АВСТРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Артур
Шницлер (Artur Schnitzler) 1862–1931
Жена
мудреца (Die Frau des Weisen)
— Новелла (1898)
Главный герой повествования,
от чьего имени ведется рассказ, приезжает на морской курорт с намерением остаться
там надолго и сполна насладиться желанным покоем. Только что он получил докторскую
степень, а барышня, за которой он ухаживал, вышла замуж за другого. Он чувствует,
что целая глава его жизни остается позади, и это придает ему уверенности и
спокойствия. Но вдруг неожиданная встреча ломает его план отдохнуть от забот
и треволнений. Во время прогулки он видит молодую женщину с маленьким сыном
и узнает ее. Это Фридерика, исчезнувшая из его жизни семь лет назад. Они вспоминают
друг друга, но тон их приветственной беседы натянут: Фридерика явно стремится
избежать дальнейшего общения с ним. А герой теряет голову. Встреча всколыхнула
в нем запретные воспоминания о тех днях его юности, которые он провел в доме
своего профессора, мужа Фридерики. Он снова чувствует себя влюбленным в женщину,
которая так долго, до самого дня его отъезда из дома про фессора, относилась
к юноше с материнской нежностью, не более. Но в день, когда он уезжал, она
вбежала к нему в комнату, покрыла юношу поцелуями, упав к его ногам. В этот
момент за ее спиной приоткрылась дверь, и остолбеневший от ужаса юноша увидел
лицо профессора. Дверь тотчас закрылась. Фридерика вскочила, в панике вывела
его из дома и приказала немедленно бежать.
Семь лет затем он не получал
от нее никаких вестей, и вот, повстречавшись случайно на курорте, они не решаются
заговорить о том эпизоде. Они устраивают парусную прогулку на остров, и там
между ними происходит объяснение. Фридерика признается, что любила его все
эти годы, и упрекает героя за многолетнее молчание, когда они с мужем так
ждали от него известий. Герой в недоумении: после эпизода в комнате его долго
мучил страх перед все видевшим мужем Фридерики; как же она не понимает, что
он не мог писать им, и столь легко упрекает его. Фридерика допытывается, понял
ли он, что заставило ее отослать его тогда так внезапно, и герой начинает
догадываться, в чем дело. Фридерика продолжает тем временем: ей показалось,
что она слышала шаги за дверью, но там никого не было, и муж вернулся через
много часов после бегства героя. Пока она рассказывает, он чувствует, как
что-то холодеет у него в груди. Вместо возлюбленной герой видит рядом с собой
чужую женщину. Герой думает о профессоре, о том, что Фридерика не знает и
никогда не знала, что муж видел ее у его ног. Он неслышно ушел тогда и вернулся
лишь спустя несколько часов. Все эти годы профессор прожил рядом с нею, не
выдав себя ни единым словом. Герой с ужасом сознает, что муж ей все простил
и она влачит до сих пор безмолвное бремя его прощения. Она вдруг перестает
быть для него просто желанной женщиной, на ее месте он видит призрак, окруженный
непроницаемой оболочкой глубокого прощения. И он считает себя не вправе открыть
Фридерике глаза, снять с нее этот ужас. Фридерика не подозревает, что творится
с героем, и продолжает радостно щебетать о свой любви, а затем назначает ему
свидание на вечер. Потрясенное молчание героя она принимает за выражение счастья,
он же не силах взглянуть ей в лицо. В тот же вечер он уезжает и в поезде пытается
представить, как она ждет его на взморье, но ему видится не живая женщина,
а только бесплотная тень.
А. А. Фридрих
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |