ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Камило
Хосе Села (Camilo Jose Cela) р. 1916
Улей
(La colmena)
— Роман (1943, опубл. 1951)
Действие происходит в 1942
г. и сосредоточено вокруг маленького кафе в одном из мадридских кварталов.
В книге около ста шестидесяти персонажей, они появляются и, едва соприкоснувшись
друг с другом, исчезают, подхваченные круговоротом жизни в гигантском улье
города. Некоторые фигуры обрисованы более объемно и характерно.
Хозяйка кафе — донья Роса
— тучная, неопрятная женщина, облаченная в траур и увешанная бриллиантами.
У нее нездоровая кожа лица, неровные черноватые зубы, усики над верхней губой,
сосискообразные пальцы. В глубине души она ненавидит посетителей и отводит
душу, беспрестанно распекая своих служащих. Дела у жадной и своекорыстной
доньи Росы идут весьма успешно, капитал преумножается, она предпочитает вкладывать
его в недвижимость. Донья Роса симпатизирует Гитлеру и переживает за германскую
армию, в смутном предчувствии, в котором она не решается разобраться, судьба
вермахта видится ей связанной с судьбой ее кафе.
Завсегдатаи кафе — люди, считающие,
что все идет как положено и не стоит труда пытаться что-либо улучшить, — размышляют
о жалких, но приятных и волнующих мелочах, что заполняют или опустошают их
жизнь. Среди постоянных посетителей кафе — дон Леонардо Мелендес, проходимец,
авантюрист, выманивающий у простаков деньги, чему способствуют его респектабельный
вид, умение держаться и говорить с апломбом. На дона Хайме Арсе градом сыплются
опротестованные векселя, но он не теряет присутствия духа и предпочитает не
сосредоточиваться на неприятном. Вдова Исабель Монтес часами сидит в уголке
с отрешенным видом, она недавно потеряла сына, который умер от менингита.
Уже немолодая сеньорита Эльвира живет чем Бог пошлет. Беда, что посылает он
не очень-то густо, да к тому же всегда что-нибудь завалящее и никчемное. Права
донья Роса, размышляет Эльвира, надо сойтись со старым доном Пабло, хоть тот
противен и зануда, а то долго не протянешь. Играющие в шашки подтрунивают
над судейским писарем доном Хосе Родригесом де Мадрид, которому повезло в
лотерее. Донья Пура с приятельницей не устают рассуждать о падении нравов.
Разбогатевший издатель дон Марио де ла Вега поучает голодного, заискивающего
соседа — надо усердно трудиться, тогда будет и на сигару, и на рюмочку. Узнав,
что Элой Рубио Антофагасте — бакалавр, предлагает ему место корректора, только
уж никаких претензий и всяких там профсоюзов. А у Мартина Марко не оказывается
денег, чтобы расплатиться за кофе, и его выставляют за дверь. Молодой человек
окончил университет и пытается зарабатывать переводами и статейками в провинциальных
газетах. Его интересуют социальные проблемы, но в голове у него порядочный
сумбур. Ночует он у друга, а по утрам отправляется в банк или на почтамт,
там тепло, можно писать стихи, делая вид, будто заполняешь телеграфные бланки
или приходно-расходные квитанции. Когда приходится совсем туго, Мартин наведывается
к сестре Фило, которая жалеет его и подкармливает. Ее муж Роберто Гонсалес
служит в собрании депутатов, а в свободное время подрабатывает, ведя счетные
книги в парфюмерном магазине и у булочника. К Мартину он относится плохо,
называет его бродягой и паразитом. Хозяин бара Селестино Ортис — заядлый книгочей,
его любимая книга — «Аврора» Ницше, откуда он знает наизусть целые куски и
цитирует их к месту и ни к месту. Владелица молочной Рамона Брагадо занимается
сводничеством. К ее услугам прибегает Марио де ла Вега, которому приглянулась
Викторина, работающая упаковщицей. Девушка устала и отчаялась, в типографии
весь день на ногах, больному чахоткой жениху все хуже, мать ругается без умолку,
командует всеми, отец — человек бесхарактерный, вечно пьян, на него ни в чем
нельзя положиться. Ради денег Викторина уже готова на все.
Из набросков и зарисовок,
сценок и диалогов складывается картина унылой будничной жизни, монотонной
и лишенной смысла, предстают нравы, поступки, заботы, мечты героев книги.
Из ряда вон выходящим событием
становится появление в кафе Марухиты Ранеро, бывшей возлюбленной служащего
у доньи Росы Консорсио Лопеса, которую он некогда бросил, матери его двух
близнецов. Она привезла мужа в Мадрид на операцию и разыскала неверного любовника,
которому готова все простить. Марухита теперь вполне обеспеченная женщина,
у нее усадьба, немного земли, которая дает доход. У мужа рак, он долго не
протянет. Она строит планы, как купит это кафе и заживут они с Консорсио,
словно не было долгих лет разлуки.
Большое потрясение вызывает
убийство матери одного из завсегдатаев кафе гомосексуалиста Суареса, старушка
была задушена полотенцем у себя в комнате. Полиция арестовывает сына и его
дружка по подозрению в убийстве, а соседи собирают деньги, чтобы устроить
сеньоре Суарес приличные похороны. Готовность окружающих прийти на помощь
проявляется и когда у Мартина внезапно возникают проблемы с властями. Правда,
он еще не знает о грозящих ему неприятностях и, посещая в день годовщины смерти
матери ее могилу, в какой уже раз намеревается начать новую жизнь.
А. М. Бурмистрова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |