ФРАНЦУЗСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Франсуаза
Саган (Francoise Sagan) р. 1935
Немного
солнца в холодной воде (Un peu de soleil dans l’eau froide) — Роман (1969)
Журналист Жиль Лантье, которому
сейчас тридцать пять лет, в депрессии. Почти каждый день он просыпается на
рассвете, и сердце его колотится от того, что он называет страхом перед жизнью.
У него привлекательная внешность, интересная профессия, он добился успеха,
но его гложут тоска и безысходное отчаяние. Он живет в трехкомнатной квартире
с красавицей Элоизой, работающей фотомоделью, но духовной близости с ней у
него не было никогда, а теперь она перестала привлекать его даже физически.
Во время одной вечеринки у его приятеля и коллеги Жана Жиль, отправившись
помыть руки в ванную комнату, вдруг почувствовал там неизъяснимый ужас при
виде маленького розового кусочка мыла. Он протягивает руки, чтобы взять его,
и не может, словно мыло превратилось в какое-то маленькое ночное животное,
притаившееся во мраке и готовое поползти по его руке. Так Жиль обнаруживает,
что, скорее всего, у него развивается психическая болезнь.
Жиль работает в международном
отделе газеты. В мире происходят кровавые события, пробуждающие у его собратьев
щекочущее чувство ужаса, и еще не так давно он тоже охотно ахал бы вместе
с ними, выражая свое негодование, но сейчас он испытывает от этих событий
только досаду и раздражение оттого, что они отвлекают его внимание от подлинной,
его собственной драмы. Жан замечает, что с его другом творится что-то неладное,
пытается как-то встряхнуть его, советует либо поехать отдохнуть, либо отправиться
в командировку, но безуспешно, потому что Жиль ощущает неприязнь к любого
рода деятельности. За последние три месяца он практически перестать встречаться
со всеми друзьями и знакомыми. Доктор, к которому обратился Жиль, выписал
ему на всякий случай лекарство, но объяснил, что главное лекарство от этой
болезни — время, что нужно просто переждать кризис, а главное — отдохнуть.
Такой же совет дает ему и Элоиза, у которой несколько лет назад тоже было
нечто подобное. Жиль в конце концов внимает всем этим советам и отправляется
отдыхать к своей старшей сестре Одилии, живущей в деревне под Лиможем.
Когда он прожил там, не испытав
никакого улучшения, две недели, сестра вытаскивает его в гости в Лимож, и
там Жиль знакомится с Натали Сильвенер. Рыжеволосая и зеленоглазая красавица
Натали, жена местного судейского чиновника, ощущает себя королевой Лимузена,
то есть той исторической области Франции, центром которой является Лимож,
и ей хочется понравиться приезжему парижанину, к тому же журналисту. Мало
того, она с первого взгляда влюбляется в него. Но у сердцееда Жиля на этот
раз нет ни малейшей склонности к любовным приключениям, и он спасается бегством.
Однако на следующий день Натали сама заезжает к его сестре в гости. Между
Жилем и Натали быстро завязываются любовные отношения, в которых инициатива
постоянно принадлежит ей. У Жиля появляются первые признаки выздоровления
и возрождения интереса к жизни.
А между тем в Париже в его
газете освобождается место заведующего редакцией, и Жан предлагает кандидатуру
Жиля, который в связи с этим вынужден срочно возвратиться в столицу. Все складыва
ется как нельзя лучше, и Жиля утверждают в должности. Однако, хотя он и мечтал
уже давно об этом повышении по службе, теперь этот успех не слишком сильно
волнует его. Ибо мыслями своими он находится в Лиможе. Он понимает, что серьезно
влюбился, не находит себе места, постоянно звонит Натали. И объясняет ситуацию
Элоизе, которая, естественно, тяжело страдает от необходимости расстаться
с Жилем. Проходит всего три дня, а Жиль уже снова мчится в Лимож. Отпуск продолжается.
Любовники проводят вместе много времени. Однажды Жиль оказывается на вечере,
организованном Сильвенерами в их богатом доме, где, как отмечает опытный взгляд
журналиста, подавляла вовсе не роскошь, которой парижанина не удивишь, а ощущение
прочного достатка. На этом вечере у Жиля происходит разговор с братом Натали,
который откровенно признается ему, что он в отчаянии, потому что считает Жиля
слабым, безвольным эгоистом.
Натали и раньше выражала готовность
бросить мужа и ехать за Жилем хоть на край света, а этот разговор подталкивает
Жиля к более решительным действиям, и он решает как можно скорее увезти ее
к себе. Наконец отпуск заканчивается, Жиль уезжает, и через три дня — чтобы
соблюсти приличия — Натали приезжает к нему в Париж. Проходит несколько месяцев.
Жиль постепенно осваивается с новой должностью. Натали посещает музеи, театры,
осматривает достопримечательности столицы. Потом устраивается на работу в
туристическое агентство. Не столько из-за денег, сколько для придания своей
жизни большей осмысленности. Все идет вроде бы хорошо, но в этих отношениях
появляется первая трещина. Главный редактор, он же владелец газеты, пригласивший
Жиля, Натали и Жана поужинать, самодовольно цитирует Шамфора, заявляя, что
эти слова принадлежат Стендалю. Натали, женщина начитанная и в то же время
бескомпромиссная, поправляет его, чем вызывает неудовольствие и у начальника,
и у слабохарактерного, склонного приспосабливаться Жиля. И вообще он все больше
и больше оказывается во власти раздирающих его противоречий. В его душе зреет
конфликт между любовью к Натали, благодарностью ей за свое чудесное исцеление
и тоской по прежней вольготной жизни, жаждой свободы, желанием чувствовать
себя самостоятельным и больше общаться, как в прежние времена, с приятелями.
Поехав по случаю болезни и
смерти тетки в Лимож, где муж уговаривает ее остаться, Натали сжигает за собой
все мосты и делает окончательный выбор в пользу Жиля. Опрометчивый шаг, как
вскоре выясняется. Однажды утром Жиль приходит в редакцию сияющий: накануне
вечером он написал очень хорошую статью о событиях в Греции, связанных с приходом
к власти «черных полковников». Он читает ее Натали, она восхищается
этой статьей, и Жиль ощущает подъем сил. Это для него очень важно, потому
что в течение последнего времени у него было что-то вроде творческого кризиса.
Похвалили статью и главный редактор, и Жан. А после того как они выпустили
в тот день газетный номер. Жиль приглашает Жана к себе домой. Они устраиваются
в гостиной, выпивают кальвадос, и тут Жиль обнаруживает в себе неодолимую
тягу к психоанализу. Он начинает объяснять Жану, что когда-то Натали здорово
помогла ему, согрела его и вернула к жизни, но что теперь ее опека душит его,
ему в тягость ее властность, прямолинейность и цельность. При этом он признает,
что упрекнуть подругу ему не в чем, что виноват скорее он сам, точнее, его
вялый, слабый, неустойчивый характер. К этому анализу, как отмечает автор.
Жилю следовало бы добавить, что он не может и помыслить себе жизни без Натали,
но в порыве гордости и самодовольства, видя явное сочувствие друга и собутыльника,
он избавляет себя от этого признания. А совершенно напрасно. Потому что тут
вдруг обнаруживается, что Натали в этот момент была вовсе не на работе, как
они предполагали, а рядом, в спальной комнате, и слышала весь разговор от
начала до конца. Правда, выйдя к друзьям, она им этого не сказала. Она выглядит
вроде бы спокойно. Перебросившись с друзьями двумя-тремя словами, она выходит
из дома. Несколькими часами позже выясняется, что она пошла вовсе не по делам,
а сняла комнату в одном из отелей и приняла там огромную дозу снотворного.
Спасти ее не удается. В руках у Жиля оказывается ее предсмертная записка:
«Ты тут ни при чем, мой дорогой. Я всегда была немного экзальтированная и
никого не любила, кроме тебя».
Я. В. Никитин
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |