ЯПОНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Автор пересказов В.
С. Санович
Акутагава
Рюноскэ 1892–1927
Нанкинский
Христос — Новелла (1920)
Сун Цзинь-хуа, пятнадцатилетняя
проститутка, сидит дома и грызет арбузные семечки. Время от времени она смотрит
на маленькое бронзовое распятие, висящее на стене ее убогой комнатушки, и
в ее глазах появляется надежда. Цзинь-хуа — католичка. Она стала проституткой,
чтобы прокормить себя и старика отца. Цзинь-хуа уверена, что «господин Христос»
понимает, что у нее на сердце, и ее ремесло не помешает ей попасть на небо,
«иначе господин Христос был бы все равно что полицейский из участка в Яоцзякао».
Когда она говорит об этом японскому туристу, с которым провела ночь, он улыбается
и дарит ей на память нефритовые сережки.
Месяц спустя Цзинь-хуа заболевает
сифилисом, и ей не помогают никакие лекарства. Однажды ее подруга говорит,
что существует поверье, будто болезнь надо поскорее отдать кому-нибудь другому
— тогда через два-три дня человек выздоровеет. Но Цзинь-хуа не хочет никого
заражать дурной болезнью и не принимает гостей, а если кто и заходит, она
только сидит и курит с ним, поэтому гости постепенно перестают к ней ходить
и ей становится все труднее сводить концы с концами. И вот однажды к ней приходит
подвыпивший иностранец — загорелый бородатый мужчина лет тридцати пяти. Он
не понимает по-китайски, но слушает Цзинь-хуа с такой веселой доброжелательностью,
что у девушки становится радостно на душе. Гость кажется ей прекраснее всех
иностранцев, которых она до сих пор видела, не говоря уже о ее земляках из
Нанкина. Однако ее не оставляет чувство, что она где-то уже видела этого человека.
Пока Цзинь-хуа пытается вспомнить, где она могла его видеть, незнакомец поднимает
вверх два пальца — это означает, что он предлагает ей два доллара за ночь.
Цзинь-хуа качает головой. Незнакомец решает, что ее не устраивает цена, и
поднимает три пальца. Так он постепенно доходит до десяти долларов — суммы
огромной для бедной проститутки, но Цзинь-хуа все равно отказывает ему и даже
сердито топает ногой, отчего распятие срывается с крючка и падает к ее ногам.
Поднимая распятие, Цзинь-хуа глядит на лицо Христа, и оно кажется ей живым
подобием лица ее гостя, сидящего за столом.
Ошеломленная своим открытием,
Цзинь-хуа забывает обо всем на свете и отдается иностранцу. Когда она засыпает,
ей снится небесный град; она сидит за столом, уставленным яствами, а за ее
спиной на стуле из сандалового дерева сидит иностранец, и вокруг его головы
сияет нимб. Цзинь-хуа приглашает его разделить с ней трапезу. Иностранец отвечает,
что он, Иисус Христос, не любит китайскую кухню. Он говорит, что если Цзинь-хуа
съест угощение, то ее болезнь за ночь пройдет. Когда Цзинь-хуа просыпается,
рядом с ней никого нет. Она думает, что иностранец с лицом Христа ей тоже
приснился, но в конце концов решает: «Нет, это был не сон». Ей становится
грустно оттого, что человек, которого она полюбила, ушел, не сказав ей на
прощание ни слова, не заплатив обещанные десять долларов. И вдруг она чувствует,
что, благодаря чуду, свершившемуся в ее теле, страшные язвы бесследно
исчезли. «Значит, это был Христос», — решает она и, встав на колени перед
распятием, горячо молится.
Весной следующего года японский
турист, который когда-то уже приходил к Цзинь-хуа, снова навещает ее. Цзинь-хуа
рассказывает ему, как Христос, сойдя однажды ночью в Нанкин, явился ей и исцелил
от болезни. Турист вспоминает, как некий метис по имени Джордж Мерри, человек
дурной, недостойный, хвастался, что провел в Нанкине ночь с проституткой,
а когда та уснула, сбежал потихоньку. Он слышал также, что потом этот человек
сошел с ума на почве сифилиса. Он догадывается, что Цзинь-хуа заразила Джорджа
Мерри, но не желает разочаровывать набожную женщину. «И ты ни разу с тех пор
не болела?» — спрашивает японский турист. «Нет, ни разу», — твердо отвечает
Цзинь-хуа с ясным лицом, продолжая грызть арбузные семечки.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |