ФРАНЦУЗСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Эрве
Базен (Herve Bazin) 1911–1996
Анатомия
одного развода (Madame Ex.) — Роман (1975)
Впервые мы встречаемся с главными
героями романа, Алиной и Луи Давермель, во время их бракоразводного процесса.
Двадцать лет они прожили вместе, родили четверых детей, но в сорок четыре
года Луи решил начать новую жизнь с юной Одиль, с которой он знаком уже пять
лет, и уйти от старой, мелочной, сварливой и недалекой жены, которая изводит
его постоянными истериками и скандалами.
До окончательного решения
суда Алина с детьми остается жить в доме, купленном Луи, а их отцу дозволяется
общаться с ними во второе и четвертое воскресенье каждого месяца, да еще на
каникулах: в его распоряжении ровно половина всех каникул. Дети в семье разного
возраста и с разными характерами. Леону, старшему сыну, семнадцать лет. Это
довольно скрытный, спокойный молодой человек, которому отсутствие отца в доме
в чем-то на руку, поскольку теперь он чувствует себя здесь хозяином. Агата,
пятнадцатилетняя девушка, в споре между отцом и матерью взяла сторону матери
и сурово осудила поступок отца. Тринадцатилетняя Роза, внешне копия матери,
боготворит отца и всегда встает на его сторону. Ги в начале бракоразводного
процесса слишком мал, чтобы иметь собственный взгляд на происходящее: ему
всего девять. Когда Луи забирает детей с собой, Алина страшно ревнует и по
их возвращении срывает на них свою злобу.
События романа охватывают
семилетний период, причем каждый значительный поворот в развитии сюжета с
неукоснительной точностью выделяется повествователем, сообщающим его конкретную
дату. В апреле 1966 г., через полгода после начала бракоразводного процесса,
Луи сообщает родственникам Одили, что уже в июле она станет его женой. Так
и происходит. В начале августа Луи везет своих детей в Ля-Боль, предгорный
район, откуда родом Одиль, чтобы познакомить детей со своей новой женой. Одиль,
двадцатилетняя стройная девушка с длинными черными волосами и светлыми глазами,
при знакомстве проявляет максимум такта и терпения. Вскоре дети привыкают
к окружающей обстановке и чувствуют себя вполне комфортно. Одна лишь Агата,
союзница матери, пользуется любым поводом, чтобы досадить отцу и его новой
жене.
Алина тем временем, по инициативе
своей приятельницы и тоже одинокой матери Эммы, пробует посещать клуб разведенных
и брошенных женщин. Там она знакомится с мэтром Грэнд, женщиной-адвокатом,
которой впоследствии заменяет не угодившего ей своей мягкотелостью мэтра Лере.
Через год после женитьбы Луи
его родители Луиза и Фернан Давермель приезжают к нему в гости и оказываются
поражены видом дома, снятого молодоженами год назад на окраине Парижа. Все
в нем теперь чисто, отремонтировано, уютно. Они отдают должное хозяйственным
талантам новой невестки, по отношению к которой вначале были настроены не
слишком дружелюбно. Когда же они узнают, что дом этот не только отремонтирован,
но уже и куплен молодой четой, а Луи, работающий в дизайнерской фирме, при
поддержке Одили вернулся к своему давнему увлечению — живописи, то со смирением
и радостью признают, что их сын сделал превосходный выбор и не зря решил уйти
от сварливой жены, которая угнетала его своим занудством и неверием в его
способности.
Прежний дом, где жила семья
Давермель, пришлось продать, и Алина с детьми теперь обитает в четырехкомнатной
квартире, так что девочки живут вдвоем в одной комнате, а Ги, которого Леон
в свою комнату не пускает, вынужден спать на диванчике в гостиной, которым
он может располагать только тогда, когда все остальные соблаговолят отправиться
на покой. Ги учится все хуже и хуже, его даже оставляют на второй год. Учителя,
понимающие, что мальчику тяжело приходится разрываться между двумя семьями:
семьей отца, где его любят и где у него есть своя комната, и домом матери,
которая в грубых выражениях настраивает его против отца и где атмосфера оставляет
желать лучшего, настаивают на том, чтобы Алина отвела Ги на консультацию в
Центр для психически неполноценных детей.
В семье Луи предстоит пополнение:
Одиль ждет ребенка. Алика же досаждает бывшему мужу бесконечными вызовами
в суд, апелляциями, кассациями, выклянчиванием дополнительных процентов к
тем алиментам, что Луи скрупулезно выплачивает ей и детям. Ей надоело жить
одной: если ее муженек второй раз женился, то почему бы и ей не выйти замуж.
Жинетта, сестра Алины, устраивает ей у себя дома встречу с неким вдовцом,
отставным военным. Знакомство, однако, не имеет продолжения, потому что Алина,
как бы ей ни было трудно, не собирается связывать свою жизнь с кем попало.
Ее согревает мысль о том, что если ею пренебрегли, то и она может позволить
себе то же самое.
У Одили рождается мальчик,
которого называют Феликсом. Луи сразу же сообщает об этом Алине и просит,
чтобы она передала это известие детям и они смогли бы повидаться с братишкой,
но та нарочно скрывает эту новость. Когда Роза и Ги узнают о поступке матери,
они впадают в ярость: помимо бесконечных нападок на отца она еще и запрещает
им видеться с братом. Младшие дети до сих пор пользовались любой возможностью,
чтобы заехать в Ножан к отцу, пусть даже на пять минут, а теперь и вовсе хотят
к нему переселиться. Роза и Ги решают пойти на крайние меры, чтобы добиться
передачи опеки над ними отцу: они сбегают из дому и, сидя на вокзале, пишут
жалобные письма во все судебные инстанции с просьбой рассмотреть их дело.
Алина, обеспокоенная отсутствием
детей, подсылает Леона и Агату, которую всегда использует в качестве шпионки
в доме отца, разузнать, не к нему ли сбежали дети. После очередного судебного
разбирательства младшим детям разрешается переехать к отцу. Старшие тоже все
больше отдаляются от матери. Леон уже совсем взрослый, у него есть девушка,
да и Агату все чаще можно увидеть на мотоцикле позади какого-нибудь крепкого
парня. Алина смотрит на компанию дочери сквозь пальцы: только бы она не увлеклась
всерьез кем-то одним. Но, пообщавшись с молодыми ребятами, Агата делает вывод,
что ее больше интересуют взрослые мужчины, и влюбляется в Эдмона, владельца
магазина кожаных изделий. Эдмон женат, но его жена находится в сумасшедшем
доме. Агата не желает повторять ошибок матери и хочет иметь возможность порвать
свою связь в любой момент, без развода. Вместе с тем ей теперь лучше становятся
понятны мотивы и поведение отца.
Алина всеми возможными способами
пытается переманить обратно младших детей, но это ей не удается. Дети повзрослели
и уже отлично могут за себя постоять. Правда, два раза в месяц и на каникулах
они продолжают с ней видеться.
Через три с половиной года
после начала бракоразводного процесса Луи и Алина, вконец измотанные бесконечными
гонорарами адвокатам и другими поборами, связанными с судопроизводством, решают
наконец, по обоюдному согласию, его завершить. У Луи появляется возможность
больше времени и денег уделять своей семье. Леон один раз в месяц теперь будет
приходить к отцу за чеком. Такую же возможность получает и Агата, но именно
в последний судебный день она навсегда уходит из материнского дома, чтобы
поселиться у Эдмона. Агата ощущает себя предательницей, ведь именно она была
ближе всех к матери, но и она больше не может жить под крылом Алины. Агата не оставляет ей даже своего нового телефона, а лишь
дает возможность писать письма до востребования.
Почти через год после этих
событий, в феврале 1970 года, трое старших детей собираются вместе в кафе
и решают с этих пор чаще встречаться и попытаться как-то примирить своих родителей.
Однажды Алина, не совладав
с нервами, около своего старого дома на машине попадает в аварию, в результате
которой оказывается в больнице со сломанными ногами, руками и ребрами. Единственное,
что приносит ей утешение, так это то, что все дети, даже Агата, которую она
давно не видела, приходят ее навестить.
В ноябре 1972 г. Леон женится
на Соланж, с которой встречался до этого несколько лет. Через год он станет,
как и его дед по отцовской линии, фармацевтом. Гордиться своими детьми, иногда
с ними видеться и жить в квартире, пропахшей кошками, да еще оплачиваемой ее бывшим мужем, — вот все, что остается Алине. Без радости и без цели
тихо доживает свой век Алина и медленно, медленно угасает.
Е. В. Семина
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |