ФРАНЦУЗСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Жан
Жироду (Jean Giraudoux) 1882–1944
Троянской
войны не будет (La guerre de Troie n’aura pas lieu) — Драма
(1935)
Сюжет представляет собой вольное
истолкование древнегреческого мифа. Троянский царевич Парис уже похитил Елену
Спартанскую, но война пока не началась. Еще живы царь Приам и Гектор, не стали
рабынями Андромаха и вещая Кассандра, не погибла под жертвенным ножом юная
Поликсена, не рыдает над развалинами Трои Гекуба, оплакивая мертвых детей
и мужа. Троянской войны не будет, ибо великий Гектор, одержав полную победу
над варварами, возвращается в родной город с одной мыслью — врата войны должны
быть замкнуты навеки.
Андромаха уверяет Кассандру,
что войны не будет, ибо Троя прекрасна, а Гектор мудр. Но у Кассандры имеются
свои доводы — глупость людей и природы делают войну неизбежной. Троянцы погибнут
из-за нелепого убеждения, будто мир принадлежит им. Пока Андромаха предается
наивным надеждам, рок открывает глаза и потягивается — его шаги раздаются
уже совсем близко, но никто не желает их слышать! На радостный возглас
Андромахи, приветствующей мужа, Кассандра отвечает, что это и есть рок, а
брату своему сообщает страшную весть — скоро у него родится сын. Гектор признается
Андромахе, что раньше любил войну — но в последнем сражении, склонившись над
трупом врага, вдруг узнал в нем себя и ужаснулся. Троя не станет воевать с
греками ради Елены — Парис должен вернуть ее во имя мира. Расспросив Париса,
Гектор приходит к выводу, что ничего непоправимого не произошло: Елена была
похищена во время купания в море, следовательно, Парис не обесчестил греческую
землю и супружеский дом — поношению подверглось лишь тело Елены, но греки
обладают способностью превращать в поэтическую легенду любой неприятный для
них факт. Однако Парис отказывается вернуть Елену, ссылаясь на общественное
мнение — вся Троя влюблена в эту прекрасную женщину. Дряхлые старцы карабкаются
на крепостную стену, чтобы хоть одним глазком взглянуть на нее. В истинности
этих слов Гектор убеждается очень скоро: убеленный сединами Приам стыдит молодых
троянских воинов, разучившихся ценить красоту, поэт Демокос призывает сложить
гимны в ее честь, ученый Геометр восклицает, что только благодаря Елене троянский
пейзаж обрел совершенство и законченность. Одни лишь женщины горой стоят за
мир: Гекуба пытается воззвать к здоровому патриотизму (любить блондинок неприлично!),
а Андромаха превозносит радости охоты — пусть мужчины упражняются в доблести,
убивая оленей и орлов. Пытаясь сломить сопротивление земляков и родни, Гектор
обещает уговорить Елену — она конечно же согласится уехать ради спасения
Трои. Начало беседы внушает Гектору надежду. Выясняется, что спартанская царица
способна видеть только нечто яркое и запоминающееся: например, ей никогда
не удавалось разглядеть своего мужа Менелая, зато Парис отлично смотрелся
на фоне неба и был похож на мраморную статую — правда, в последнее время Елена
стала видеть его хуже. Но это отнюдь не означает, будто она согласна уехать,
поскольку ей никак не удается увидеть своего возвращения к Менелаю.
Гектор рисует красочную картину:
сам он будет на белом жеребце, троянские воины — в пурпурных туниках, греческий
посол — в серебряном шлеме с малиновым плюмажем. Неужели Елена не видит этот
яркий полдень и темно-синее море? А видит ли она зарево пожарища над Троей?
Кровавую битву? Обезображенный труп, влекомый колесницей? Уж не Парис ли это?
Царица кивает: лица она разглядеть не может, зато узнает бриллиантовый перстень.
А видит ли она Андромаху, оплакивающую Гектора? Елена не решается ответить,
и взбешенный Гектор клянется убить ее, если она не уедет — пусть все вокруг
станет совершенно тусклым, но зато это будет мир. Тем временем к Гектору спешат
один за другим гонцы с дурными известиями: жрецы не желают закрывать врата
войны, поскольку внутренности жертвенных животных запрещают это делать, а
народ волнуется, ибо греческие корабли подняли флаг на корме — тем самым Трое
нанесено страшное оскорбление! Гектор с горечью говорит сестре, что за каждой
одержанной им победой таится поражение: он покорил своей воле и Париса, и
Приама, и Елену — а мир все равно ускользает. После его ухода Елена признается
Кассандре в том, что не посмела сказать раньше: она отчетливо видела ярко-красное
пятно на шейке сына Гектора. По просьбе Елены Кассандра вызывает Мир: он по-прежнему
красив, но на него страшно смотреть — так он бледен и болен!
У врат войны все готово к
церемонии закрытия — ждут только Приама и Гектора. Елена кокетничает с юным
царевичем Троилом: она видит его настолько хорошо, что обещает поцелуй. А
Демокос призывает сограждан готовиться к новым сражениям: Трое выпала великая
честь биться не с какими-то жалкими варварами, а с законодателями мод — греками.
Отныне место в истории городу обеспечено, ибо война похожа на Елену — обе
они прекрасны. К сожалению, Троя легкомысленно относится к этой ответственной
роли — даже в национальном гимне воспеваются только мирные радости хлебопашцев.
В свою очередь Геометр утверждает, что троянцы пренебрегают эпитетами и никак
не научатся оскорблять своих врагов. Опровергая это утверждение, Гекуба яростно
клеймит обоих идеологов, а войну сравнивает с уродливым и зловонным обезьяньим
задом. Спор прерывается с появлением царя и Гектора, уже вразумившего жрецов.
Но Демокос приготовил сюрприз: знаток международного права Бузирис авторитетно
заявляет, что троянцы обязаны сами объявить войну, ибо греки расположили свой
флот лицом к городу, а флаги вывесили на корме. Кроме того, в Трою ворвался
буйный Аякс: он грозится убить Париса, но это оскорбление можно считать мелочью
в сравнении с двумя другими. Гектор, прибегнув к прежней методе, предлагает
Бузирису выбирать между каменным мешком и щедрой платой за труды, и в результате
мудрый законовед меняет свое толкование: флаг на корме — это дань уважения
мореплавателей к земледельцам, а построение лицом — знак душевной приязни.
Гектор, одержавший очередную победу, возглашает, что честь Трои спасена. Обратившись
с речью к павшим на поле брани, он взывает к их помощи — врата войны
медленно закрываются, и маленькая Поликсена восхищается силой мертвецов. Появляется
гонец с известием, что греческий посол Улисс сошел на берег. Демокос с отвращением
затыкает уши — ужасная музыка греков оскорбляет слух троянцев! Гектор приказывает
принять Улисса с царскими почестями, и в этот момент появляется подвыпивший
Аякс. Пытаясь вывести из себя Гектора, он поносит его последними словами,
а затем бьет по лицу. Гектор сносит это стоически, но Демокос поднимает страшный
крик — и теперь уже Гектор дает ему пощечину. Восхищенный Аякс немедленно
проникается к Гектору дружескими чувствами и обещает уладить все недоразумения
— разумеется, при условии, что троянцы отдадут Елену.
С этого же требования начинает
переговоры Улисс. К его великому изумлению, Гектор соглашается
вернуть Елену и заверяет, что Парис даже пальцем к ней не прикоснулся. Улисс
иронически поздравляет Трою: в Европе о троянцах сложилось иное мнение,
но теперь все будут знать, что сыновья Приама ничего не стоят как мужчины.
Возмущению народа нет предела, и один из троянских матросов расписывает в
красках, чем занимались Парис с Еленой на корабле. В этот момент с неба спускается
вестница Ирида, дабы возвестить троянцам и грекам волю богов. Афродита приказывает
не разлучать Елену с Парисом, иначе будет война. Паллада же велит немедленно
разлучить их, иначе будет война. А владыка Олимпа Зевс требует разлучить их,
не разлучая: Улисс с Гектором
должны, оставшись с глазу на глаз, разрешить эту дилемму — иначе будет война.
Гектор честно признается, что в словесном поединке у него шансов нет. Улисс отвечает, что не хочет воевать ради Елены
— но чего желает сама война? Судя по всему, Греция и Троя избраны роком для
смертельной схватки — однако Улисс,
будучи любопытен от природы, готов пойти наперекор судьбе. Он согласен
забрать Елену, но путь до корабля очень долог — кто знает, что произойдет
за эти несколько минут? Улисс уходит,
и тут появляется вдребезги пьяный Аякс: не слушая никаких увещеваний, он пытается
поцеловать Андромаху, которая нравится ему куда больше, чем Елена. Гектор
уже замахивается копьем, но грек все же отступает — и тут врывается Демокос
с воплем, что троянцев предали. Всего лишь на одно мгновение выдержка изменяет
Гектору. Он убивает Демокоса, но тот успевает крикнуть, что стал жертвой буйного
Аякса. Разъяренную толпу уже ничем нельзя остановить, и врата войны медленно
открываются — за ними Елена целуется с Троилом. Кассандра возвещает, что троянский
поэт мертв — отныне слово принадлежит поэту греческому.
Е. Д. Мурашкинцева
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |