АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Артур Миллер (Arthur
Miller) р. 1915
Это случилось в Виши (Incident
at Vichy)
— Пьеса (1964)
Действие разворачивается во Франции в 1942 г. Камера предварительного заключения.
На скамье сидят несколько мужчин и мальчик лет пятнадцати, на лице каждого
— тревога и страх, всех их схватили прямо на улице и доставили сюда немецкие
солдаты. Задержанные теряются в догадках — что это, проверка документов или
что-нибудь похуже? У художника Лебо прямо на улице измерили нос. Ловят евреев?
Сам он предполагает, что всех их, скорее всего, направят на принудительные
работы в Германию. Рабочий Байяр слышал, что последнее время в Тулузе устраивают
облавы на евреев. А что случается с ними потом? Отправляют в концлагерь?
Актер Монсо, жизнерадостный молодой человек, недоверчиво качает головой.
При чем тут концлагерь? Немало народу едет на работу в Германию добровольно
— все получают двойной паек. Но Байяр качает головой: вагоны с людьми заперты,
оттуда бьет в нос вонь — добровольцев так не запирают.
Маршан, хорошо одетый делец, держится брезгливо, не принимает участия в общем
разговоре и часто поглядывает на часы. Завидев в коридоре майора и профессора
Гофмана, он заявляет, что должен первым войти в кабинет, потому что торопится
в министерство снабжения. Ему это позволяют.
Дискуссия возобновляется. Легковерный Монсо по-прежнему рисует радужные перспективы:
его кузена послали в Освенцим, и тот пишет, что очень доволен, его там даже
научили класть кирпичи. Байяр морщится: фашистам доверять нельзя, лучше с
ними совсем не иметь дела.
Среди задержанных — князь фон Берг. Это вызывает недоумение у всех, особенно
у психиатра Ледюка. Тому всегда казалось, что аристократия поддерживает любой
реакционный режим. Фон Берг спокойно объясняет ему, что, конечно, некоторые
поддерживают, но многие дорожат именем, семьей и не хотят позорить их коллаборационизмом.
фашизм — величайший взрыв хамства, и хотя бы поэтому не может найти союзников
у настоящих аристократов. Утонченные люди не могут преследовать евреев, превращать
Европу в тюрьму.
Дверь кабинета открывается, оттуда выходит, пятясь, Маршан, он держит в руке
пропуск. У задержанных затеплилась надежда — ведь Маршан явно еврей, а его
все же отпустили.
Монсо советует всем держаться поуверенней, не выглядеть жертвой — у фашистов
особый нюх на обреченных. Надо заставить их поверить, что ты не изгой.
А вот марксист Байяр считает, что приспосабливаться, изворачиваться — постыдно.
Проклятая буржуазия продала Францию, впустила фашистов, желая уничтожить французский
рабочий класс. Чтобы чувствовать себя сильным, надо опираться на передовую
коммунистическую идеологию.
Ледюк пытается спорить с Байяром: разве идеология может помочь, когда тебя
пытают, причиняют физическую боль? А фон Берг, широко раскрыв глаза, непосредственно
спрашивает: разве большинство фашистов не из рабочих? Аристократ, в отличие
от Байяра, делает ставку на личность — только сильной личности нельзя задурманить
голову ложной идеей.
Вызванные после Маршана Байяр и официант назад не возвращаются, Среди задержанных
ползет слух, что в кабинете каждого заставляют спустить брюки — проверяют,
не обрезанный ли, и, если ты еврей, отправляют в концлагерь и сжигают в печи.
Решительный Ледюк предлагает попытаться бежать, его поддерживают Лебо и мальчик,
которого мать послала, в ломбард заложить обручальное кольцо.
Процедуру проверки документов и последующего осмотра проводят майор, капитан
и профессор. Капитан и профессор — законченные антисемиты, и у них не возникает
никаких сомнений в правильности собственных действий. Майор же — новичок в
этом деле, он только что прибыл с фронта, и его явно шокирует то, чем ему
проходится заниматься. Поняв, что задержанные замыслили побег, он предупреждает
Ледюка, что их стережет вовсе не один часовой, как они предполагали, — на
улице тоже стоит вооруженная охрана.
Люди постепенно, один за другим, исчезают за дверями кабинета. В камере остаются
только Ледюк и фон Берг. Последний пытается развеять тотальный пессимизм психиатра
— не все люди плохи, в мире много по-настоящему порядочных людей. Ледюк, не
сомневаясь в личной порядочности аристократа, уверен, что тот не может не
радоваться, что фашисты отпустят его, убедившись в ошибке. Это утверждение
глубоко ранит фон Берга. Сам он чувствует отвращение даже к бытовому антисемитизму,
а когда у него в Австрии арестовали трех музыкантов из его собственного оркестра
и, как он впоследствии выяснил, уничтожили, фон Берг был близок к самоубийству.
Ледюк просит, чтобы князь сообщил его семье, что с ним случилось. У них было
надежное укрытие, но у жены сильно разболелись зубы, вот он и пошел в город
за лекарством, тут-то его и схватили. В кабинет вызывают фон Берга и почти
сразу же выпускают, вручив пропуск, который аристократ без колебания вручает
Ледюку. Сегодняшний опыт научил фон Берга: чтобы совесть была спокойна, мало
сопереживать, испытывать чувство вины, надо действовать, совершать поступки.
Ледюк колеблется лишь мгновение, потом, взяв у фон Берга пропуск, исчезает
в коридоре.
Дверь отворяется, выходит профессор. Он вызывает следующего, но, увидев неподвижно
сидящего на скамье и глядящего в пустоту фон Берга, все понимает и поднимает
тревогу. В конце коридора появляются четверо новых людей — новые арестованные.
Их гонят сыщики. Арестованные входят в камеру и садятся на скамью, озирая
потолок и стены. У них еще все впереди.
В. И. Бернацкая
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |