ФРАНЦУЗСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Реймон
Кено (Raymond Queneau) 1903–1976
Одиль
(Odae) — Роман (1937)
Главный герой Ролан Рами возвращается
к гражданской жизни после Нескольких месяцев службы в Марокко, где он принимал
участие в военных действиях. В Париже, при посредничестве одного своего армейского
товарища, Рами становится вхож в небольшую группу молодых людей, встречающихся
в районе Монмартра, которые упражняются в искусстве жить, не утомляя себя.
Как и остальные члены этой группы, Рами не работает по восемь часов в день
на каком-либо предприятии и временем своим может распоряжаться самостоятельно.
Последующие шесть месяцев, не особенно, правда, к этому стремясь, Рами вращается
в этом обществе вольных аферистов.
Ролан Рами — математик-любитель,
поэтому несколько часов каждый день он проводит за бесконечными вычислениями,
которые не приносят ему ни единого су. Помимо этого он иногда пишет статьи
для научных журналов. Когда-то давно у него произошел разрыв с семьей, и единственным
родственником, с которым у Рами еще сохранились отношения, является его дядя.
Тот долгое время служил в колонии, обладает изрядным капиталом и ежемесячно,
во избежание голодной смерти своего племянника, ссужает его некоторой суммой
денег.
Через полгода своего пребывания
в Париже Ролан Рами сближается с группой коммунистов, которые с превеликим
усердием пытаются убедить его вступить в партию и активно поддержать дело
революции. Руководителем группы является некий Агларес; его жизнь, по рассказам
поэта Сакселя, знакомого Рами, насквозь пронизана тайнами и необычными происшествиями.
Агларес носит длинные волосы, широкополую шляпу и пенсне, которое крепится
к его правому уху толстым красным шнуром. В целом он похож на допотопного
фотографа, и только красный галстук у него на шее указывает на его модернистские
замашки. Агларес собрал вокруг себя некоторое количество учеников и, заручившись
их поддержкой, подводит под революционную борьбу в целом идею возобладания
в мире некоего «иррационального», «бессознательного» начала, проверяя верность
предпринимаемых в том числе и им самим действий при помощи оккультизма.
Через все ту же группу
«аферистов» Рами знакомится с Одиль, к которой в скором времени начинает испытывать
нечто вроде дружеской привязанности. Одиль находится в группе на положении
подруги Луи Тессона, человека с неровным характером, о котором все говорят
с неким опасливым восхищением. Это грубый, костлявый тип; некогда прежде Одиль
его даже ненавидела.
По просьбе Одиль Рами пишет
статью об объективности математики. Статья оказывается чрезвычайно благосклонно
принята в среде Аглареса. Агларес в восторге от того, что наконец встретил
человека, который, по его мнению, открыл инфрапсихическую природу математики.
Отныне он еще активнее пытается втянуть Рами в революционную деятельность.
Через некоторое время Рами
с Сакселем посещают революционно-оккультную секту господина Муйарда, куда
приглашает их один из знакомых Рами, некий Ф., и где сестра Ф. — Элиза,
девушка-медиум, вызывает дух уже скончавшегося к тому времени Ленина,
который якобы через нее дает посмертные наставления всем приверженцам своей
революционной теории. Саксель оказывается покорен прелестями Элизы и усердно
пытается убедить группу Аглареса примкну» к секте Муйарда. Энтузиазм Сакселя,
однако, не находит поддержки.
В тот самый вечер, когда вопрос
о вступлении в секту подробно обсуждается на заседании группы, Оскар, лидер
монмартрской компании, убивает Тессона, любовника Одили, приходящегося ему
братом. Виновника преступления арестовывают в тот же день, а вместе с ним
в полицию попадают еще несколько общих его с Роланом знакомых. Самому Рами
удается избежать ареста лишь благодаря своевременному предупреждению со стороны
одной юной доброжелательницы. Следующие несколько дней Рами безрезультатно
разыскивает Одиль. Волнение его велико, поскольку в своем номере она не появляется.
Через два дня после преступления домой к Рами приходят двое полицейских и
бесцеремонно уносят с собой все его бумаги, основную часть которых составляют
математические выкладки и выписки из высоконаучных изданий.
При содействии Аглареса и
одной их общей знакомой Рами добивается возврата ему всех его записей, а также
снятия каких бы то ни было подозрений с него самого и с Одиль. Одиль, лишенная
после гибели Тессона средств к существованию и недостаточно уверенная в себе,
чтобы пойти работать, уезжает в деревню к родителям. Рами, лишившись ее общества,
впадает в депрессию, но вскоре находит способ, как вернуть Одиль в Париж:
он решает привезти ее в качестве своей жены, предложив ей оформить
фиктивный брак. Становиться ее мужем по-настоящему он не хочет, поскольку
уверен в том, что любви не испытывает. Ролан убеждает своего дядю в связи
с женитьбой удвоить ему содержание, едет за Одиль и, предложив ей свою фамилию
и скромный достаток в обмен на простые дружеские чувства, привозит ее обратно,
тем самым спасая от деревенской спячки и бесперспективности существования.
Расписавшись, молодые люди продолжают жить отдельно и встречаются лишь несколько
раз в неделю, причем Рами, подсознательно не веря в свое право на счастье,
постепенно все дальше и дальше отстраняет Одиль от себя.
За время отсутствия Рами в
Париже в группе Аглареса происходит переворот: Саксель оказывается из нее
изгнан, причем на листке, порочащем поэта, наряду с прочими подписями стоит
подпись Рами, который на самом деле видит эту бумагу впервые. К тому же ради
расширения влияния группы среди радикально настроенных парижан в ее ряды оказываются
допущенными люди нечистоплотные, заведомо способные на подлости и предательство.
Столь неожиданный поворот событий способствует тому, что для Ролана Рами заканчивается
некий период политического воспитания, и он постепенно все дальше отходит
от коммунистов. Ралли избавляется от представления о самом себе как о математике,
а точнее, как о вычислительной машине, постоянно сбивающейся со счета, и пытается
«выстроить» из обломков своего самолюбия новое, более человечное убежище,
в котором бы нашлось место и такому чувству, как любовь к женщине. Одиль первая
признается Рами в любви. Рами же, надеясь обдумать свою будущую жизнь и разобраться
в себе, на несколько недель вместе с друзьями отправляется путешествовать
по Греции. Там он находит в себе силы отказаться от постоянно искушающего
его желания страдать и, заглянув себе в душу, понять, что он любит Одиль.
Прибыв в Париж, он еще успевает вернуть расположение Одиль, уже не опасаясь
быть просто «нормальным» человеком, и начинает относиться к этому состоянию,
как к трамплину, с которого он сможет прыгнуть в будущее.
Е. В. Семина
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |