АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Уильям Сомерсет Моэм (William
Somerset Maugham) 1874–1965
Луна и
грош (The Moon and Sixpence)
— Роман (1919)
После смерти художник Чарлз
Стрикленд был признан гением, и, как это обычно бывает, каждый, кто видел
его хотя бы раз, спешит писать мемуары и толковать его творчество. Одни делают
из Стрикленда добродушного семьянина, заботливого мужа и отца, другие лепят
портрет безнравственного чудовища, не упуская ни малейшей подробности, что
могла бы подогреть интерес публики. Автор чувствует, что должен написать правду
о Стрикленде, ибо знал его ближе, чем другие, и, привлеченный оригинальностью
личности художника, внимательно следил за его жизнью задолго до того, как
Стрикленд вошел в моду: ведь самое интересное в искусстве — это личность творца.
Действие романа происходит
в начале XX в. Автор, молодой писатель, после своего первого литературного
успеха приглашен на завтрак к миссис Стрикленд — буржуа часто питают слабость
к людям искусства и считают лестным для себя вращаться в артистических кругах.
Ее мужа, биржевого маклера, на таких завтраках не бывает — он слишком зауряден,
скучен и непримечателен.
Но внезапно традиция завтраков
прерывается, — ко всеобщему изумлению, заурядный Чарлз Стрикленд бросил жену
и уехал в Париж. Миссис Стрикленд уверена, что муж сбежал с певичкой — роскошные
отели, дорогие рестораны... Она просит автора поехать за ним и уговорить его
вернуться к семье.
Однако в Париже оказывается,
что Стрикленд живет один, в самой дешевой комнате самого бедного отеля. Он
признает, что поступил ужасно, но судьба жены и детей его не волнует, равно
как и общественное мнение, — остаток жизни он намерен посвятить не долгу перед
семьей, а самому себе: он хочет стать художником. Стриклендом словно бы владеет
могучая, непреодолимая сила, которой невозможно противостоять.
Миссис Стрикленд, при всей
ее любви к искусству, кажется гораздо оскорбительнее то, что муж бросил ее
ради живописи, она готова простить; она продолжает поддерживать слухи о романе
Стрикленда с французской танцовщицей.
Через пять лет, вновь оказавшись
в Париже, автор встречает своего приятеля Дирка Стрева, низенького, толстенького
голландца с комической внешностью, до нелепости доброго, писавшего хорошо
продающиеся сладенькие итальянские жанровые сценки. Будучи посредственным
художником, Дирк, однако, великолепно разбирается в искусстве и верно служит
ему. Дирк знает Стрикленда, видел его работы (а этим могут похвастаться очень
немногие) и считает его гениальным художником, а потому нередко ссужает деньгами,
не надеясь на возврат и не ожидая благодарности. Стрикленд действительно часто
голодает, но его не тяготит нищета, он словно одержимый пишет свои картины,
не заботясь ни о достатке, ни об известности, ни о соблюдении правил человеческого
общежития, и как только картина закончена, он теряет к ней интерес — не выставляет,
не продает и даже просто никому не показывает.
На глазах автора разыгрывается
драма Дирка Стрева. Когда Стрикленд тяжело заболел, Дирк спас его от смерти,
перевез к себе и вдвоем с женой выхаживал до полного выздоровления. В «благодарность»
Стрикленд вступает в связь с его женой Бланш, которую Стрев любит больше всего
на свете. Бланш уходит к Стрикленду. Дирк совершенно раздавлен.
Такие вещи совсем в духе Стрикленда:
ему неведомы нормальные человеческие чувства. Стрикленд слишком велик для
любви и в то же время ее не стоит.
Через несколько месяцев Бланш
кончает жизнь самоубийством. Она любила Стрикленда, а он не терпел притязаний
женщин на то, чтобы быть его помощницами, друзьями и товарищами. Как только
ему надоело писать обнаженную Бланш (он использовал ее как бесплатную натурщицу),
он оставил ее. Бланш не смогла вернуться к мужу, как ядовито заметил Стрикленд,
не в силах простить ему жертв, которые он принес (Бланш была гувернанткой,
ее соблазнил сын хозяина, а когда открылось, что она беременна, ее выгнали;
она пыталась покончить с собой, тогда-то Стрев и женился на ней). После смерти
жены Дирк, убитый горем, навсегда уезжает на родину, в Голландию.
Когда наконец Стрикленд показывает
автору свои картины, они производят на него сильное и странное впечатление.
В них чувствуется неимоверное усилие выразить что-то, желание избавиться от
силы, владеющей художником, — словно он познал душу Вселенной и обязан воплотить
ее в своих полотнах...
Когда судьба забрасывает автора
на Таити, где Стрикленд провел последние годы своей жизни, он расспрашивает
о художнике всех, кто его знал. Ему рассказывают, как Стрикленд, без денег,
без работы, голодный, жил в ночлежном доме в Марселе; как по поддельным документам,
спасаясь от мести некоего Строптивого Билла, нанялся на пароход, идущий в
Австралию, как уже на Таити работал надсмотрщиком на плантации... Жители острова,
при жизни считавшие его бродягой и не интересовавшиеся его «картинками», очень
жалеют, что в свое время упустили возможность за гроши купить полотна, стоящие
теперь огромные деньги. Старая таитянка, хозяйка отеля, где живет автор, поведала
ему, как она нашла Стрикленду жену — туземку Ату, свою дальнюю родственницу.
Сразу после свадьбы Стрикленд и Ата ушли в лес, где у Аты был небольшой клочок
земли, и следующие три года были самыми счастливыми в жизни художника. Ата
не докучала ему, делала все, что он велел, воспитывала их ребенка...
Стрикленд умер от проказы.
Узнав о своей болезни, он хотел уйти в лес, но Ата не пустила его. Они жили
вдвоем, не общаясь с людьми. Несмотря на слепоту (последняя стадия проказы),
Стрикленд продолжал работать, рисуя на стенах дома. Эту настенную роспись
видел только врач, который пришел навестить больного, но уже не застал его
в живых. Он был потрясен. В этой работе было нечто великое, чувственное и
страстное, словно она была создана руками человека, проникшего в глубины природы
и открывшего ее пугающие и прекрасные тайны. Создав эту роспись, Стрикленд
добился того, чего хотел: он изгнал демона, долгие годы владевшего его душой.
Но, умирая, он приказал Ате после его смерти сжечь дом, и она не посмела нарушить
его последнюю волю.
Вернувшись в Лондон, автор
вновь встречается с миссис Стрикленд. После смерти сестры она получила наследство
и живет очень благополучно. В ее уютной гостиной висят репродукции работ Стрикленда,
и она ведет себя так, словно с мужем у нее были прекрасные отношения.
Слушая миссис Стрикленд, автор
почему-то вспоминает сына Стрикленда и Аты, словно воочию увидев его на рыбацкой
шхуне. А над ним — густую синеву небес, звезды и, насколько хватает глаза,
водную пустыню Тихого океана.
Г. Ю. Шульга
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |