ПОЛЬСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Станислав
Лем (Stanislaw Lem) р. 1921
Солярис
(Solaris) — Роман (1959–1960)
В будущем — очень далеком от нас «космическом будущем»
человечества — послышатся эти прощальные слова: «Кельвин, ты летишь. Всего
хорошего!» Психолог Кельвин в неимоверном отдалении от Земли десантируется
с космолета на припланетную станцию — это огромный серебристый кит, парящий
над поверхностью планеты Солярис. Станция кажется пустой, она странно замусорена,
Кельвина никто не встречает, а первый же человек, увидевший психолога, пугается
чуть ли не до смерти. Человека зовут Снаут, он заместитель начальника станции
Гибаряна. Он хрипит с отвращением: «Я тебя не знаю, не знаю. Чего ты хочешь?»
— хотя станция была извещена о прибытии Кельвина. А потом, опомнившись, говорит,
что Гибарян, друг и коллега Кельвина, покончил с собой и что новоприбывший
не должен ничего делать и не должен нападать, если увидит кого-то еще, кроме
него, Снаута, и третьего члена экипажа, физика Сарториуса. На вопрос: «Кого
я могу увидеть?!» — Снаут, в сущности, не отвечает. И очень скоро Кельвин
встречает в коридоре огромную голую негритянку, «чудовищную Афродиту» с огромными
грудями и слоновьим задом. Ее не может быть на станции, это похоже на галлюцинацию.
Мало того, когда новоприбывший приходит к Сарториусу, физик не пускает его
в свою каюту — стоит, заслоняя спиною дверь, а там слышна беготня и смех ребенка,
потом дверь начинают дергать, и Сарториус кричит неистовым фальцетом: «Я сейчас
вернусь! Не надо! Не надо!!» И кульминация бреда — Кельвин входит в холодильную
камеру, чтобы увидеть тело Гибаряна, и обнаруживает рядом с мертвецом ту самую
негритянку — живую и теплую, несмотря на ледяной холод. Еще одна поразительная
деталь: ее босые ступни не стерты и не деформированы ходьбой, кожа их тонка,
как у младенца.
Кельвин решает было, что сошел
с ума, но ведь он — психолог и знает, как в этом убедиться. Устраивает себе
проверку и резюмирует: «Я не сошел с ума. Последняя надежда исчезла».
Ночью он просыпается и видит
рядом с собою Хэри, свою жену, погибшую десять лет назад, убившую себя из-за
него, Кельвина. Живую, во плоти и крови, и совершенно спокойную — словно они
расстались вчера. На ней памятное ему платье, обыкновенное платье, но почему-то
без застежки-молнии на спине, и ступни у нее, как у той негритянки, — младенческие.
Кажется, она принимает все как должное и всем довольна, и хочет только одного:
ни на час, ни на минуту не расставаться с Кельвином. Но ему надо уйти, чтобы
как-то разобраться в ситуации. Он пытается связать Хэри — обнаруживается,
что она сильна не по-человечески... Кельвин в ужасе. Он заманивает фантом
жены в одноместную ракету и отправляет на околопланетную орбиту. Казалось
бы, с этим бредом покончено, однако Снаут предупреждает Кельвина, что через
два-три часа «гость» вернется, и рассказывает наконец, что, по его мнению,
происходит. Неотвязных «гостей» насылает на людей Океан планеты Солярис.
Океан этот уже больше сотни
лет занимает умы ученых. Он состоит не из воды, а из протоплазмы, странным
и чудовищным образом перемещающейся, вспучивающейся и создающей гигантские
— бессмысленные на вид — сооружения, в недрах которых время изменяет свое
течение. Их окрестили «городревами», «долгунами», «ми моидами», «симметриадами»,
но никто не знал, отчего и зачем они создаются. У этого живого Океана, кажется,
есть единственная функция: он поддерживает оптимальную орбиту планеты вокруг
двойного Солнца. И вот сейчас, после исследовательского удара жестким излучением,
он стал подсылать к людям фантомов, извлекая их облик из глубин человеческого
подсознания. Кельвину еще повезло: ему «подарена» женщина, которую он некогда
любил, а другим подсылаются их тайные эротические желания, даже не реализованные.
«Такие ситуации... — говорит Снаут, — о которых можно только подумать, и то
в минуту опьянения, падения, безумия... И слово становится плотью». Так полагает
Снаут. Еще он говорит, что «гость» чаще всего появляется, пока человек спит
и сознание его выключено. В это время области мозга, ответственные за память,
более доступны неведомым лучам Океана.
Ученые могли бы покинуть станцию,
но Кельвин хочет остаться. Он думает: «Пожалуй, об Океане мы не узнаем ничего,
но может быть, о себе...» Следующей же ночью Хэри появляется снова, и, как
в былые времена, они становятся любовниками. А утром Кельвин видит, что в
каюте лежат два «совершенно одинаковые белые платья с красными пуговицами»
— оба разрезанные по шву. За этим шоком следует другой: Хэри случайно остается
взаперти и с нечеловеческой силой, раня себя, выламывает дверь. Потрясенный
Кельвин видит, как изувеченные ее руки почти мгновенно заживают. Сама Хэри
тоже в ужасе, ведь она ощущает себя обычным, нормальным человеком...
Пытаясь понять, как «устроена»
Хэри, Кельвин берет у нее кровь для анализа, но под электронным микроскопом
видно, что красные тельца состоят не из атомов, а как бы из ничего — по-видимому,
из нейтрино. Однако «нейтринные молекулы» не могут существовать вне какого-то
особого поля... Физик Сарториус принимает эту гипотезу и берется построить
аннигилятор нейтринных молекул, чтобы уничтожать «гостей». Но Кельвин, оказывается,
этого не хочет. Он уже оправился от шока и любит вновь обретенную жену — кем
бы она ни была. Со своей стороны, Хэри начинает понимать ситуацию, весь ее
трагизм. Ночью, пока Кельвин спит, она включает магнитофон, оставленный Гибаряном
для Кельвина, прослушивает рассказ Гибаряна о «гостях» и, узнав правду, пытается
покончить с собой. Выпивает жидкий кислород. Кельвин видит ее агонию, мучительную
кровавую рвоту, но... Излучение Океана восстанавливает нейтринную плоть за
считанные минуты. Ожившая Хэри в отчаянии — теперь она знает, что мучит Кельвина,
«А что орудие пытки может желать добра и любить, этого я представить себе
не могла», — кричит она. Кельвин в ответ говорит, что любит ее, именно ее,
а не ту, земную женщину, которая убила себя из любви к нему. Это правда, и
он в полной растерянности: ведь ему предстоит возвращение на Землю, а любимая
женщина может существовать только здесь, в таинственном поле излучения Океана,
Он ни на что не может решиться, однако соглашается на предложение Сарториуса
записать токи своего мозга и передать их в виде пучка рентгеновского излучения
Океану. Может быть, прочитав это послание, жидкое чудовище перестанет подсылать
к людям своих фантомов... Луч бьет в плазму, и как будто ничего не происходит,
только у Кельвина начинаются мучительные сновидения, в которых его словно
бы изучают, то разбирая на атомы, то составляя вновь. «Ужас, пережитый в них,
нельзя сравнить ни с чем на свете», — говорит он. Так проходит несколько недель,
Хэри и Кельвин привязываются друг к другу все сильнее, а Сарториус тем временем
проводит какие-то страшные эксперименты, пытаясь избавиться от «гостей». Снаут
говорит о нем: «Наш Фауст наоборот <...> ищет средство от бессмертия».
Наконец в одну из ночей Хэри дает Кельвину снотворное и исчезает. Сарториус
втайне от Кельвина все-таки создал аннигилятор фантомов, и Хэри из великой
любви к Кельвину решилась на гибель — как когда-то, давным-давно... Ушла в
небытие, ушла навсегда, ибо нашествие «гостей» кончилось.
Кельвин в горе. Он мечтает
отомстить мыслящей протоплазме, выжечь ее дотла, но Снауту удается успокоить
товарища. Он говорит, что Океан не хотел ничего дурного, напротив — стремился
делать людям подарки, дарить им самое дорогое, то, что глубже всего запрятано
в памяти. Океан не мог знать, каково истинное значение этой памяти... Кельвин
принимает эту мысль и успокаивается — как будто. И в последней сцене он сидит
на берегу Океана, ощущая его «исполинское присутствие, мощное, неумолимое
молчание», и прощает ему все: «Я ничего не знал, но по-прежнему верил, что
еще не окончилось время жестоких чудес».
В. С. Кулагина-Ярцева
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |