ФРАНЦУЗСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Жан
Поль Сартр (Jean Paul Sartre) 1905–1980
Тошнота
(La nausee) — Роман (1938)
Роман построен по принципу
дневниковых записей главного героя Антуана Рокантена, объездившего Центральную
Европу, Северную Африку, Дальний Восток и уже три года как обосновавшегося
в городе Бувиле, чтобы завершить свои исторические изыскания, посвященные
маркизу де Рольбону, жившему в XVIII в.
В начале января 1932 г. Антуан
Рокантен вдруг начинает ощущать в себе изменения. Его захлестывает некое неведомое
до сих пор ощущение, похожее на легкий приступ безумия. Впервые оно охватывает
его на берегу моря, когда он собирается бросить в воду гальку. Камень кажется
ему чужеродным, но живым. Все предметы, на которых герой задерживает взгляд,
кажутся ему живущими собственной жизнью, навязчивыми и таящими опасность.
Это состояние часто мешает Рокантену работать над его историческим трудом
о маркизе де Рольбоне, который был видной фигурой при дворе королевы Марии
Антуанетты, единственным наперсником герцогини Ангулемской, по бывал в России
и, по всей видимости, приложил руку к убийству Павла I.
Десять лет назад, когда Рокантен
только узнал о маркизе, он в него в буквальном смысле влюбился и после многолетних
путешествий почти по всему земному шару три года назад решил обосноваться
в Бувиле, где в городской библиотеке собран богатейший архив: письма маркиза,
часть его дневника, разного рода документы. Однако с недавних пор он начинает
ощущать, что маркиз де Рольбон ему смертельно надоел. Правда, на взгляд Рокантена,
маркиз де Рольбон является единственным оправданием его собственного бессмысленного
существования.
Все чаще и чаще его настигает
то новое для него состояние, которому больше всего подходит название «тошнота».
Она накатывает на Рокантена приступами, и все меньше и меньше остается мест,
где он может от нее скрыться. Даже в кафе, куда он часто ходит, среди людей
ему не удается от нее спрятаться. Он просит официантку поставить пластинку
с его любимой песней «Some of these days». Музыка ширится, нарастает, заполняет
зал своей металлической прозрачностью, и Тошнота исчезает. Рокантен счастлив.
Он размышляет о том, каких вершин смог бы он достичь, если бы тканью мелодии
стала его собственная жизнь.
Рокантен часто вспоминает
о своей возлюбленной Анни, с которой расстался шесть лет назад. После нескольких
лет молчания он вдруг получает от нее письмо, в котором Анни сообщает, что
через несколько дней будет проездом в Париже, и ей необходимо с ним увидеться.
В письме нет ни обращения, например «дорогой Антуан», ни обычного вежливого
прощания. Он узнает в этом ее любовь к совершенству. Она всегда стремилась
воплощать «совершенные мгновения». Некие мгновения в ее глазах обладали
скрытым смыслом, который надо было «вылущить» из него и довести до совершенства.
Но Рокантен всегда попадал впросак, и в эти минуты Анни его ненавидела. Когда
они были вместе, все три года, они не позволяли ни единому мгновению, будь
то моменты горести или счастья, отделиться от них и стать минувшими. Они все
удерживали в себе. Вероятно, и расстались они по обоюдному согласию из-за
того, что груз этот стал слишком тяжел.
В дневные часы Антуан Рокантен
часто работает в читальном зале бувильской библиотеки. В 1930 г. там же он
познакомился с неким Ожье П., канцелярским служащим, которому дал прозвище
Самоучка, потому что тот проводил в библиотеке все свое свободное время и
штудировал все имеющиеся здесь книги в алфавитном порядке. Этот Самоучка приглашает
Рокантена пообедать с ним, ибо, судя по всему, собирается поведать ему нечто
очень важное. Перед закрытием библиотеки на Рокантена вновь накатывает Тошнота.
Он выходит на улицу в надежде, что свежий воздух поможет ему от нее избавиться»
смотрит на мир, все предметы кажутся ему какими-то зыбкими, словно обессилевшими,
он ощущает, что над городом нависла угроза. Насколько хрупкими кажутся ему
все существующие в мире преграды! За одну ночь мир может измениться до неузнаваемости,
и не делает этого только потому, что ему лень. Однако в данный момент у мира
такой вид, будто он хочет стать другим. А в этом случае может случиться все,
абсолютно все. Рокантену чудится, как из маленького прыщика на щеке ребенка
вылупляется третий, насмешливый глаз, как язык во рту превращается в чудовищную
сороконожку. Рокантену страшно. Приступы ужаса накатывают на него и в своей
комнате, и в городском саду, и в кафе, и на берегу моря.
Рокантен идет в музей, где
висят портреты известных всему миру мужей. Там он ощущает свою посредственность,
необоснованность своего существования, понимает, что уже не напишет книги
о Рольбоне. Он просто не может больше писать. Перед ним внезапно встает вопрос,
куда же ему девать свою жизнь? Маркиз де Рольбон был его союзником, он нуждался
в Рокантене, чтобы существовать, Рокантен — в нем, чтобы не чувствовать своего
существования. Он переставал замечать, что сам существует; он существовал
в обличье маркиза. А теперь эта накатившаяся на него Тошнота и стала его существованием,
от которого он не может избавиться, которое он принужден влачить.
В среду Рокантен идет с Самоучкой
в кафе обедать в надежде, что на время сумеет избавиться от Тошноты. Самоучка
рассказывает ему о своем понимании жизни и спорит с Рокантеном, уверяющим
его в том, что в существовании нет ни малейшего смысла. Самоучка считает себя
гуманистом и уверяет, что смысл жизни — это любовь к людям. Он рассказывает
о том, как, будучи военнопленным, однажды в лагере попал в барак, битком набитый
мужчинами, как на него снизошла «любовь» к этим людям, ему хотелось их всех
обнять. И каждый раз, попадая в этот барак, даже когда он был пустым, Самоучка
испытывал невыразимый восторг. Он явно путает идеалы гуманизма с ощущениями
гомосексуального характера, Рокантена вновь захлестывает Тошнота, своим поведением
он даже пугает Самоучку и остальных посетителей кафе. Весьма неделикатно откланявшись,
он спешит выбраться на улицу.
Вскоре в библиотеке происходит
скандал. Один из служителей библиотеки, давно следящий за Самоучкой, подлавливает
его, когда тот сидит в обществе двух мальчуганов и гладит одного из них по
руке, обвиняет его в низости, в том, что он пристает к детям, и, дав ему в
нос кулаком, с позором выгоняет из библиотеки, грозя вызвать полицию.
В субботу Рокантен приезжает
в Париж и встречается с Анни. За шесть лет Анни очень пополнела, у нее усталый
вид. Она изменилась не только внешне, но и внутренне. Она больше не одержима
«совершенными мгновениями», ибо поняла, что всегда найдется кто-то, кто их
испортит. Раньше она считала, что существуют некие эмоции, состояния: Любовь,
Ненависть, Смерть, которые порождают «выигрышные ситуации» — строительный
материал для «совершенных мгновений», а теперь поняла, что эти чувства находятся
внутри нее. Теперь она вспоминает события своей жизни и выстраивает их, кое-что
подправляя, в цепочку «совершенных мгновений». Однако сама она не живет в
настоящем, считает себя «живым мертвецом». Надежды Рокантена на возобновление
отношений с Анни рушатся, она уезжает в Лондон с мужчиной, у которого находится
на содержании, а Рокантен намерен насовсем переселиться в Париж. Его все еще
терзает ощущение абсурдности своего существования, сознание того, что он «лишний».
Заехав в Бувиль, чтобы собрать
вещи и расплатиться за гостиницу, Рокантен заходит в кафе, где прежде проводил
немало времени. Его любимая песня, которую он просит поставить ему на прощание,
заставляет его подумать о ее авторе, о певице, которая ее исполняет. Он испытывает
к ним глубокую нежность. На него словно бы находит озарение, и он видит способ,
который поможет ему примириться с собой, со своим существованием. Он решает
написать роман. Если хоть кто-нибудь в целом мире, прочитав его, вот так же,
с нежностью, подумает о его авторе, Антуан Рокантен будет счастлив.
Е. В. Семина
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |