АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Джон
Дос Пассос (John Dos Passos) 1896–1970
США
(U. S. A.) — Эпопея-трилогия
(1930, 1932. 1936)
В трилогию вошли романы «42
параллель», «1919» и «Большие деньги» (1936, на русский не переведен). В них
дается обобщающая картина жизни Америки в первые три десятилетия XX в.: «42
параллель» — подъем рабочего движения в США; «1919» — первая мировая война
и воздействие Октябрьской революции; «Большие деньги» — мировой кризис 1929
г.
Каждый роман складывается
из четырех элементов, чередующихся в определенной последовательности — портреты
литературных героев, биографии исторических личностей, «Новости Дня» (газетные
сводки) и «Камеры обскуры» (авторские отступления). Развитием сюжета движет
не судьба того или иного героя, а ход истории, воплощенный в документальном
материале («Новости Дня» воссоздают на основе документов исторический фон
эпохи) и в биографиях исторических деятелей. Все вместе это выявляет главные
тенденции развития американской цивилизации, идущей, по мнению автора, к кризису.
В период работы над трилогией
Дос Пассос сочувственно относился к демократическим и коммунистическим идеям,
в которых позднее разочаровался. Его произведения являются попыткой создания
американского эпоса XX в. с сильной долей критики американского пути, начиная
от испано-американской войны 1898 г. до казни Сакко и Ванцетти в 1927 г. В
трилогии действуют двенадцать персонажей, представляющие различные слои общества:
рабочий класс, интеллигенцию, бизнесменов.
Критическое отношение к американской
реальности XX в., перечеркнувшей «американскую мечту», ощущение кризиса в
стране, претендующей стать символом нового века, присутствуют уже в названии
первого романа. Его смысл раскрывает эпиграф из «Американской климатологии»
Е. У. Ходжинса, где сказано, что 42-я параллель северной широты, пересекающая
США, является центральной осью движения ураганов, следующих от Скалистых гор
к Атлантическому океану. По аналогии Дос Пассос изображает, как в социальной
жизни Америки зарождаются ураганы (рост рабочего движения, забастовки, падение
курса акций), однако, как и автор «Климатологии», не решавшийся предсказывать
погоду, автор трилогии не берется объяснять природу ураганов истории и предсказывать
их направление. И все же хаос мира, воплощением которого служит большой буржуазный
город, является для Дос Пассоса признаком того, что эта цивилизация идет к
гибели.
Роман открывают «Новости Дня»
— это внешне беспорядочный набор заголовков, отрывков из статей, обрывающихся
на середине фразы. Такой монтаж, впервые использованный писателем в американской
литературе, представляет собой поток сознания читателя газеты, глаза которого
перебегают с одного заголовка на другой. Автор пытается создать впечатление,
что он не причастен к подбору этих исторических реалий, но, по сути, он вводит
читателя в атмосферу определенного исторического периода. «Новости Дня» передают
движение времени, фиксируют определенные временные вехи в развитии американского
общества. Овладение Кубой после победы в испано-американской войне, подавление
восстания на Филиппинах, англо-бурская война, ликование по поводу успехов
США в колониальной войне против Испании, выраженное в словах сенатора Альберта
Дж. Бевериджа: «Двадцатый век будет веком Америки. Мысль Америки будет господствовать
в нем. Прогресс Америки укажет ему путь. Деяния Америки обессмертят его».
Таков исторический фон начала трилогии, все содержание которой опровергает
слова сенатора. В газетных сводках появляются сообщения о падении акций, о
том, что Уолл-стрит «потрясен», и так далее.
В центре первого романа судьба
Мака — он начинает свою трудо вую жизнь с разъездов по стране вместе с неким
Бингемом, странствующим шарлатаном, прикрывающимся учеными степенями и торгующим
книгами, очень характерной фигурой для Америки начала века. Потом Мак становится
активистом рабочего движения, однако действует не столько из убеждений, сколько
под влиянием настроения. Поругавшись с женой, он едет в Мексику, чтобы своими
глазами увидеть революцию. Мак не является убежденным революционером и действует
осторожно, не афишируя свое участие в профсоюзной организации «Индустриальные
рабочие мира», чтобы не потерять работу.
Приехав в Мексику «посмотреть»
революцию, он лишь сначала общается с рабочими и пеонами, а потом находит
себе место в более безопасной и привлекательной для него мещанской среде.
Сами революционные события проходят мимо него, хотя Мак и заявляет, что хочет
вступить в армию Сапаты. Эмилиано Салата и Панчо Вилья — руководители революционной
армии, которые после свержения в 1910 г. диктатора Порфирио Диаса, возглавляли
радикальное крыло революции. Им противостояли представители различных групп
национальной буржуазии — президент Мадеро, генерал Уэрта, президент Карранса,
убитый офицерами своего штаба. В момент бегства из Мехико правительства Каррансы
и наступления на город революционной армии Мак находится в столице. Однако
к этому времени он уже стал книготорговцем и ему не хочется бросать свою книжную
лавку и идти в революцию.
Более последовательно подчиняет
революции свою жизнь Бен Комптон. Умный мальчик, окончивший школу с наградой
за сочинение об американском государственном строе, со временем начинает ощущать
враждебность этого строя простому человеку. Бен становится агитатором, попадает
в тюрьму. Подчиняя свою жизнь служению рабочему классу, он подавляет в себе
личные чувства, проявляет черствость к своим близким. Символично, что день
своего рождения он встречает в наручниках в поезде вместе с полицейским, сопровождающим
его к месту заключения.
Представителем той Америки,
которую не приемлет автор, выступает расчетливый делец Джон Уорд Мурхауз.
Если Бен Комптон все подчиняет служению революции, то Мурхауз — карьере, стремлению
занять более высокое место в обществе. Сын кладовщика на железной дороге,
он начинает свой «путь наверх» в качестве агента по распространению книг,
потом учится в Филадельфийском университете, работает в конторе по продаже
недвижимого имущества. Продвига ясь по службе, Мурхауз женится на богатой
женщине, разводится с ней, потом женится на другой богачке и занимает видное
положение в обществе, став специалистом по пропаганде и активным борцом против
профсоюзного движения. Во время революции в Мексике Мурхауз, действуя от имени
крупных финансистов США, пытается узнать о положении дел с мексиканской нефтью,
являющейся предметом всеобщего интереса, и выяснить причины противодействия
Каррансы американским вкладчикам.
Представители разных слоев
общества показаны Дос Пассосом с энциклопедической полнотой: Джейни Вильямс
— дочь отставного капитана, стенографистка, работает секретарем Мурхауза;
Элинор Стоддард — дочь рабочего с чикагских боен, становится художником-декоратором,
состоит вместе с Мурхаузом в организации Красного Креста; Чарли Андерсон начинает
свою жизнь как автомеханик, служит в армии и там становится летчиком, воюет
во Франции. Вернувшись в Америку, делает состояние в авиапромышленности, гибнет
в автомобильной катастрофе; Эвелин Хэтчинс — дочь протестантского священника,
которая, как и Элинор Стоддард, является художником-декоратором, работает
в Красном Кресте в Париже, кончает жизнь самоубийством, приняв большую дозу
снотворного; Ричард Элсворт Сэведж — адвокат, отрекается от левых взглядов,
служит у Мурхауза; Джо Вильямс, брат Джейни Вильямс, служит моряком в военно-морском
флоте, дезертирует; Марго Даулинг, из семьи актеров, становится кинозвездой
в Голливуде; Мэри Фрэнч — участница рабочего движения, которую бросают в тюрьму
за выступления против казни Сакко и Ванцетти.
Построение биографии каждого
из литературных героев, несмотря на некоторые различия, строго следует определенной
схеме, напоминающей социологическую анкету: указывается место и дата рождения,
занятия родителей, образование, увлечения, семейное положение. Это стремление
к систематизации фактического материала, к беспристрастности, воплощенной
в документализированности, становится у Дос Пассоса самоцелью, и, несмотря
на различие в образе жизни и общественном положении, его герои почти ничем
не отличаются друг от друга — их индивидуальность не раскрыта, хотя учтены
и описаны мельчайшие подробности их биографий, Важнейшие вехи в развитии американского
общества даны в портретах исторических личностей. Всего их двадцать пять,
и они представляют рабочее движение, мир бизнеса, науку, искусство, печать.
Открывает галерею исторических портретов Юджин Дебс, деятель рабочего движения,
основавший вместе с Биллом Хейвудом в 1905 г. профсоюзную организацию «Индустриальные
рабочие мира». Автор пишет о нем с большой теплотой, называя «Другом человечества».
Глава «Чудодей ботаники»
повествует об известном селекционере Лютере Бербанке, который «осуществил
несбыточный сон о зеленой траве зимою, сливах без косточек, ягодах без семян...
кактусе без шипов». Автор намечает некую параллель с гибридизацией Бербанка:
«Америка тоже гибрид. Америка могла бы использовать естественный отбор» —
возможно, как противовес социальному хаосу.
Глава «Большой Билл»
рассказывает о Билле Хейвуде, одном из основателей американской компартии.
Глава «Мальчик-оратор с
Платы» — не лишенный иронии рассказ об Уильяме Дженнигсе Брайане, политическом
деятеле, неоднократно баллотировавшемся в президенты. Еще мальчиком он взял
приз по риторике, и его «серебряный голос» «зачаровывал фермеров великих прерий»
— Брайан проповедовал биметаллизм, т, е. неограниченную чеканку монет из дешевого
серебра. Таким образом разорившиеся фермеры надеялись оплатить свою задолженность
банкам, которые, наоборот, были заинтересованы в денежной единице из золота.
Вскоре был изобретен новый способ добычи золота из руды, и не стало «больше
нужды в пророке серебра», — демагогическая кампания Брайана провалилась. Однако
«Серебряный язык продолжал звенеть в большом рту, вызванивая пацифизм, фундаментализм,
трезвость» — Брайан переключился на проповедь морали и требовал запретить
преподавать в школах теорию Дарвина.
Глава «Великий миротворец»
посвящена стальному магнату Эндрю Карнеги, который «верил в нефть, верил в
сталь, всегда копил деньги». Образ филантропа и пацифиста развенчан лаконичной
концовкой, — оказывается, миротворец, жертвовавший миллионы на дело мира,
на библиотеки и науку, делал это «всегда, только не во время войны». Таким
образом, Карнеги, всегда копивший «по мелочам» и каждый доллар пускавший в
оборот, наживается на войне и на мире...
«Чудодей электричества»
— рассказ о выдающемся изобретателе Эдисоне, создателе электрической лампочки,
сумевшем занять свое место в мире бизнеса.
«Протей» — история
изобретателя, житейски беспомощного ученого Карла Штейнмеца, математика и
электротехника. Хотя ему многое «позволяют» — «быть социалистом», например,
писать письма Ленину, но он полностью зависит от хозяев, «Дженерал электрик»,
являясь «самой ценной частью аппаратуры» этой фирмы.
Важны в повествовании и лирические
отступления автора — «Камеры-обскуры» — поток сознания, личный комментарий
к событиям эпохи, обращение к читателю. Внутренний монолог раскрывает авторскую
точку зрения на американский путь в истории, приведший к крушению иллюзии
о всеобщей справедливости и братстве, «американская мечта» так и остается
мечтой. Страна расколота на две нации, технический прогресс еще не является
залогом всеобщего счастья. На фоне успехов урбанизации размышления Дос Пассоса
становятся все более безотрадными: общество, созданное усилиями миллионов
людей, однако поставившее своей целью не благоденствие человека, а наживу
— «большие деньги», движется к краху. Трилогия и завершается таким крахом,
величайшей неудачей Америки — кризисом 1929 г. Ураган проносится над 42-й
параллелью, человек не в состоянии справиться со стихией, он лишь игрушка
в руках слепых сил, господствующих в мире и по сути вершащих историю.
А. П. Шишкин
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |