ШВЕДСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Яльмар
Сёдерберг (Hjalmar Soderberg) 1869–1941
Доктор
Глас (Doktor Glas) — Роман (1905)
Роман написан в форме дневника лиценциата медицины Тюко
Габриэля Гласа. В свои тридцать три года он так и не познал женщины. Он не
скрывает, что рассказывает о себе далеко не все, однако при этом и не кривит
душой, поверяя дневнику свои мысли и чувства. Дневник для него — удобная и
ни к чему не обязывающая форма отстраненного самонаблюдения, занятие, помогающее
заполнить душевную пустоту и забыть об одиночестве. Никакой личной жизни у
Гласа нет, а в своей профессиональной деятельности он давно разочаровался,
хотя в юности выбор профессии врача был продиктован ему честолюбивыми мечтами
и желанием стать «другом человечества».
С детства приучив себя к дисциплине
и самоограничению. Глас добивается блестящих результатов в школе и университете.
Чувственность пробуждается в нем довольно медленно, и у юноши рано вырабатывается
привычка подвергать рефлексии все свои мысли и поступки. Однако скоро у него
пропадает всякий интерес к приобретению чисто внешних знаний, а пристальное
внимание к сокровенным движениям души, по-своему восторженной и пылкой, на
фоне одиночества, которое не скрашивает ничья дружба и любовь, постепенно
приводит Гласа к разочарованию в жизни и цинизму. Когда Глас в очередной раз
сталкивается с просьбой незнакомой женщины прервать раннюю беременность, он
холодно отмечает в своем дневнике, что это уже восемнадцатый случай в его
практике, хотя он не гинеколог. Как и прежде, Глас решительно отказывается,
ссылаясь на свой профессиональный долг и уважение к человеческой жизни. Однако
понятие долга давно уже ничего не значит для него, Глас понимает, что долг
— это ширма, позволяющая скрыть от окружающих усталость и равнодушие. Глас
отдает себе отчет в том, что в некоторых случаях он мог пойти на то, чтобы
нарушить врачебную этику ради спасения репутации какой-нибудь девушки, но
он не желает жертвовать своей карьерой и положением в обществе. Однако он
тут же признается себе, что готов пойти на любой риск ради «Настоящего Дела».
Так Глас ведет, по сути, двойную жизнь и, презирая ханжей и лицемеров, которые
его окружают, играет роль респектабельного члена ненавистного ему общества.
Пастор Грегориус — один из
тех людей, которые особенно ненавистны доктору Гласу. Ему пятьдесят шесть
лет, но он женат на молодой и красивой женщине. Неожиданно для Гласа фру Хельга
Грегориус приходит к нему на прием и признается в том, что у нее есть любовник,
а муж ей глубоко противен. Ей больше не к кому обратиться за помощью, и она
умоляет Гласа, чтобы он убедил ее мужа, который хочет ребенка, не принуждать
ее к исполнению супружеского долга под тем предлогом, что она больна и нуждается
в лечении. Глас, которого приводит в ярость само слово «долг», на этот раз
решает помочь женщине, к которой чувствует искреннюю симпатию. В беседе с
пастором Глас советует ему воздерживаться от интимных отношений с женой, поскольку
ее хрупкое здоровье нуждается в бережном отношении. Однако пастор по-прежнему
домогается близости с ней, и однажды Хельга снова приходит на прием к Гласу
и рассказывает, что муж взял ее силой. Когда пастор жалуется Гласу на сердце,
тот пользуется этим предлогом и категорически запрещает Грегориусу интимные
отношения с женой. Однако Глас понимает, что ничего этим не добьется. Постепенно
он приходит к мысли о том, что по-настоящему помочь Хельге он сможет лишь
в том случае, если избавит ее от ненавистного мужа. Глас понимает, что втайне
от себя давно уже любит Хельгу, и ради ее счастья он решает убить пастора.
Подвергая скрупулезному анализу мотивы поступка, который он собирается совершить.
Глас приходит к выводу, что убийство Грегориуса и есть то самое «Дело», ради
которого он готов все поставить на карту. Воспользовавшись случаем, Глас под
видом нового лекарства от сердечных болей дает пастору выпить таблетку с цианистым
калием, и в присутствии нескольких свидетелей констатирует смерть от разрыва
сердца.
Преступление сходит Гласу
с рук, но в душе у него царит разлад. По ночам его начинает преследовать страх,
а днем он предается мучительным размышлениям. Он совершил преступление, но
в его жизни ничего не изменилось: та же хандра, тот же цинизм и презрение
к людям и к самому себе. Однако Глас не чувствует за собой никакой вины, так
как приходит к убеждению, что ему, убийце, известны лишь некоторые факты и
обстоятельства смерти пастора, но в сущности, он знает не больше других: смерть,
как и жизнь, была и осталась непонятной, она окутана тайной, все подчинено
закону неизбежности и цепь причинности теряется во мраке. Посетив заупокойную
мессу, Глас отправляется в финскую баню, встречает там приятелей и вместе
с ними идет в ресторан. Он чувствует себя обновленным и помолодевшим, он словно
выздоровел после тяжелой болезни: все случившееся кажется ему наваждением.
Но его приподнятое настроение вновь сменяется унынием и тоской, когда он узнает,
что Клас Рекке, любовник Хельги, собирается жениться на фрекен Левинсон, которой
после смерти отца, биржевого маклера, досталось в наследство полмиллиона.
Глас искренне жалеет Хельгу, которая обрела свободу, но скоро лишится возлюбленного.
Постепенно Глас приходит к
мысли о том, что вообще не следует пытаться понять жизнь: самое главное —
не спрашивать, не разгадывать загадок и не думать! Но мысли его путаются,
и он впадает в беспросветное отчаяние. Пастор начинает являться ему во сне,
что усугубляет и без того тяжелое душевное состояние доктора. Вскоре он узнает
о помолвке Класа Рекке с фрекен Левинсон. Глас терзается муками неразделенной
любви, но не решается пойти к Хельге и попросить у нее помощи, как когда-то
она обратилась к нему. Наступает осень, Глас понимает, что не в силах ни что-то
понять, ни что-либо изменить в своей судьбе. Он смиряется с ее неизбывной
загадкой и безучастно наблюдает за тем, как жизнь проходит мимо.
А. Б. Вигилянская
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |