ДАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ханс
Кристиан Браннер (Hans
Christian Brainier) 1903–1966
Никто
не знает ночи (Ingen kender natten) — Роман (1955)
Подростками Симон и Лидия
были соседями по дому в Копенгагене. Мальчишки во дворе орали, что у Лидии
мать шлюха; Лидия дразнила и задирала их, и ее били, а она отбивалась, и однажды
Симон, не выдержав, бросился на обидчиков, и все исчезло, осталась только
боль, и крики, и кровь. Потом они с Лидией спрятались в угольной яме и долго
сидели, а когда все стихло, она привела его на чердак... А после они лежали,
тесно прижавшись друг к Другу, и оба понимали, что происшедшее останется с
ними навсегда и никто не сможет этого изменить.
Проходит много лет, и вот
в последний год войны Симон случайно встречает Лидию. Несмотря на то, что
у Лидии неизвестно откуда дорогие сигареты и шелковые наряды, несмотря на
ее пьяноватую улыбочку, Симон отчаянно хочет верить ее словам о любви и тому,
что у нее он в безопасности, хотя его разыскивает гестапо и нужно соблюдать
осторожность. Но, видимо, Лидия все же выдала его, потому что на третью ночь
в ее квартиру приходят фашисты. Симон успевает уйти по крышам, но натыкается
на машину с полицаями, которые, как положено в комендантский час, открывают
стрельбу по убегающему человеку. Симон ранен в руку, но, не останавливаясь,
бежит, бежит под дождем и ветром, удирает от каких-то собак, перелезает через
какие-то ограды... Сознание его мутится... Вдруг он обнаруживает, что сидит
перед фешенебельным особняком, из окон которого льется музыка. «Дальше!» —
говорит он себе...
«Встань, — говорит себе Томас.
— Встань и уйди из своего дома, который тебе не дом, прочь от своей супружеской
жизни, которая никакая не супружеская жизнь...» Но, как всегда, он остается
сидеть и пить, пить, и вот опять начинаются галлюцинации, и снова он вспоминает
о матери. Та мучила Томаса своей любовью; он не мог больше каждую ночь выслушивать
доверительные рассказы о ее любовниках. Он запирался в комнате, напивался,
а она колотила в его дверь и кричала, что покончит с собой. И однажды действительно
наглоталась снотворного. Ее можно было спасти, просто позвонив врачу, но Томас
не сделал ничего. И теперь призрачные демоны-аналитики говорят с ним о его
вине, и все вокруг кружится, и появляются провалы в сознании...
Симон очень устал. Лидия его
выдала. Он убьет ее, а потом и себя. Но сначала надо предупредить товарищей.
Придется просить помощи у незнакомых людей. Симон подбирается к окну особняка,
видит в нем танцующие пары, а в углу — пьяного мужчину, к которому подходят
похожая на Лидию женщина и ее кавалер.
К Томасу подходят Габриэль
и Дафна. Его тесть и его жена, отец и дочь; и Томасу кажется, что отношения
между ними не вполне невинные... Вот на их месте возникает друг дома доктор
Феликс. Дафна в последнее время что-то часто употребляет медицинские термины.
А ему, Томасу, она не открывает дверь, когда он стучится к ней в спальню.
Но он все равно приходит. Он не способен порвать этот ад нереальности даже
выстрелом в висок, хотя пистолет уже давно приготовлен... Хочется ударить
Феликса, но вместо этого Томас начинает говорить и глушит доктора словами,
пока тот не уходит... А у Томаса на коленях уже сидит женщина по имени Соня.
Она рассказывает о том, как ее унижают Дафна и Феликс, как она боится Габриэля;
Соня признается Томасу в любви, умоляет ее спасти... Приходит Дафна, уводит
ее, но Томас не делает ничего. К нему подсаживается Габриэль...
Двое немцев из караульной
службы приближаются к особняку. Симон затаился на заднем дворе. Главное —
не даться живым. Холодно, хочется спать, рука болит...
Габриэль, преуспевающий коллаборационист,
быстро улаживает с немцами дело насчет неправильной светомаскировки и продолжает
разговор с Томасом.
Вышедшая из дома с мусорным
ведром девушка натыкается на Симона. Тот просит ее вызвать кого-нибудь из
взрослых, кому можно доверять. Она уходит...
Увлекшись, Габриэль излагает
Томасу свои убеждения: будущее — за капиталом, который и создаст новую форму
диктатуры. Пусть люди верят, что воюют за свободу, — не надо отнимать у них
красивые лозунги, надо лишь использовать их в своих целях. На самом деле человеку
необходима не свобода, а страх. Веши, деньги и страх.
Симон, боясь, что девушка
расплачется и завалит дело, убеждает себя сохранять спокойствие и здравый
рассудок, тем не менее почему-то идет... входит на кухню особняка,..
А все же Габриэль в себе не
уверен, он несчастлив, одинок и боится своего одиночества. Внезапно его поражает
инфаркт, и в последние минуты с ним остается только Томас, вышедший из состояния
неподвижности. Он слышит, как Габриэль издает тот тихий плач, который слышится
за словами каждого человека, и понимает, что этот плач бессмыслен, ведь достаточно
ласкового прикосновения, чтобы его унять. А еще он понимает, что настал тот
миг, когда он встанет и уйдет. И тут раздается крик...
Одна из служанок на кухне,
увидев грязного незнакомца с пистолетом, громко кричит, и Симон от неожиданности
стреляет в потолок...
Томас входит на кухню, подходит
к Симону. «Здравствуй, брат», — говорит Томас.
Габриэля увозят в больницу.
Всеобщее внимание настолько занято этим событием, что на выстрел никто не
обратил внимания, и Томас может незаметно привести «брата» к себе. Он перевязывает
Симону руку, дает поесть, переодевает его из грязной одежды рабочего в собственный
дорогой костюм, мимоходом отметив, что у них одинаковый размер, да и вообще
они похожи, как близнецы. Затем Томас отвозит Симона в город, благодаря аусвайсу
Габриэля минуя немецкие посты. Он устал, но никогда в жизни он не был так
счастлив.
Симон до конца не уверен,
можно ли доверять Томасу. И все же, когда приходит пора расставаться, у него
вырывается: «Ты годишься на лучшее, чем бессмысленная гибель... ты должен
быть вместе с нами». Тот отказывается, но, когда Симон уходит, ему становится
так одиноко... так пусто... будто в забытьи, он осторожно идет вслед за «братом»...
заходит в дверь трактира, поднимается по лестнице... Тут его бьют по голове,
и он теряет сознание.
Для Кузнеца, руководителя
группы подпольщиков, явилось полной неожиданностью, что Симон ручается за
неизвестно зачем пришедшего мужчину (вероятно, доносчика), которого и сам
толком не знает. Тем на менее пока он просто запирает Томаса на чердаке. У
Кузнеца и так много проблем: надо переправить в Швецию группу преследуемых
немцами людей, которые сейчас прячутся в трактире; вчера их отправить не удалось,
и новых указаний не поступало... Но даже у него хлопот меньше, чем у Магдалены,
владелицы трактира, — ей нужно мыть посуду, готовить еду для посетителей,
кормить подпольщиков и еще заботиться о своем впавшем в детство отчиме. И
так давно, так давно у нее не было мужчины...
На чердаке холодно. Доносится
утренний звон колоколов. Вот теперь Томас по-настоящему пьян, он на грани
безумия... Видение? Нет, это его брат... «Надо уходить, Томас. Речь идет о
твоей жизни». Разумеется, он бредит, но надо слушаться брата... Тело не подчиняется
ему, он не может идти... Симон пытается нести его на руках, но ничего не получается,
он ранен и устал...
Когда Томас вновь приходит
в себя, рядом женщина — большая, может быть, слишком крупная, — полная противоположность
Дафне. Она оставляет еду и, уходя, не запирает чердачную дверь — явно нарочно,
чтобы он мог уйти, — ведь его хотят убить как доносчика. Но Томас не уходит...
хотя она, конечно, не вернется... но...
Магдалена бегает туда-сюда,
на минуту останавливаясь что-то сказать, ответить, забрать и отдать; надо
переделать еще кучу дел, и во всем теле какая-то тяжесть... Но наконец наступает
вечер, и она снова идет на чердак...
Томас вдруг видит Магдалену
рядом с собой, касается ее плеч, волос, груди...
Потом они лежат, сплетясь
телами, и у каждого такое чувство, словно это в первый раз. Томас рассказывает
о своей матери, а Магдалена — о том, что ее отчим был сутенером и использовал
ее, полуребенка, несмотря на сопротивление и слезы. «И ты за ним ухаживаешь?»
— удивляется Томас. «Я должна — ради самой себя, — отвечает та. — Это единственный
способ преодолеть». А потом она засыпает в его объятиях.
Отчим Магдалены, оставшись
без присмотра, находит ключи, пробирается в трактирный зал, зажигает повсюду
свет, пьет и разговаривает сам с собой. Двое — переодетые полицейские — взламывают
дверь и, обманув сумасшедшего старика, заставляют его показать, где прячутся
беженцы.
Появившись с Магдаленой в
дверях комнаты, где прячется готовая к отправке группа, Томас видит великана,
уже успевшего поставить всех к стене. Томас не вооружен, однако он кидается
на чужака и отнимает у него пистолет. Но тот успел выстрелить — Магдалена
убита.
Кузнец быстро выводит беженцев
по другой лестнице. Томас остается прикрывать отход. К нему присоединяется
и Симон. В перестрелке Симона ранят. «Только не живым...» — говорит он, и
Томас, поняв, убивает его. А потом приходит очередь Томаса. В самый последний
момент, когда его тело уже прошито дюжиной пуль, он успевает подумать, что
башенные колокола вот-вот начнут играть свою мелодию — «Вечно сияет свет жизни»...
К. А. Строева
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |