ИТАЛЬЯНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Итало
Кальвино (Italo Calvino) 1923–1985
Барон
на дереве (Il barone rampante) — Роман (1957)
Невероятные события настоящего романа, сочетающего в себе
признаки и эссе, и утопии, и философско-сатирической повести, происходят на
переломе XVIII и XIX столетий. Герой его, барон Козимо ди Рондо, в возрасте
двенадцати лет, протестуя против вареных улиток, подаваемых каждый день к
обеду, забирается на дерево и решает провести там всю жизнь, положив себе
за правило никогда не касаться земли. И вот, неукоснительно исполняя свое
решение, юный Козимо начинает обустраивать свою жизнь на деревьях.
Учась перебираться с дерева
на дерево, он попадает в сад маркиза д’Ондарива, где знакомится с его дочерью
Виолой. Впрочем, дружба их длится недолго — девочку вскоре отсылают в пансион.
Снабженцем Козимо является
его младший брат Бьяджо — он носит ему одеяла, зонтики, еду и все необходимое
для жизни. Смиренный аббат Фошлафлер, обучающий братьев всем наукам, дает
Козимо уроки на открытом воздухе. Бьяджо видит, как его старший брат, «сидя
на ветке вяза и свесив ноги, а аббат — внизу, посреди лужайки на скамеечке»,
в один голос повторяют гекзаметры. Потом Бьяджо наблюдает, как аббат, «болтая
длинными тонкими ногами в черных чулках», пытается усесться на ветке дерева.
Козимо успешно охотится и,
подобно Робинзону Крузо, из шкур убитых им зверей шьет себе одежду. Он приручает
забытую Виолой таксу и называет ее Оттимо-Массимо, полагая, что девочке
это понравится.
Козимо удит рыбу, отлавливает
пчелиные рои и постепенно перестает соблюдать заведенные в семье обычаи, как,
например, ходить к обедне, и все реже появляется на ветке дуба возле раскрытого
окна церкви.
В лесу, где живет Козимо,
хозяйничает разбойник Лесной Джан. Однажды, когда юный барон сидит на ветке
и читает «Жиль Блаза» Лесажа, на поляну выскакивает Лесной Джан: за ним гонятся
сбиры. Козимо спасает разбойника, и тот просит у него почитать книжку. Между
ними завязывается трогательная дружба. Теперь все книги из домашней библиотеки,
которые Бьяджо носит брату, прочитываются еще и Лесным Джаном, от которого
они возвращаются «растрепанными, с пятнами плесени и следами улиток, потому
что Бог знает, где он их хранил». Разбойник привыкает читать, и «вскоре для
брата, вечно подгоняемого ненасытным разбойником, чтение из получасовой забавы
превратилось в основное занятие и главную цель», потому что, прежде чем давать
книгу разбойнику, ему приходится ее хотя бы просматривать: Лесной Джан разборчив
и не читает плохих книг. Постепенно грозный разбойник проникается отвращением
к «людям преступным и порочным», перестает заниматься своим разбойничьим делом,
попадает в тюрьму, а потом на виселицу — как и герой последней прочитанной
им книги.
За время знакомства с разбойником
у Козимо развивается неуемная страсть к чтению и серьезным занятиям. Он сам
ищет аббата Aошлафлера и требует, чтобы тот объяснил ему тот или иной предмет.
Добрейший аббат выписывает для своего воспитанника новейшие книги, и постепенно
по округе ползет слух, что в замке барона ди Рондо живет «священник, который
следит за всеми самыми что ни на есть кощунственными книгами в Европе». Церковный
трибунал арестовывает аббата, и остаток жизни ему приходится провести в «тюрьме
и монастыре». Отправившийся на охоту Козимо не успевает проститься со своим
наставником. Козимо вступает в переписку с крупнейшими учеными и философами
Европы. К сожалению, письма эти бесследно пропади — «наверняка были изъедены
плесенью и изгрызены белками».
Читая «Энциклопедию» Дидро
и д’Аламбера, Козимо проникается желанием «сделать что-нибудь на благо ближнего».
С помощью Огтимо-Массимо он предотвращает лесной пожар, а затем спасает окрестных
жителей от мусульманских пиратов.
Несмотря на свою бурную жизнь,
Козимо не чувствует удовлетворения: он до сих пор не встретил любовь — как
отыскать любовь на деревьях? Неожиданно он узнает, что в Оливбассе на деревьях
живет целая колония испанцев, и тут же пускается в путешествие через леса,
«с великим риском преодолевая участки, где почти нет растительности».
В Оливбассе действительно
расположилась на деревьях колония изгнанников — испанских феодалов, возмутившихся
против короля Карла III из-за каких-то привилегий. Козимо знакомится с Урсулой
и познает таинство любви. Вскоре испанцам выходит прощение, они спускаются
с деревьев и уезжают; отец Урсулы зовет Козимо с собой — женившись на его
дочери, он станет его наследником. Молодой человек отказывается: «Я поселился
на деревьях до вас, останусь на них и после вас!» — отвечает он.
Прибыв домой, Козимо тяжело
заболевает. Выздоравливая, он, вынужденный неподвижно сидеть на дереве, начинает
писать «Проект конституции идеального государства, расположенного на деревьях»,
в котором описывает воображаемую надземную республику, населенную справедливыми
людьми. Свой труд он посылает Дидро. Слухи о Козимо бродят по Европе, газетчики
в своих измышлениях помещают его где-то «между гермафродитом и сиреной». Возращается
Виола — она выросла и стала настоящей красавицей. Детская привязанность превращается
в бурную страсть. «Для Козимо, да и для Виолы тоже, началось самое прекрасное
время в жизни, она носилась по полям и дорогам на своей белой лошадке и, завидев
Козимо между листвой и небом, тут же слезала с коня, взбиралась по кривому
стволу и густым ветвям». Влюбленные познают друг друга и самих себя. Но проходит
время, пылкие любовники ссорятся и расстаются навсегда.
После этого «Козимо долго
ходил в лохмотьях по деревьям, рыдая и отказываясь от еды». Барона охватывает
безумие. Именно в этот период он овладевает искусством книгопечатания и начинает
публи ковать брошюры и газеты. Постепенно рассудок возвращается к Козимо;
он становится масоном, журнал, издаваемый им, получает название «Разумное
позвоночное».
Над Европой дуют ветры свободы,
во Франции происходит революция. Козимо помогает местным жителям избавиться
от сбиров и сборщиков налогов. На деревенской площади сажают дерево свободы,
и Козимо с трехцветной кокардой на меховой шапке с верхушки его произносит
речь о Руссо и Вольтере.
Козимо благополучно истребляет
углубившийся в лес полк австрийцев и вдохновляет на битву отряд французских
волонтеров под командованием поэта, лейтенанта Папийона. Вскоре французские
войска из республиканских становятся императорскими и изрядно осточертевают
местным жителям. Совершая после коронации поездку по Италии, Наполеон встречается
со знаменитым «патриотом, живущим на деревьях» и изрекает: «Если бы я не был
императором Наполеоном, я бы хотел быть гражданином Козимо Рондо!»
Козимо стареет. Войско Наполеона
разбито на Березине, англичане высаживаются в Генуе, все ждут новых переворотов.
Девятнадцатый век, начавшись плохо, продолжается еще хуже. «Над Европой нависла
тень Реставрации; все реформаторы, будь то якобинцы или бонапартисты, разбиты;
абсолютизм и иезуиты вновь торжествуют победу, идеалы юности, светлые огни
и надежды нашего восемнадцатого века — все превратилось в пепел». Недужный
Козимо целыми днями лежит на установленной на дереве кровати, греясь возле
жаровни. Неожиданно в небе показывается монгольфьер, и в ту минуту, когда
он пролетает мимо Козимо, тот «с поистине юношеской ловкостью» хватается за
его болтающийся канат с якорем и, уносимый ветром, исчезает в морской дали.
«Так исчез Козимо, не доставив
нам утешения увидеть, как он возвращается на землю хотя бы мертвым».
Е. В. Морозова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |