ли ночи, проведенные с ней. Чтобы ребенок ни в чем не нуждался, незнакомка
стала содержанкой, она была очень хороша собой, имела много поклонников. Бывало,
что любовники привязывались к ней и хотели жениться, но она в глубине души
все еще надеялась, что Р. когда-нибудь позовет ее, и боялась лишиться возможности
откликнуться на его зов. Однажды в ресторане, где незнакомка была с друзьями,
Р. увидел ее и, не узнав, принял за кокотку. Он позвал ее к себе, и она пошла
за ним прямо с середины вечера, не думая о том, что обижает человека, с которым
пришла, ни с кем не попрощавшись, даже не взяв с вешалки манто, потому что
номерок был у ее друга. Они снова провели вместе ночь. А утром Р. рассказал,
что собирается в путешествие в Африку. Она робко заметила: «Как жаль!» Он
сказал, что из путешествий всегда возвращаются. «Возвращаются, но успев забыть»,
— возразила она. Она надеялась, что в этот миг он узнает ее, но он не узнал.
Более того, когда она собралась уходить, он украдкой сунул ей в муфту деньги.
Она сделала последнюю попытку: попросила у него одну из белых роз, стоявших
в синей вазе. Он с готовностью протянул ей цветок. Он объяснил, что не знает,
кто посылает ему цветы, и именно за это он их любит. «Может быть, они тоже
от женщины, забытой тобой», — сказала незнакомка, взглядом моля его узнать
ее. Но он ласково и непонимающе смотрел на нее. Он так и не узнал ее. Выбегая
из квартиры, она чуть не столкнулась с его старым слугой. Когда она сквозь
слезы взглянула на старика, в его глазах вспыхнул какой-то свет: она уверена,
что он узнал ее, хотя ни разу не видел со времен ее детства. Она выхватила
из муфты деньги, которые Р. заплатил ей, и сунула их старику. Он испуганно
взглянул на нее — ив этот миг узнал о ней больше, чем Р. за всю свою жизнь.
Ребенок незнакомки умер. Чувствуя, что она и сама заболевает, она решила написать
Р. письмо и раскрыть тайну своей любви к нему. Он получит это письмо только
в том случае, если она умрет. Она просит его в память о ней раз в год покупать
белые розы и ставить их в синюю вазу.
Дочитав письмо, Р. долгое
время сидит задумавшись. В нем просыпаются смутные воспоминания — о соседской
девочке, о встреченной на улице девушке, о женщине в ночном ресторане, но
лица ее он вспомнить не может. Вдруг взгляд его падает на синюю вазу. Впервые
за много лет она пуста в день его рождения. «Он ощутил дыхание смерти и дыхание
бессмертной любви; что-то раскрылось в его душе, и он подумал об ушедшей жизни,
как о бесплотном видении, как о далекой страстной музыке».
О. Э. Гринберг
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |