АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Синклер Льюис (Sinclair
Lewis) 1885–1951
Главная улица (Main
Street) — Роман (1920)
Молодая девушка, Кэрол Милфорд, заканчивает Блоджет-колледж в Сент-Поле и
раздумывает о том, какому бы благородному занятию ей посвятить свою жизнь.
Она намерена в любом деле, каким бы ни занялась, добиться значительных результатов.
Сначала она год работает в Чикаго, в городской библиотеке, затем в публичной
библиотеке Сент-Пола. Однажды в гостях она знакомится с доктором Уилом Кенникотом
из Гофер-Прери, небольшого городка в две-три тысячи жителей, и через некоторое
время выходит за него замуж.
Приехав в Гофер-Прери, Кэрол приходит в уныние от несуразности строений и
неблагоустроенности городка в целом. В честь Кэрол местная элита, к которой
принадлежит и ее муж, устраивает вечер в доме Сэма Кларка, владельца скобяной
лавки. В одежде, в манере держаться этих людей Кэрол видит лишь удручающую
провинциальность и зажатость. Среди них есть и хозяин галантерейного магазина
Гарри Хейдок со своей женой Хуанитой, и хозяин аптеки Дэйв Дайер с женой,
и владелец лесопилки Джэк Элдер, и первый богач в городе Люк Доусон... Единственное
развлечение, которое эти люди позволяют себе на подобных праздниках, остается
неизменным из года в год: кто-то рассказывает один и тот же старый анекдот,
другой декламирует из раза в раз все те же стихи, третий поет и так далее.
После подобных «развлечений» мужчины и женщины разбиваются по группкам и ведут
обычные в их среде разговоры, без тени новизны: мужчины беседуют о машинах,
о делах, а женщины — о детях и о кухне. Даже сплетни не дают достаточных тем
для разговора. Время от времени молчание, словно туман, заволакивает комнату.
Затем приходит время ужина: сандвичи с курятиной, кекс, мороженое. Теперь
у всех есть занятие и все довольны. После ужина можно в любую минуту уйти
домой и лечь спать.
Кэрол берет в дом служанку Би Серенсон, шведку, крепкую и смешливую девушку,
которой надоела работа на ферме и которая приехала в Гофер-Прери одновременно
с Кэрол. Вскоре молодые женщины, несмотря на разницу в общественном положении,
становятся подругами.
Кэрол хочется переделать весь городок, она смутно жаждет иметь кого-нибудь,
с кем она могла бы делиться мыслями. Однажды к ней приходит мисс Вайда Шервин,
учительница в средней школе, несколько лет назад приехавшая в город работать
по контракту и уже успевшая занять в нем видное место благодаря своей активной
и деятельной натуре. Вайда становится для Кэрол второй подругой и относится
к девушке чуть покровительственно, поскольку старше жены Кенникота лет на
десять и лучше знакома с обитателями городка, его нравами и проблемами.
Устраивая новоселье в своем доме, Кэрол прилагает максимум усилий, использует
всю свою изобретательность, чтобы вечер прошел весело и гости не скучали.
Она устраивает игры, шарады, угощает гостей оригинальными блюдами, делает
все, чтобы внести свежую струю в манеру городской верхушки устраивать праздники.
Ей кажется, что ее задумка удалась, однако впоследствии выясняется, что ее
вечер породил лишь зависть у тех, кто не мог себе позволить приобрести такой
мебели, какую купила Кэрол, недовольство лавочников, торгующих мебелью, тем,
что приобрела она ее не у них, и упреки в излишней экстравагантности и желании
выделиться. Следующий устроенный кем-то вечер проходит так же скучно, как
и все предыдущие.
С наступлением зимы Кэрол обнаруживает, что ей абсолютно нечего делать: пойти
работать ей, как жене доктора, было бы неприлично, с ребенком Кенникот пока
не хочет спешить. Кэрол остается лишь начать давно задуманные преобразования
или настолько слиться с городом, чтобы истратить свою энергию на посещение
церкви, образовательного клуба и игру в бридж в клубе «Веселых семнадцати»,
состоящем из молодых женщин, чьи мужья принадлежат к верхушке городского общества.
Понемногу Кэрол начинает ощущать некоторый холодок в отношениях с жителями,
которые считают ее гордячкой и слишком большой модницей. Кэрол переживает
и чувствует себя одинокой. Ей кажется, что бы она ни делала, городок исподтишка
следит за ней и обсуждает ее. Вайда, желая развеять Кэрол, отводит ее в образовательный
Танатопсис-клуб, где женщины читают новые журналы и обсуждают текущие события,
а также вопросы литературы, архитектуры, домоводства. Кэрол принимает решение
«биться», а не быть съеденной и начинает свои попытки переделать город, разбудить
его. Она пробует добыть денег у местных богачей на постройку новой ратуши,
новой школы и церкви, но у нее ничего не выходит. Всюду она наталкивается
на косность и внутреннее сопротивление.
Однажды Кэрол знакомится с Майлсом Бьернстамом, водопроводчиком и печником,
которого в городе называют «красным шведом» за живущий в нем бунтарский дух.
В момент душевных сомнений он поддерживает Кэрол, советуя ей не обращать внимания
на окружающих, подобно тому, как чайка, парящая в небе, не обращает внимания
на сгрудившихся на берегу тюленей. Понемногу отношения Кэрол с Гофер-Прери
нормализуются, что стоит ей немалых усилий и некоторого притворства. В декабре
у Кэрол происходит серьезный разговор с мужем, их первая ссора, которая все
же позволяет ей лучше понять Кенникота, его устремления и тайные надежды.
В результате весь следующий месяц Кэрол влюблена в мужа, как, вероятно, не
была влюблена никогда прежде. Укреплению ее чувства способствует и то, что
однажды она присутствует на операции, которую в чрезвычайно сложных и опасных
условиях проводит Кенникот. Однако через некоторое время ее пыл остывает,
она ощущает, что ее муж слишком приземлен, слишком привязан к своей работе,
автомобилю, охоте, к друзьям и перепродаже земельных участков. Она несколько
остывает к мужу и даже переселяется из общей спальни в отдельную комнату.
Как-то однажды после очередной совместной поездки с друзьями за город Кэрол
решает организовать любительский театр. Ее замысел поддерживают многие ee
знакомые. После многочисленных репетиций состоится спектакль, который поражает
Кэрол бездарностью игры актеров, но все остаются довольны: актеры самими собой,
а зрители тем, что увидели своих знакомых в новом амплуа. Для Кэрол с театром
покончено. Ей вновь нечем заняться.
В июне Би и Майлс Бьернстам, ухаживавший за ней с зимы, вступают в брак,
и Кэрол лишается своей служанки и наперсницы. Преемницей Би становится пожилая
молчаливая Оскарина, которая относится к Кэрол по-матерински и берется за
свои кухонные обязанности так же ревностно, как и Би.
Через несколько месяцев на Европу обрушивается мировая война, от которой
Гофер-Прери сначала содрогается в сладостном ужасе, но затем снова затихает.
Кэрол в это время ждет ребенка. У нее рождается здоровенький мальчик с прямой
спинкой и сильными ножками, которого называют Хью и который придает смысл
ее вялотекущему существованию. К мужу ее уже больше не тянет так, как прежде.
Кенникот чувствует себя заброшенным и попадает в любовные сети Мод Дайер,
жены аптекаря, у которой нелады с собственным мужем. Время от времени Кенникот
изменяет Кэрол, хотя по-прежнему любит только ее одну. Кэрол же все свое время
посвящает Хью, который очень любит играть с сыном Би, Олафом Бьернстамом.
Однажды, выпив воды из зараженного колодца, Би заболевает тифом и через несколько
дней умирает. Для Кэрол это тяжелейший удар.
Вскоре в городе появляется новое лицо: молодой, очень красивый швед, портной
по профессии, Эрик Вальберг. Кэрол сразу же усматривает в нем индивидуальность,
одухотворенную натуру. Молодые люди находят, что у них много общего, и начинают
часто встречаться. Кэрол испытывает к нему такое чувство, которое никогда
не испытывала к мужу. Поддавшись ему и страстным речам Эрика, она уже готова
бросить мужа. Лишь благоразумие и сдержанность Кенникота помогают ему убедить
жену не оставлять семью. Кэрол задыхается в Гофер-Прери и вместе с мужем вынуждена
на полгода отправиться в путешествие по побережью Америки. Вернувшись, она
по-прежнему ощущает, что не может больше оставаться дома, где жизнь протекает
по-старому, поэтому она забирает Хью и уезжает в Вашингтон. Там она работает
в «Бюро страхования от военного риска», общается с интересными и знающими
людьми, живет полнокровной жизнью. Через год после отъезда жены Кенникот приезжает
навестить ее и сына. К тому времени Кэрол успевает узнать, что и здесь есть
свои разочарования, что в послеобеденные часы работа в конторе смертельно
утомительна, что любая канцелярия полна интриг и сплетен, словно какой-нибудь
Гофер-Прери. Она узнает, что большинство женщин, служащих в правительственных
учреждениях, ведут нездоровый образ жизни, живут в тесных комнатках и питаются
как попало. Но она узнала также, что служащие женщины могут знакомиться и
заводить себе друзей и врагов так же открыто, как и мужчины, и наслаждаться
блаженством, совершенно недоступным домашним хозяйкам, — свободным воскресным
днем. Она чувствует, что ee работа связана с заботами людей, рассеянных по
всей стране, является частью огромных дел, не ограниченных Главной улицей
и кухней. Вместе с Кенникотом и Хью она на две недели едет к морю. Она колеблется,
не вернуться ли ей в Гофер-Прери. Кенникот, однако, считает, что Кэрол должна
все хорошенько обдумать. В ней иссякла активная ненависть к Гофер-Прери, теперь
она видит в нем молодой город тружеников. Еще через пять месяцев Кэрол возвращается
домой. В Вашингтоне ей казалось, что весь мир преображается, но, вернувшись
домой, понимает, что это не так. В августе у нее рождается дочка. Кэрол уже
не так болезненно реагирует на несовершенство Гофер-Прери, она стала более
зрелой, но так и не желает мириться с тем, что в городе ничего нельзя изменить,
и готова вновь, но уже без прежней горячности, посвятить себя его преобразованию.
Е. В. Семина
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |