ЯПОНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Автор пересказов В.
С. Санович
Абэ
Кобо 1924–1993
Человек-ящик
— Роман-притча (1973)
Человек-ящик, сидя в своем
ящике, приступает к запискам о человеке-ящике. Он подробно описывает, какой
ящик пригоден для человека-ящика, как его нужно оборудовать, чтобы в нем было
удобно находиться в любую погоду, какие вещи необходимы человеку-ящику. Наиболее
пригоден ящик из гофрированного картона. В ящике следует вырезать окошко и
завесить его полиэтиленовой шторкой, разрезанной пополам: коротким движением
головы вправо или влево края шторки чуть раздвигаются, и можно увидеть все,
что делается вокруг. В момент, когда человек влезает в картонный ящик и выходит
на улицу, исчезают и ящик, и человек, и появляется совершенно новое существо
— человек-ящик.
У каждого человека-ящика своя
история. Вот история А. Под его окнами поселился человек-ящик. Его присутствие
очень раздражало А., и, чтобы человек-ящик убрался, А. выстрелил в него из
духового ружья. Человек-ящик ушел, и А. начал забывать о нем. Но вот однажды
А. купил новый холодильник. Когда он вынул его из ящика, ему неудержимо захотелось
залезть в ящик самому. Каждый день, вернувшись с работы, он некоторое время
проводил в ящике от холодильника, а через неделю сроднился с ним настолько,
что уже не захотел вылезать из него. Надев на себя ящик, А. вышел на улицу
и домой уже не вернулся. Человек-ящик, делающий записи, пишет то от своего
лица, то от чужого, его повествование то монологично, то диалогично, и часто
невозможно понять, где речь идет о людях, являющихся плодом его фантазии,
а где — о других героях повествования, и даже неясно, есть ли таковые, настолько
причудлив этот поток сознания и повествования.
Человек-ящик сидит на берегу
канала под мостом, по которому проходит автострада, и ждет девушку, которая
обещала купить его ящик за пятьдесят тысяч иен. Несколько дней назад человек-ящик
мочился, стоя у забора своего завода. Вдруг он услышал щелчок и почувствовал
острую боль в плече. Будучи профессиональным фоторепортером, он успел сфотографировать
мужчину, который, выстрелив в него из духового ружья, бросился бежать. Из
раны человека-ящика текла кровь. Неожиданно на велосипеде подъехала девушка,
которая сказала, что близко, на горе, есть клиника, и просунула в окошко ящика
три тысячи иен, чтобы человеку-ящику было чем заплатить за лечение.
Когда человек-ящик пришел
в клинику, оказалось, что стрелявший мужчина — врач этой клиники, а девушка
— медсестра. Пока человек-ящик находился в клинике, девушка ласково улыбалась
ему и с интересом слушала небылицы, которые он ей рассказывал. В какой-то
момент человек-ящик пообещал достать для девушки ящик за пятьдесят тысяч иен.
Покинув клинику, человек-ящик почувствовал себя плохо и его долго рвало. Он
подозревает, что его без его ведома накачали наркотиками. Он долго ждет, наконец
девушка приходит и бросает с моста пятьдесят тысяч иен и письмо, где просит
его до того, как наступит отлив, разорвать ящик и бросить его в море. Человек-ящик
размышляет об истинных намерениях девушки. Он не хочет возвращаться в прежний
мир, он был бы рад покинуть ящик только в том случае, если бы смог, как насекомое,
с которым произошла метаморфоза, сбросить свою оболочку в другом мире. Втайне
он надеется, что встреча с девушкой даст ему такую возможность и из личинки
человека-ящика появится новое, неведомое существо.
Человек-ящик решает поговорить
с девушкой, вернуть ей деньги и аннулировать договор. Подойдя к клинике, он
с помощью автомобильного зеркала наблюдает за тем, что происходит в одной
из комнат. Там девушка разговаривает с другим человеком-ящиком, двойником
пишущего. Этот второй человек-ящик, несомненно, врач, он лжечеловек-ящик.
Вначале человеку-ящику кажется, будто он уже где-то видел эту сцену, даже
был ее участником, затем он приходит к выводу, что это не воспоминание, а
мечта. Он с наслаждением смотрит на обнаженную девушку. Он вспоминает ее рассказ
о себе. Она была. бедной студенткой-художницей и зарабатывала на жизнь позированием.
Два года назад ей делали в этой клинике аборт, и, не имея средств оплатить
лечение, она осталась в ней работать медсестрой. Больше всего ей была. по
душе работа натурщицы, и, если бы врач не был против, она продолжала бы позировать
и сейчас. Человек-ящик ревнует к своему двойнику. Человек-ящик уверен, что
вылезти из ящика ничего не стоит, но он считает, что раз так, то нечего и
вылезать попусту, но все же ему очень хотелось бы протянуть кому-нибудь руку.
Человек-ящик на пустом пляже
приводит себя в порядок, готовясь навсегда покинуть ящик. Он видит впереди
выход из туннеля: «Если ящик — передвигающийся тоннель, то обнаженная — ослепительный
свет у выхода из него». Он собирается прийти в клинику к восьми часам. Прием
начинается в десять, так что у него будет достаточно времени, чтобы объяснить
все девушке, а если понадобится, и врачу лжечеловеку-ящику. Человек-ящик воображает
свою беседу с девушкой. Он поведал бы ей, что раньше внимательно следил за
всеми новостями, он выписывал множество газет, установил два телевизора и
три радиоприемника. Но однажды он увидел на улице мертвого человека. Как профессиональный
репортер, он хотел его сфотографировать, но передумал, потому что понял: этот
случай вряд ли годится для новостей. Ведь люди слушают новости лишь для того,
чтобы успокоиться. Какую бы потрясающую новость ни сообщили человеку, раз
он слушает ее — значит, он жив. С тех пор человек-ящик перестал следить за
новостями. Среди людей, не интересующихся новостями, не бывает злодеев, считает
он.
Лжечеловек-ящик так похож
на человека-ящика, что человеку-ящику кажется, будто тот, кто смотрит, — он,
и тот, на кого смотрят, — тоже он. Лжечеловек-ящик предлагает человеку-ящику
делать все, что тот захочет, например вступить с девушкой в любые отношения
при условии, что лжечеловек-ящик сможет все время наблюдать за ними: ведь,
пребывая в ящике, он никому не причинит вреда и его можно спокойно игнорировать.
Человек-ящик сам привык подсматривать, но отнюдь не готов к тому, чтобы подсматривали
за ним. Лжечеловек-ящик упрекает его в том, что на самом деле тот не собирается
расставаться с ящиком, и, несмотря на уверения, что с ящиком покончено, пишет
свои записки, находясь в ящике. Человеку-ящику приходится признать, что его
собеседник — плод его фантазии. В реальности существует лишь один человек,
пишущий эти записки. И поскольку этот человек отчаянно цепляется за свой ящик,
он намерен бесконечно писать свои записки. Человек-ящик говорит своему собеседнику,
что, когда он разделается со своим ящиком, исчезнут и эти записки, а вместе
с ними и его собеседник — лжечеловек-ящик, он же врач.
Собеседник ловит человека-ящика
на противоречии: человек-ящик утверждает, что писал всего один час тридцать
четыре минуты, меж тем записки занимают пятьдесят девять страниц, поэтому
лжечеловек-ящик считает себя вправе предположить, что автор записок — не человек-ящик,
а кто-то другой, и пишет он их в другом месте. Например, автором записок может
быть лжечеловек-ящик, который пишет, представляя себе человека-ящика, который
в свой черед пишет, представляя себе лжечеловека-ящика. Автор записок замечает,
что, независимо от того, кто пишет, рассказ движется крайне бестолково.
С. дает письменные показания.
Он родился 7 марта 1926 г. Он служил в армии санитаром под командой военного
врача и сначала помогал ему, а потом стал под его руководством и с его ведома
сам заниматься врачебной практикой. После войны С. под именем этого врача
с ведома последнего продолжал самостоятельно заниматься врачебной практикой.
С. до прошлого года жил в незарегистрированном браке с N., бывшей законной
супругой военного врача, которая в качестве медицинской сестры помогала С.
в работе. Но когда год назад С. нанял медсестру-практикантку Ёко Тояма, N.
рассталась с ним. Во время войны военный врач тяжело заболел, и С. по его
просьбе стал делать ему уколы морфия. В результате военный врач стал наркоманом.
После войны он держал при
себе С., потому что не мог обойтись без его помощи. Но постепенно психическое
состояние военного врача стало ухудшаться, наконец у него появляется желание
покончить с собой. С. умолял военного врача отказаться от самоубийства хотя
бы временно, но военный врач взамен требует, чтобы ему увеличили дозу наркотика
и разрешили любоваться наготой новенькой медсестры. По предложению жены военного
врача С. превратился в военного врача и зарегистрировал клинику на себя, а
военный врач прекратил всякие сношения с внешним миром. С. предполагает, что
военный врач убедил себя, что вместе со своим именем, происхождением, правами
передал С. и всего себя как личность, а сам превратился в ничто. С. не знает
причины, по которой военный врач облачился в картонный ящик. Вероятно, он
сделал это по примеру бродяги, который слонялся по городу в течение нескольких
месяцев. Но, может быть, этот бродяга и был военный врач, который, выходя
из дому, надевал на себя ящик. Во всяком случае, некоторые люди видели, как
человек-ящик выходил из клиники и входил в нее.
Когда на берег приморского
бульвара Т. был выброшен труп человека-ящика, на нем были обнаружены следы
многочисленных уколов, что навело на подозрения о связи человека-ящика с клиникой
и в результате позволило опознать труп.
Некто, судя по всему военный
врач, пишет, обращаясь к своему сообщнику, который должен помочь ему покончить
счеты с жизнью и выдать его за утопленника. С. не прислал к нему девушку,
чья нагота — необходимое условие самоубийства, из чего автор записок делает
вывод, что его час пробил. С. делает ему два укола морфия, потом умерщвляет
его, а когда он умирает, вливает ему в рот воду из канистры, чтобы выдать
его за утопленника. Записки обрываются на полуслове. В последней вставке в
рукопись автор говорит, что хочет предстать в своем истинном обличье и честно
рассказать, в чем заключается его истинная цель. Во всем, что было написано
до сих пор, нет ни капли лжи, ибо это только плод воображения. Наиболее быстрый
способ приблизиться к истине — не выяснять, кто настоящий человек-ящик, а
установить, кто ненастоящий.
Человек-ящик добрался, наконец,
до клиники. На запертых дверях висит табличка, что приема нет. Он нажимает
на кнопку звонка, и женщина впускает его в здание. Человек-ящик подозревает,
что она приняла его за лжечеловека-ящика (или лжеврача), и начинает объяснять
ей, что он настоящий человек-ящик, тот, который накануне вечером ждал ее под
мостом, бывший фоторепортер. Женщина требует, чтобы он немедленно снял ящик.
Человек-ящик объясняет ей, что он голый — мальчишки утащили его брюки, пока
он спал. Чтобы он не так смущался, женщина тоже раздевается догола. Человек
вылезает из ящика и обнимает женщину. Он признается ей, что был ненастоящим
человеком-ящиком, а вот записки — настоящие, они достались ему от настоящего
человека-ящика после его смерти. Около двух месяцев два обнаженных человека
живут вместе, стараясь быть как можно ближе друг к Другу. Но наступает день,
когда женщина одевается и молча смотрит на своего сожителя. Теперь его нагота
начинает выглядеть бесконечно жалкой, и он снова заползает в свой ящик. Вместо
того чтобы вылезать из ящика, он предпочитает запереть в него весь мир. «Как
раз сейчас мир должен закрыть глаза. И он станет таким, каким я представляю
его себе», — размышляет человек-ящик. Выключив свет и сняв ящик, он обнаженный
входит в комнату женщины, но пространство, которое всегда было комнатой, превращается
вдруг в переулок возле какого-то вокзала. Он ищет женщину, но безуспешно.
Человек-ящик делает важное
добавление к описанию устройства ящика: надо непременно оставить в нем достаточно
свободного места для записей. Дело в том, что ящик изнутри представляет собой
чрезвычайно запутанное пространство, и несомненно, что где-то в этом лабиринте
исчезает и женщина. Она не убежала, она просто не в силах отыскать место,
где сейчас находится человек-ящик. Когда много путеводных нитей, существует
столько правд, сколько этих нитей.
Слышится сирена «скорой помощи».
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |