АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Олдос
Хаксли (Aldous Huxley)
1894–1963
О
дивный новый мир (Brave
New World) — Роман (1932)
Действие этого романа-антиутопии
происходит в вымышленном Мировом Государстве. Идет 632-й год эры стабильности,
Эры Форда. Форд, создавший в начале двадцатого века крупнейшую в мире автомобильную
компанию, почитается в Мировом Государстве за Господа Бога. Его так и называют
— «Господь наш Форд». В государстве этом правит технократия. Дети здесь не
рождаются — оплодотворенные искусственным способом яйцеклетки выращивают в
специальных инкубаторах. Причем выращиваются они в разных условиях, поэтому
получаются совершенно разные особи — альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны.
Альфы как бы люди первого сорта, работники умственного труда, эпсилоны — люди
низшеи касты, способные лишь к однообразному физическому труду. Сначала зародыши
выдерживаются в определенных условиях, потом они появляются на свет из стеклянных
бутылей — это называется Раскупоркой. Младенцы воспитываются по-разному. У
каждой касты воспитывается пиетет перед более высокой кастой и презрение к
кастам низшим. Костюмы у каждой касты определенного цвета. Например, альфы
ходят в сером, гаммы — в зеленом, эпсилоны — в черном.
Стандартизация общества —
главное в Мировом Государстве. «Общность, Одинаковость, Стабильность» — вот
девиз планеты. В этом мире все подчинено целесообразности во благо цивилизации.
Детям во сне внушают истины, которые записываются у них в подсознании. И взрослый
человек, сталкиваясь с любой проблемой, тотчас вспоминает какой-то спасительный
рецепт, запомненный во младенчестве. Этот мир живет сегодняшним днем, забыв
об истории человечества. «История — сплошная чушь». Эмоции, страсти — это
то, что может лишь помешать человеку. В дофордовском мире у каждого были родители,
отчий дом, но это не приносило людям ничего, кроме лишних страданий. А теперь
— «Каждый принадлежит всем остальным». Зачем любовь, к чему переживания и
драмы? Поэтому детей с самого раннего возраста приучают к эротическим играм,
учат видеть в существе противоположного пола партнера по наслаждениям. И желательно,
чтобы эти партнеры менялись как можно чаще, — ведь каждый принадлежит всем
остальным. Здесь нет искусства, есть только индустрия развлечении. Синтетическая
музыка, электронный гольф, «синоощущалки — фильмы с примитивным сюжетом, смотря
которые ты действительно ощущаешь то, что происходит на экране. А если у тебя
почему-то испортилось настроение — это легко исправить, надо принять лишь
один-два грамма сомы, легкого наркотика, который немедленно тебя успокоит
и развеселит. «Сомы грамм — и нету драм».
—Бернард Маркс — представитель
высшего класса, альфа-плюсовик. Но он отличается от своих собратьев. Чересчур
задумчив, меланхоличен, даже романтичен. Хил, тщедушен и не любит спортивных
игр. Ходят слухи, что ему в инкубаторе для зародышей случайно впрыснули спирт
вместо кровезаменителя, поэтому он и получился таким странным.
Линайна Краун — девушка-бета.
Она хорошенькая, стройная, сексуальная (про таких говорят «пневматичная»),
Бернард ей приятен, хотя многое в его поведении ей непонятно. Например, ее
смешит, что он смущается, когда она в присутствии других обсуждает с ним планы
их предстоящей увеселительной поездки. Но поехать с ним в Нью-Мексико, в заповедник,
ей очень хочется, тем более что разрешение попасть туда получить не так-то
просто.
Бернард и Линайна отправляются в заповедник, туда, где
дикие люди живут так, как жило все человечество до Эры Форда. Они не вкусили
благ цивилизации, они рождаются от настоящих родителей, любят, страдают, надеются.
В индейском селении Мальпараисо Бертран и Линайна встречают странного дикаря
— он непохож на других индейцев, белокур и говорит на английском — правда,
на каком-то древнем. Потом выясняется, что в заповеднике Джон нашел книгу,
это оказался том Шекспира, и выучил его почти наизусть.
Оказалось, что много лет назад
молодой человек Томас и девушка Линда поехали на экскурсию в заповедник. Началась
гроза. Томас сумел вернуться назад — в цивилизованный мир, а девушку не нашли
и решили, что она погибла. Но девушка выжила и оказалась в индей ском поселке.
Там она и родила ребенка, а забеременела она еще в цивилизованном мире. Поэтому
и не хотела возвращаться назад, ведь нет позора страшнее, чем стать матерью.
В поселке она пристрастилась к мескалю, индейской водке, потому что у нее
не было сомы, которая помогает забывать все проблемы; индейцы ее презирали
— она, по их понятиям, вела себя развратно и легко сходилась с мужчинами,
ведь ее учили, что совокупление, или, по-фордовски, взаимопользование, — это
всего лишь наслаждение, доступное всем.
Бертран решает привезти Джона
и Линду в Заоградныи мир. Линда всем внушает отвращение и ужас, а Джон, или
Дикарь, как стали его называть, становится модной диковиной. Бертрану поручают
знакомить Дикаря с благами цивилизации, которые его не поражают. Он постоянно
цитирует Шекспира, который рассказывает о вещах более удивительных. Но он
влюбляется в Линайну и видит в ней прекрасную Джульетту. Линайне льстит внимание
Дикаря, но она никак не может понять, почему, когда она предлагает ему заняться
«взаимопользованием», он приходит в ярость и называет ее блудницей.
Бросить вызов цивилизации
Дикарь решается после того, как видит умирающую в больнице Линду. Для него
это — трагедия, но в цивилизованном мире к смерти относятся спокойно, как
к естественному физиологическому процессу. Дeтeй c сaмoгo рaннeгo вoзpaстa
водят в палаты к умирающим на экскурсии, развлекают их там, кормят сладостями
— все для того, чтобы ребенок не боялся смерти и не видел в ней страдания.
После смерти Линды Дикарь приходит к пункту раздачи сомы и начинает яростно
убеждать всех отказаться от наркотика, который затуманивает им мозги. Панику
едва удается остановить, напустив на очередь пары сомы. А Дикаря, Бертрана
и его друга Гельмгольца вызывают к одному из десяти Главноуправителей, его
фордейшеотпу Мустафе Монду.
Он и разъясняет Дикарю, что
в новом мире пожертвовали искусством, подлинной наукой, страстями ради того,
чтобы создать стабильное и благополучное общество. Мустафа Монд рассказывает
о том, что в юности он сам слишком увлекся наукой, и тогда ему предложили
выбор между ссылкой на далекий остров, где собирают всех инакомыслящих, и
должностью Главноуправителя. Он выбрал второе и встал на защиту стабильности
и порядка, хотя сам прекрасно понимает, чему он служит. «Не хочу я удобств,
— отвечает Дикарь. — Я хочу Бога, поэзию, настоящую опасность, хочу свободу,
и добро, и грех». Гельмгольцу Мустафа тоже предлагает ссылку, добавляя, правда,
при этом, что на островах собираются самые интересные люди на свете, те, кого
не удовлетворяет правоверность, те, у кого есть самостоятельные взгляды. Дикарь
тоже просится на остров, но его Мустафа Монд не отпускает, объясняя это тем,
что хочет продолжить эксперимент.
И тогда Дикарь сам уходит
от цивилизованного мира. Он решает поселиться на старом заброшенном авиамаяке.
На последние деньги он покупает самое необходимое — одеяла, спички, гвозди,
семена и намеревается жить вдали от мира, выращивая свой хлеб и молясь — Иисусу
ли, индейскому ли богу Пуконгу, своему ли заветному хранителю орлу. Но как-то
раз кто-то, случайно проезжавший мимо, видит на склоне холма страстно бичующего
себя полуголого Дикаря. И снова набегает толпа любопытных, для которых Дикарь
— лишь забавное и непонятное существо. «Хотим би-ча! Хотим би-ча!» — скандирует
толпа. И тут Дикарь, заметив в толпе Линайну, с криком «Распутница» бросается
с бичом на нее.
На следующий день пара молодых
лондонцев приезжает к маяку, но, войдя внутрь, они видят, что Дикарь повесился.
В. В. Пророкова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |