ФРАНЦУЗСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Ромен
Роллан (Romain Rolland) 1866–1944
Кола
Брюньон (Colas Breugnon) — Повесть (1918)
«Жив курилка...» — кричит
Кола приятелям, пришедшим посмотреть, помер ли он от чумы. Но нет, Кола Брюньон,
«старый воробей, бургундских кровей, обширный духом и брюхом, уже не первой
молодости, полвека стукнуло, но крепкий», не собирается покидать столь любимую
им землю и по-прежнему упивается жизнью, даже находит ее «более смачной, чем
раньше». Кола — столяр, у него дом, сварливая жена, четверо сыновей, любимая
дочь и обожаемая внучка Глоди. Вооружившись долотом и стамеской, он стоит
перед верстаком и делает мебель, украшая ее замысловатыми узорами. Истинный
художник. Кола ненавидит серость и пошлость, каждое его изделие — настоящее
произведение искусства. Хорошенько поработав, Брюньон охотно воздает должное
старому бургундскому и вкусной еде. Кола радуется каждому прожитому дню, он
живет в ладу с собой и так же старается жить и со всем миром. Но увы! последнее-то
как раз удается далеко не всегда. Недавно во Франции умер добрый король Генрих
IV, его сын Людовик еще мал, и страной правит вдовствующая королева-регентша
Мария Медичи вместе со своими фаворитами-итальянцами. Затихшая было при Генрихе
вражда между католиками и гугенотами вспыхивает с новой силой. «Пускай всякий
живет себе в нашей Франции и не мешает жить другим!» — считает Кола. Он согласен
со всеми богами и готов распить бочонок доброго вина и с католиком, и с гугенотом.
Политика — это забава для принцев, а крестьянам нужна земля. Крестьяне делают
землю плодородной, растят хлеб, ухаживают за виноградниками, а потом пьют
доброе вино.
Наступает весна, и снова ноет
сердце старика Брюньона — никак не может он забыть свою юношескую любовь,
рыжеволосую красавицу Селину. Не он один был влюблен в эту спорую на работу
и острую на язычок девушку, прозванную Ласочкой. Пришлось тогда Кола даже
помериться силой с лучшим своим приятелем, но напрасно: досталась бойкая Ласочка
жирному мельнику. Вот спустя много-много лет отправляется Кола поглядеть на
свою Ласочку. И хотя та уже старуха, в глазах Брюньона она прекрасна, как
и раньше. Только сейчас узнает Кола, что любила его Ласочка больше всех на
свете, да только упряма была, вот и вышла за другого. Но прошлого не воротишь...
Но станет ли Кола «дуться на жизнь, как старый дурак, оттого, что это и то
не так? Все хорошо, как оно есть. Чего у меня нет, ну его к чертям!»
Летом в городке Кламси, подле
которого живет Кола, вспыхивает эпидемия чумы. Брюньон отправляет семью в
деревню, а сам остается есть, пить и веселиться вместе с друзьями, уверенный,
что чума минует его дом стороной. Но однажды он обнаруживает у себя при знаки
страшной болезни. Опасаясь, что его дом сожгут, как и все дома, где побывала
чума, Кола, захватив любимые книги, перебирается в хижину на своем винограднике.
Жизнелюбие Кола, целительная сила земли побеждают недуг, Кола поправляется.
«Жив курилка...»
В деревне в это время заболела
чумой жена Брюньона, а затем и любимая внучка Глоди. Чего только Кола не делал,
чтобы спасти девочку, даже в лес ее носил — чтобы старуха поворожила.
Смерть отступила от ребенка, но прибрала к себе жену Брюньона. Похоронив жену
и поставив на ноги внучку, Кола возвращается домой — на пепелище. Едва началась
чума, старшины покинули город, отдав его на растерзание проходимцам, охочим
до чужого добра, И под предлогом, что надо жечь дома, где была чума, бандиты
принялись хозяйничать в городе и его окрестностях. Дом Кола пустовал, с него
и начали: все начисто разграбили, а потом сожгли и дом, и мастерскую, и все
его работы, что там были. Ничего не осталось у Брюньона. Но он не унывает
— иначе он не был бы Брюньоном! Кола решительно направляется в Кламси — пора
навести в городе порядок. По дороге он встречает своего подмастерья, который,
рискуя жизнью, спас из горящей мастерской одну из работ Брюньона — фигурку
Магдалины. И мастер понимает: не все потеряно, ведь осталась лучшая из его
работ — душа мальчишки-подмастерья, которому он сумел внушить такую же, как
у него, любовь к прекрасному.
Брюньон поднимает жителей
Кламси на борьбу с грабителями. Когда те совершают очередной набег на винные
погреба, вооруженные горожане во главе с Кола дают им достойный отпор, и большинство
грабителей гибнет под горящими развалинами. А тут и королевское правосудие
подоспело, как раз вовремя. Но мнение Кола таково: «Подсоби себе сам, подсобит
и король».
Наступает осень. Оставшийся
без крова Брюньон ночует то у одного приятеля, то у другого — совместная борьба
с разбойной шайкой сплотила горожан. Но жизнь налаживается, у всех свои заботы,
и Кола приходится поселиться у дочери, которая давно уже зовет его к себе.
Но ему хочется иметь собственный угол, и он начинает потихоньку восстанавливать
свой дом — сам ковыряет камень в каменоломне, сам кладет стены, не брезгуя,
разумеется, помощью соседей. Но однажды он, оступившись, падает с лесов, ломает
ногу и оказывается прикованным к постели — «пойманным за лапку». И вот «старый
хрыч» Кола попадает в полное подчинение к своей дочери Мартине. И незаметно
правит всем в доме. А на Крещение у Мартины собирается все семейство Кола
— сама хозяйка, четыре сына Брюньона, многочисленные внуки. И хотя у Кода
не осталось ни кола, ни двора, он все равно богат — сидит во главе стола,
на голове его корона — пирожная форма, он пьет и счастлив. Потому что
«всякий француз родился королем. Здесь я хозяин, и здесь мой дом».
Е. В. Морозова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |