НЕМЕЦКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Томас
Манн (Thomas Mann) 1875–1955
Доктор
Фаустус.Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная
его другом (Doktor Faustus. Das Leben des deutschen
Tonsetzers Adrian Leverkuhn, erzahlt von einem Freunde) — Роман (1947)
Рассказ ведется от лица доктора философии Серенуса Цейтблома.
Родившись в 1883 г., он оканчивает гимназию городка Кайзерсашерна, потом университет,
становится преподавателем классических языков и обзаводится семьей.
Адриан Леверкюн на два года
моложе. Раннее детство он проводит в родительском поместье, недалеко от Кайзерсашерна.
Весь уклад жизни семьи, в которой еще двое детей, воплощает добропорядочность
и прочную приверженность традиции.
В Адриане рано проявляются
способности к наукам, и его отдают в гимназию. В городе он живет в доме дядюшки,
который держит магазин музыкальных инструментов. Несмотря на блестящие успехи
в учебе, мальчик отличается несколько высокомерным и скрытным нравом и не
по годам любит одиночество.
В четырнадцатилетнем возрасте
Адриан впервые обнаруживает интерес к музыке и по совету дяди начинает брать
уроки у музыканта Венделя Кречмара. Тот, несмотря на сильное заикание, читает
увлекательные публичные лекции по теории и истории музыки и прививает молодым
людям тонкий музыкальный вкус.
По окончании гимназии Адриан
Леверкюн изучает богословие в университете города Галле, куда перебирается
и Цейтблом. Среди профессоров оказывается немало интересных людей: так, преподаватель
психологии религии Шлепфус излагает своим ученикам теорию о реальном присутствии
магии и демонизма в человеческой жизни. Наблюдая Адриана в обществе сверстников,
Цейтблом все более убеждается в незаурядности его натуры.
Леверкюн продолжает поддерживать
связь с Кречмаром и, когда того приглашают в консерваторию в Лейпциге, переезжает
тоже. Он разочаровывается в богословии и теперь изучает философию, но сам
все больше тяготеет к музыке. Однако Кречмар считает, что атмосфера такого
учебного заведения, как консерватория, для его таланта может оказаться губительной.
В день приезда в Лейпциг Адриана вместо харчевни приводят в публичный дом.
К чуждому распутства юноше подходит девушка с миндалевидными глазами и пытается
погладить по щеке; он бросается прочь. С тех пор ее образ не
покидает его, однако проходит год, прежде чем юноша решается ее найти.
Ему приходится ехать за ней в Братиславу, но, когда Адриан наконец находит
девушку, та предупреждает его, что больна сифилисом; тем не менее он настаивает
на близости. Вернувшись в Лейпциг, Адриан возобновляет занятия, но вскоре
оказывается вынужден обратиться к врачу. Не доведя лечение до конца, врач
внезапно умирает. Попытка найти другого лекаря также оканчивается безуспешно:
врача арестовывают. Больше юноша решает не лечиться.
Он увлеченно сочиняет. Самым
знаменательным его творением того периода становится цикл песен на стихи поэта-романтика
Брентано. В Лейпциге Леверкюн сводит знакомство с поэтом и переводчиком Шильдкнапом,
которого уговаривает сочинить оперное либретто по пьесе Шекспира «Бесплодные
усилия любви».
В 1910 г. Кречмар получает
пост главного дирижера Любекского театра, а Леверкюн переезжает в Мюнхен,
где снимает комнату у вдовы сенатора по фамилии Родде и двух ее взрослых дочерей
— Инесы и Клариссы. В доме регулярно устраиваются званые вечера, и среди новых
знакомых Леверкюна много артистической публики, в частности талантливый молодой
скрипач Рудольф Швердтфегер. Он настойчиво ищет дружбы Адриана и даже просит
написать для него скрипичный концерт. Вскоре в Мюнхен переезжает и Шильдкнап.
Нигде не находя себе покоя,
Леверкюн уезжает в Италию вдвоем с Шильдкнапом. Жаркое лето они коротают в
горном селении Палестрина. Там его навещают супруги Цейтблом. Адриан много
работает над оперой, и Цейтблом находит его музыку в высшей степени удивительной
и новаторской.
Здесь с Леверкюном происходит
эпизод, детальное описание которого много позже обнаруживает в его нотной
тетради Серенус Цейтблом. Ему является сам дьявол и объявляет о своей причастности
к тайной болезни Адриана и неустанном внимании к его судьбе. Сатана прочит
Леверкюну выдающуюся роль в культуре нации, роль провозвестника новой эры,
названной им «эрой новейшего варварства». Дьявол заявляет, что, осознанно
заразившись нехорошей болезнью, Адриан заключил сделку с силами зла, с тех
пор для него идет отсчет времени я через двадцать четыре года сатана призовет
его к себе. Но есть одно условие: Леверкюн должен навсегда отказаться от?
любви.
Осенью 1912 г. друзья возвращаются
из Италии, и Адриан снимает комнату в поместье Швейгештилей, недалеко от Мюнхена,
которое примечает еще раньше, во время своих загородных прогулок: это место
удивительно походит на хутор его родителей. Сюда к нему начинают наведываться
мюнхенские друзья и знакомые.
Закончив оперу, Леверкюн снова
увлекается сочинением вокальных пьес. В силу своего новаторства они не встречают
признания широкой публики, но исполняются во многих филармониях Германии и
приносят автору известность. В 1914 г. он пишет симфонию «Чудеса Вселенной».
Начавшаяся мировая война Леверкюна никак не затрагивает, он продолжает жить
в доме Швейгештилей и по-прежнему много работает.
Инеса Родде Тем временем выходит
замуж за профессора по фамилии Инститорис, хотя сгорает от невысказанной любви
к Швердтфегеру, в чем сама признается автору. Вскоре она вступает в связь
со скрипачом, мучаясь, однако, сознанием неизбежности разрыва. Ее сестра Кларисса
тоже покидает родной дом, дабы безраздельно посвятить себя сцене, а стареющая
сенаторша Родде перебирается в Пфейферинг и селится недалеко от Леверкюна,
который в это время уже Принимается за ораторию «Апокалипсис». Он задумывает
своей демонической музыкой показать человечеству ту черту, к которой оно Приближается.
Весной 1922 г. в Пфейферийг
к матери возвращается Кларисса Родде. Пережив творческий крах и крушение надежд
на личное счастье, она кончает счеты с жизнью, выпивая яд.
Леверкюн наконец внимает просьбам
Швердтфегера и посвящает ему концерт, который имеет шумный успех. Повторное
его исполнение проходит в Цюрихе, где Адриан и Рудольф знакомятся с театральной
художницей Мари Годе. Спустя несколько месяцев она приезжает в Мюнхен, а через
считанные дни скрипач просит Леверкюна его посватать. Тот нехотя соглашается
и признается, что и сам немного влюблен. Через два дня все уже знают о помолвке
Рудольфа с Мари. Свадьба должна состояться в Париже, где у скрипача новый
контракт. Но по дороге с прощального концерта в Мюнхене он встречает смерть
от руки Инесы Родде, которая в порыве ревности стреляет в него прямо в трамвае.
Через год после трагедии наконец публично исполняется «Апокалипсис». Концерт
проходит с сенсационным успехом, но автор в силу большой душевной подавленности
на нем не присутствует. Композитор продолжает писать дивные камерные пьесы,
одновременно у него зреет план кантаты «Плач доктора Фаустуса».
Летом 1928 г. к Леверкюну
в Пфейферинг привозят погостить младшего племянника, пятилетнего Непомука
Шнейдевейна. Адриан всем сердцем привязывается к обаятельному и кроткому малышу,
близость которого составляет едва ли не самую светлую полосу в его жизни.
Но спустя два месяца мальчик заболевает менингитом и в считанные дни в муках
умирает. Врачи оказываются бессильны.
Следующие два года становятся
для Леверкюна годами напряженной творческой активности: он пишет свою кантату.
В мае 1930 г. он Приглашает друзей и знакомых прослушать его новое сочинение.
Собирается человек тридцать гостей, и тогда он произносит исповедь, в которой
признается, что все созданное им на протяжении последних двадцати четырех
лет — промысел сатаны. Его невольные попытки нарушить запрет дьявола на любовь
(дружба с юношей-скрипачом, намерение жениться и даже любовь к невинному ребенку)
приводят к гибели всех, на кого направлена его привязанность, вот почему он
считает себя не только грешником, но и убийцей. Шокированные, многие уходят.
Леверкюн начинает было играть
на рояле свое творение, но вдруг Падает на пол, а когда приходит в себя, начинают
проявляться признаки безумия. После трех месяцев лечения в клинике матери
разрешают забрать его домой, и она до конца дней ухаживает за ним,
как за, малым ребенком. Когда в 1935 г. Цейтблом приезжает поздравить друга
с пятидесятилетием, тот его не узнает, а еще через пять лет гениальный композитор
умирает.
Повествование перемежается
авторскими отступлениями о современной ему Германии, полными драматизма рассуждениями
о трагической участи «государства-чудовища», о неизбежном крахе нации, вздумавшей
поставить себя над миром; автор проклинает власть, погубившую собственный
народ под лозунгами его процветания.
С. Б. Володина
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |