ФРАНЦУЗСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Жан
Поль Сартр (Jean Paul Sartre) 1905–1980
Мухи (Les Mouches) — Пьеса (1943)
На главной площади Аргоса
стоит облепленная мухами статуя Юпитера, Отмахиваясь от больших жирных мух,
входит Орест. Из дворца несутся страшные вопли.
Пятнадцать лет назад Клитемнестра,
мать Ореста и Электры, и ее любовник Эгиоф убили их отца Агамемнона. Эгисф
хотел убить и Ореста, но мальчику удалось спастись. И вот теперь воспитанный
в дальних краях Орест с любопытством вступает в родной город.
Входит переодетый горожанином
Юпитер. Он разъясняет Оресту, что сегодня день мертвых, и вопли означают,
что церемония началась: жители города во главе с царем и царицей каются и
молят своих мертвецов простить их.
По городу ходят слухи, что
сын Агамемнона Орест остался жив, Кстати, замечает Юпитер, если бы он случайно
встретил этого Ореста, то сказал бы ему: «Здешние жители большие грешники,
но они вступили на путь искупления. Оставьте их в покое, молодой человек,
оставьте их в покое, отнеситесь с уважением к мукам, которые они на себя приняли,
уходите подобру-поздорову. Вы непричастны к преступлению и не можете разделить их покаяния. Ваша дерзкая невиновность отделяет вас от них, как глубокий
ров».
Юпитер уходит. Орест в растерянности:
он не знает, что ответить незнакомцу, город, где он по праву мог быть царем,
ему чужой, ему нет в нем места. Орест решает уехать.
Появляется Электра. Орест
заговаривает с ней, и та рассказывает чужестранцу о своей ненависти к Клитемнестре
и Эгасфу. Электра одинока, у нее нет подруг, ее никто не любит. Но она живет
надеждой — ждет одного человека...
Входит царица Клитемнестра.
Она просит Электру облачиться в траур: скоро начнется официальная церемония
покаяния. Заметив Ореста, Клитемнестра удивляется: путешественники, как правило,
объезжают город стороной, «для них наше покаяние — чума, они боятся заразы».
Электра насмешливо предупреждает
Ореста, что публично каяться — национальный спорт аргивян, все уже наизусть
знают преступления друг друга. А уж преступления царицы — «это преступления
официальные, лежащие, можно сказать, в основе государственного устройства».
Каждый год в день убийства Агамемнона народ идет к пещере, которая, как говорят,
сообщается с адом. Огромный камень, закрывающий вход в нее, отваливают в сторону,
и мертвецы, «как говорят, поднимаются из ада и расходятся по городу». А жители
готовят для них столы и стулья, стелют постели. Впрочем, она, Электра, не
собирается принимать участия в этих дурацких играх. Это не ее мертвецы.
Электра уходит. Следом за
ней, пожелав Оресту поскорей убраться из города, уходит и Клитемнестра. Появляется
Юпитер. Узнав, что Орест собрался уезжать, он предлагает ему пару коней по
сходной цене. Орест отвечает, что передумал.
Народ толпится перед закрытой
пещерой. Появляются Эгисф и Клитемнестра. Отваливают камень, и Эгисф, став
перед черной дырой, обращается к мертвецам с покаянной речью. Неожиданно появляется
Электра в кощунственно белом платье. Она призывает жителей прекратить каяться
и начать жить простыми человеческими радостями. А мертвые пусть живут в сердцах
тех, кто любил их, но не тащат их за собой в могилу. Тут глыба, закрывавшая
вход в пещеру, с грохотом катится вниз. Толпа цепенеет от страха, а потом
рвется расправиться с возмутительницей спокойствия. Эгисф останавливает разъяренных
горожан, напомнив им, что закон запрещает карать в день праздника.
Все уходят, на сцене только
Орест и Электра, Электра пылает жаждой мести. Открывшись сестре, Орест начинает
уговаривать ее отказаться от мести и уехать вместе с ним. Однако Электра непреклонна.
Тогда, желая завоевать любовь сестры и право на гражданство в насквозь пропахшем
мертвечиной Аргосе, Орест соглашается «взвалить на плечи тяжкое преступление»
и избавить жителей от царя и царицы, которые насильно заставляют людей все
время помнить о свершенных ими злодеяниях.
В тронном зале дворца стоит
жуткая окровавленная статуя Юпитера. У ее подножия прячутся Орест и Электра.
Вокруг роятся мухи. Входят Клитемнестра и Эгисф. Оба смертельно устали от
ими же придуманной церемонии. Царица уходит, а Эгисф обращается к статуе Юпитера
с просьбой даровать ему покой.
Из темноты с обнаженным мечом
выскакивает Орест. Он предлагает Эгисфу защищаться, но тот отказывается —
он хочет, чтобы Орест стал убийцей. Орест убивает царя, а затем рвется в комнату
царицы. Электра хочет его удержать — «она уже не может повредить...». Тогда
Орест идет сам. Электра смотрит на труп Эгисфа и не понимает: неужели она
этого хотела? Он умер, но вместе с ним умерла и ее ненависть. Раздается вопль
Клитемнестры. «Ну вот, мои враги мертвы. Много лет я заранее радовалась этой
смерти, теперь тиски сжали мое сердце. Неужели я обманывала себя пятнадцать
лет?» — вопрошает Электра. Возвращается Орест, руки у него в крови. Орест
чувствует себя свободным, он совершил доброе дело и готов нести бремя убийства,
так как в этом бремени — его свобода.
Рои жирных мух окружают брата
и сестру. Это эринии, богини угрызений совести. Электра уводит брата в святилище
Аполлона, дабы защитить его от людей и мух.
Орест и Электра спят у подножия
статуи Аполлона. Вокруг них хороводом расположились эринии. Брат и сестра
пробуждаются. Словно огромные навозные мухи, начинают пробуждаться эринии.
Взглянув на сестру, Орест
с ужасом обнаруживает, что за ночь она стала удивительно похожа на Клитемнестру.
И это неудивительно: она, как и мать, стала свидетельницей страшного преступления.
Потирая лапки, эринии в бешеном танце кружат вокруг Ореста и Электры Электра
сожалеет о содеянном, Орест уговаривает сестру не каяться, чтобы почувствовать
себя окончательно свободным, он берет всю ответственность на себя.
Вошедший Юпитер усмиряет эриний.
Он не собирается карать Ореста и Электру, ему просто нужна «капелька раскаяния».
Юпитер убеждает Электру в том, что она не хотела убивать, просто в детстве
она все время играла в убийство, ведь в эту игру можно играть одной. Электре
кажется, что она начинает понимать себя.
Юпитер просит Ореста и Электру отречься от преступления,
и тогда он посадит их на трон Аргоса. Орест отвечает, что он и так имеет право
на этот трон. Юпитер замечает, что сейчас все жители Аргоса поджидают Ореста
возле выхода из святилища с вилами и дубинами, Орест одинок, как прокаженный.
Юпитер требует от Ореста признания своей вины, но тот отказывается. Юпитер
сам создал человека свободным. А если он не хотел этого преступления, то почему
он не остановил карающую руку в момент совершения преступления? Значит, заключает
Орест, на небе нет ни добра, ни зла, «там нет никого, кто мог бы повелевать
мною».
Свобода Ореста означает изгнание.
Орест согласен — каждый человек должен отыскать свой путь. Юпитер молча удаляется.
Электра покидает Ореста. Едва она ступает на круг, на нее набрасываются эринии,
и она взывает к Юпитеру. Электра раскаивается, и эринии отступают от нее.
Эринии сосредоточили все свое
внимание на Оресте. Двери в святилище распахиваются, за ними видна разъяренная
толпа, готовая в клочья разорвать Ореста. Обращаясь к горожанам, Орест гордо
заявляет, что берет на себя ответственность за совершенное убийство. Он пошел
на него ради людей: взял на себя преступление человека, не справившегося с
его бременем и переложившего ответственность на всех жителей города. Мухи
должны наконец перестать угнетать аргивян. Теперь это его мухи, его мертвецы.
Пусть горожане попытаются начать жить заново. Он же покидает их и уводит за
собой всех мух.
Орест выходит из круга и удаляется.
Эринии с воплями бросаются за ним.
Е. В. Морозова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |