АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Уильям Сомерсет Моэм (William
Somerset Maugham) 1874–1965
Бремя страстей человеческих
(Of Human Bondage) — Роман (1915)
Действие происходит в начале
XX в.
Девятилетний Филип Кэри остается
сиротой, и его отправляют на воспитание к дяде-священнику в Блэкстебл. Священник
не испытывает к племяннику нежных чувств, но в его доме Филип находит множество
книг, которые помогают ему забыть об одиночестве.
В школе, куда отдали мальчика,
однокашники издеваются над ним (Филип хром от рождения), отчего он становится
болезненно робок и застенчив — ему кажется, что страдания — удел всей его
жизни. Филип молит Бога сделать его здоровым, и в том, что чуда не происходит,
винит одного себя — он думает, что ему не хватает веры.
Он ненавидит школу и не хочет
поступать в Оксфорд. Вопреки желанию дяди, он стремится поучиться в Германии,
и ему удается настоять на своем.
В Берлине Филип подпадает
под влияние одного из своих соучеников, англичанина Хэйуорда, который кажется
ему незаурядным и талантливым, не замечая, что нарочитая необычность того
— лишь поза, за которой не стоит ничего. Но споры Хэйуорда и его собеседников
о литературе и религии оставляют огромный след в душе Филипа: он вдруг понимает,
что больше не верит в Бога, не боится ада и что человек отвечает за свои поступки
только перед собой.
Пройдя курс в Берлине, Филип
возвращается в Блэкстебл и встречает там мисс Уилкинсон,
дочь бывшего помощника мистера Кэри. Ей около тридцати, она жеманна
и кокетлива, поначалу она не нравится Филипу, но тем не менее вскоре становится
его любовницей. Филип очень горд, в письме Хэйуорду он сочиняет красивую романтическую
историю. Но когда реальная мисс Уилкинсон уезжает, чувствует огромное облегчение и грусть оттого, что
реальность так не похожа на мечты.
Дядя, смирившись с нежеланием
Филипа поступать в Оксфорд, отправляет его в Лондон обучаться профессии присяжного
бухгалтера. В Лондоне Филипу плохо: друзей нет, а работа наводит нестерпимую
тоску. И когда от Хэйуорда приходит письмо с предложением уехать в Париж и
заняться живописью, Филипу кажется, что это желание давно зрело в душе у него
самого. Проучившись лишь год, он, несмотря на возражения дяди, уезжает в Париж.
В Париже Филип поступил в
художественную студию «Амитрино»; освоиться на новом месте ему помогает Фанни
Прайс — она очень некрасива и неопрятна, ее терпеть не могут за грубость и
огромное самомнение при полном отсутствии способностей к рисованию, но Филип
все равно благодарен ей.
Жизнь парижской богемы изменяет
мировоззрение Филипа: он больше не считает этические задачи основными для
искусства, хотя смысл жизни по-прежнему видит в христианской добродетели.
Поэт Кроншоу, не согласный с такой позицией, предлагает Филипу для постижения
истинной цели человеческого существования посмотреть на узор персидского ковра.
Когда Фанни, узнав, что летом
Филип с приятелями уезжает из Парижа, устроила безобразную сцену, Филип понял,
что она влюблена в него. А по возвращении он не увидел Фанни в студии и, поглощенный
занятиями, забыл о ней. Через несколько месяцев от Фанни приходит письмо с
просьбой зайти к ней: она три дня ничего не ела. Придя, Филип обнаруживает,
что Фанни покончила с собой. Это потрясло Филипа. Его мучает чувство вины,
но больше всего — бессмысленность подвижничества Фанни. Он начинает сомневаться
и в своих способностях к живописи и обращается с этими сомнениями к одному
из учителей. И действительно, тот советует ему начать жизнь заново, ибо из
него может получиться лишь посредственный художник.
Известие о смерти тети заставляет
Филипа поехать в Блэкстебл, и в Париж он больше не вернется. Расставшись с
живописью, он хочет изучать медицину и поступает в институт при больнице св.
Луки в Лондоне. В своих философских размышлениях Филип приходит к выводу,
что совесть — главный враг личности в борьбе за свободу, и создает себе новое
жизненное правило: надо следовать своим естественным наклонностям, но с должной
оглядкой на полицейского за углом.
Однажды в кафе он заговорил
с официанткой по имени Милдред; она отказалась поддержать беседу, задев его
самолюбие. Скоро Филип понимает, что влюблен, хотя прекрасно видит все ее
недостатки: она некрасива, вульгарна, ее манеры полны отвратительного жеманства,
ее грубая речь говорит о скудости мысли. Тем не менее Филип хочет получить
ее любой ценой, вплоть до женитьбы, хотя и осознает, что это будет гибелью
для него. Но Милдред заявляет, что выходит замуж за другого, и Филип, понимая,
что главная причина его мучений — уязвленное тщеславие, презирает себя не
меньше, чем Милдред. Но нужно жить дальше: сдавать экзамены, встречаться с
друзьями...
Знакомство с молодой симпатичной
женщиной по имени Нора Несбит — она очень мила, остроумна, умеет легко относиться
к жизненным неурядицам — возвращает ему веру в себя и залечивает душевные
раны. Еще одного друга Филип находит, заболев гриппом: за ним заботливо ухаживает
его сосед, врач Гриффитс.
Но Милдред возвращается —
узнав, что она беременна, ее нареченный сознался, что женат. Филип оставляет
Нору и принимается помогать Милдред — так сильна его любовь. Новорожденную
девочку Милдред отдает на воспитание, не испытывая к дочери никаких чувств,
но зато влюбляется в Гриффитса и вступает с ним в связь. Оскорбленный Филип
тем не менее втайне надеется, что Милдред снова вернется к нему. Теперь он
часто вспоминает о Hope: она любила его, а он поступил с ней гнусно. Он хочет вернуться
к ней, но узнает, что она помолвлена. Скоро до него доходит слух, что Гриффитс
порвал с Милдред: она быстро надоела ему.
Филип продолжает учиться и
работать ассистентом в амбулатории. Общаясь со множеством самых разных людей,
видя их смех и слезы, горе и радость, счастье и отчаяние, он понимает, что
жизнь сложнее абстрактных понятий о добре и зле. В Лондон приезжает Кроншоу,
который наконец собрался издать свои стихи. Он очень болен: перенес воспаление
легких, но, не желая слушать врачей, продолжает пить, ибо только выпив, становится
самим собой. Видя бедственное положение старого друга, Филип перевозит его
к себе; тот вскоре умирает. И опять Филипа угнетает мысль о бессмысленности
его жизни, и изобретенное при аналогичных обстоятельствах жизненное правило
теперь кажется ему глупым.
Филип сближается с одним из
своих пациентов, Торпом Ательни, и очень привязывается к нему и его семье:
гостеприимной жене, здоровым веселым детям. Филипу нравится бывать у них в
доме, греться у их уютного очага. Ательни знакомит его с картинами Эль Греко.
Филип потрясен: ему открылось, что самоотречение не менее страстно и решительно,
чем покорность страстям.
Вновь встретив Милдред, которая
теперь зарабатывает на жизнь проституцией, Филип из жалости, уже не испытывая
к ней прежних чувств, предлагает ей поселиться у него в качестве прислуги.
Но она не умеет вести хозяйство и не желает искать работу. В поисках денег
Филип начинает играть на бирже, и первый опыт ему удается настолько, что он
может позволить себе и прооперировать больную ногу и поехать с Милдред к морю.
В Брайтоне они живут в отдельных
комнатах. Милдред это злит: она хочет убедить всех, что Филип — ее муж, и
по возвращении в Лондон пытается его соблазнить. Но это ей не удается — теперь
Филип испытывает к ней физическое отвращение, и она в ярости уходит, устроив
погром в его доме и забрав ребенка, к которому Филип успел привязаться.
Все сбережения Филипа ушли
на переезд из квартиры, которая вызывает у него тяжелые воспоминания и к тому
же слишком велика для него одного. Чтобы как-то поправить положение, он вновь
пытается играть на бирже и разоряется. Дядя отказывает ему в помощи, и Филип
вынужден оставить учебу, съехать с квартиры, ночевать на улице и голодать.
Узнав о бедственном положении Филипа, Ательни устраивает его на работу в магазин.
Весть о смерти Хэйуорда заставляет
Филипа снова задуматься о смысле человеческой жизни. Он вспоминает слова уже
умершего Кроншоу о персидском ковре. Сейчас он толкует их так: хотя человек
и плетет узор своей жизни бесцельно, но, вплетая различные нити и создавая
рисунок по своему усмотрению, он должен удовлетворяться этим. В уникальности
рисунка и состоит его смысл. Тогда же происходит последняя встреча с Милдред.
Она пишет, что больна, что ее ребенок умер; кроме того, придя к ней, Филип
выясняет, что она вернулась к прежним занятиям. После тягостной сцены он уходит
навсегда — этот морок его жизни наконец рассеивается.
Получив наследство после смерти
дяди, Филип возвращается в институт и, окончив учебу, работает ассистентом
у доктора Саута, причем настолько успешно, что тот предлагает Филипу стать
его компаньоном. Но Филип хочет отправиться путешествовать, «дабы обрести
землю обетованную и познать самого себя».
Между тем старшая дочь Ательни,
Салли, очень нравится Филипу, и однажды на сборе хмеля он поддается своим
чувствам... Салли сообщает, что беременна, и Филип решает принести себя в
жертву и жениться на ней. Потом оказывается, что Салли ошиблась, но Филип
почему-то не чувствует облегчения. Вдруг он понимает, что брак — не самопожертвование,
что отказ от выдуманных идеалов ради семейного счастья если и является поражением,
то оно лучше всех побед... Филип просит Салли стать его женой. Она соглашается,
и Филип Кэри наконец обретает ту обетованную землю, к которой так долго стремилась
его душа.
Г. Ю. Шульга
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |