АВСТРАЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Патрик
Уайт (Patrik Victor Martindale White)
1912–1990
Древо
человеческое (The Tree of Man)
— Роман (1955)
Это рассказ о жизни двух простых австралийцев — фермера
Стэна Паркера и его жены Эми. Их жизнь начинается вместе с веком, и в ней
по-своему отражаются события его истории и процессы, протекавшие в австралийской
действительности.
Неторопливо развертывается повествование о том, как молодой Стэн Паркер очищает
от диких зарослей свой участок и начинает строить дом. Картина обычная и в
то же время символическая — начало начал: долгой жизни, освоения девственной
земли, в каком-то смысле даже рода человеческого. Стэн добивается всего своим
трудом, и труд становится для него и его жены ритуалом, заключающим в себе
высший смысл существования. Труд приобщает к тайнам бытия, открывает невыразимую
прелесть земли, которая кормит человека, приближает его к природе, с которой
тесно связан австралийский фермер, дает возможность обрести особый ее язык,
который понятен человеку, жившему естественной жизнью. Труд помогает познать
себя и выстоять в борьбе со стихией — пожары и наводнения обрушиваются на
Паркеров, но они не сдаются. Таковы «средние» австралийцы — опора нации.
[п р и с к а н и р о в а н и и п р о п у щ е н а с т р а н и ц а]
ного лесного пожара, охватившего
и поселок, дом Армстронгов сгорел, а чудом спасшаяся Мэдлин лишилась в огне
своих волос. Наваждение со временем рассеялось, и Эми опять обрела душевный
покой, отдавшись исконным занятиям жены земледельца, матери.
Истинная жизнь заключена в
другом — «...глядеть на небо, искать в нем приметы погоды, слушать, как сыплется
овес, брать на руки мокрого теленка, только что выпавшего из коровьей утробы
и силившегося доказать, что он устоит на ногах». Дети Паркеров на ногах не
устояли, но род не сгинул, и сын Рэя несет в себе то умение постигать тайны
жизни, которое было у его деда, восхищавшегося каждым листком, каждым живым
существом. Однако то, что не было дано деду, с лихвой дано внуку — способность
в слове выразить восторг величием жизни, природы. Стэн умел наблюдать и восхищаться,
но слов ему не хватало. То, о чем он так и не смог сказать, напишет в поэме
его внук: «Там будет запах хлеба, и смутная мудрость юношеских лет... и девчонки
с рыжеватыми косичками, что шепчутся про любовь... и румяные яблоки, и маленькое
белое облачко, которое, как только его надует ветер, разрастется в огромного
коня и тяжело затопает по всему небу». Внук Стэна, Рэй, символизирует новый
шаг в духовном развитии нации, преодолевающей провинциальную отсталость, косность,
пассивность разума, ограниченного лишь материальными запросами. Ценности,
которые воспевает Патрик Уайт, противопоставлены официальному австралийскому
мифу, исповедующему культ силы, физической красоты, материальных благ и, в
общем, примитивного, нерассуждающего сознания. В этом мифе нет места сознанию
творческому, личности художника, — вот почему так трагичны судьбы гениев в
романах Уайта, вот почему кончает самоубийством художник Гейдж в «Древе человеческом»,
наталкиваясь при жизни на тупое равнодушие и непонимание. Однако именно этот
дар творца в сочетании с такими прекрасными качествами австралийского характера,
как трудолюбие, дух первооткрывательства, любовь к земле и природе, служат
для автора залогом того, что древо человеческое не погибнет в Великой Австралийской
Пустыне.
А. П. Шишкин
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |