АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Джеймс Болдуин (James
Baldwin) 1924–1987
Другая страна (Another Country) — Роман
(1962)
Действие разворачивается преимущественно в Нью-Йорке в шестидесятые годы
нашего столетия. Молодой талантливый чернокожий музыкант Руфус знакомится
с южанкой Леоной. У женщины нелегкая судьба: муж ушел от нее, забрав ребенка,
а самым тяжелым было то, что родные не помогли ей в этот трудный момент. Руфус
и Леона полюбили друг друга и решают жить вместе. Но даже относительно свободные
нравы Гринич-Виллидж оказываются для них невыносимыми. Руфус остро чувствует,
что окружающий мир враждебно относится к их отношениям — любви негра и белой
женщины: тот словно ощетинился против них.
В Руфусе просыпаются прежние комплексы изгоя из Гарлема, которые, как ему
казалось, он победил, перебравшись в Гринич-Виллидж и сойдясь с вольным кружком
артистической богемы, лишенной расовых предрассудков. Внутреннее беспокойство
заставляет Руфуса. искать поводы для ссор с Леоной, приливы страсти чередуются
с острым отчуждением, когда Руфус оскорбляет Леону и даже бьет.
От горя Леона теряет рассудок, ее помещают в психиатрическую лечебницу, там
ее навещает брат и увозит домой, на Юг. Руфус же, успевший за это время превратиться
из классного ударника в пьяницу и по этой причине потерявший работу, бродит
по улицам Нью-Йорка, терзаясь запоздалым раскаянием. Изнемогая от усталости
и голода, он приходит к своему другу Вивальдо, начинающему литератору, но
даже искренняя дружба последнего, который все это время разыскивал Руфуса,
не избавляет того от нестерпимого одиночества, и он кончает с собой, бросившись
с моста.
Окружение Руфуса по-разному реагирует на его смерть. Ричард Силенски, литератор,
погнавшийся за коммерческим успехом и тем самым похоронивший свой талант,
считает, что Руфус сам виноват в том, что с ним случилось. Его жена Кэсс,
умная и сильная женщина, всегда восхищавшаяся талантом и душевными качествами
темнокожего музыканта, считает, что они, его друзья, могли бы сделать для
Руфуса больше — его надо было спасать. Так же думает и Ида, сестра Руфуса:
если бы брат был с семьей, среди людей с темной кожей, ему бы не дали погибнуть.
Беда брата в том, что он был слишком чувствителен и не умел защищаться. На
похоронах Руфуса, куда приезжают Вивальдо и Кэсс, священник говорит в проповеди,
что Руфус зря сорвался, уехал из дома, перестал ходить в церковь. В результате
он остался как бы незащищенным, был страшно одинок, потому и погиб. Этот мир
заполняют мертвецы, говорит священник, они ходят по улицам, некоторые даже
занимают государственные посты, и оттого тем, кто пытается жить, как Руфус,
приходится страдать.
Тоска по ушедшему Руфусу сближает Вивальдо и Иду, они все чаще видятся и
сами не замечают, как становятся необходимы друг другу. Вивальдо любит первый
раз в жизни: похождений у него было много, а глубокого чувства — никогда.
Оба они художественные натуры — Вивальдо пишет роман, Ида мечтает о карьере
певицы, у обоих за плечами нелегкий жизненный опыт.
Вивальдо вводит Иду в круг своих друзей — благо есть повод: Ричард Силенски
празднует выход своей книги. Ричард — учитель Вивальдо, учитель не только
в переносном смысле, но и в прямом: он преподавал в школе, где учился Вивальдо.
Молодой человек и после школы продолжает видеть в нем наставника. Он по-доброму
завидует успеху Ричарда — его собственный роман движется вперед очень медленно,
но, прочитав книгу, остается разочарован. Ричард избрал легкий путь, предал
их общие идеалы, написав свой роман как толковый ремесленник, а не художник
с кровоточащей душой. Сам Вивальдо — максималист, для него пример для подражания
— Достоевский. У Ричарда появляются и новые друзья — не нищая богема Гринич-Виллиджа,
а крупные издатели, литературные агенты, заправилы шоу-бизнеса и телевидения
(его роман собираются экранизировать). Однажды в гостях у четы Силенски Вивальдо
и Ида знакомятся с неким Эллисом, крупным телевизионным продюсером. Тот поражен
красотой Иды — если у нее в придачу еще и талант, он обещает помочь ей продвинуться.
Вивальдо слышит отпускаемые Иде комплименты, и в душе его поднимается волна
ненависти к тем, кто уверен: все на свете можно купить.
В Нью-Йорк из Парижа возвращается актер Эрик Джонс — его пригласили играть
в бродвейской постановке. Он бисексуал и несколько лет назад бежал из Нью-Йорка,
чтобы спастись от неразделенной страсти к красавцу Руфусу. Сложности сексуальной
ориентации Эрика уходят корнями в детство, проведенное на Юге, в штате Алабама.
Холодные отношения в семье, равнодушие родителей сделали мальчика робким,
неуверенным в себе. Единственный человек, который добр к нему, — негр Генри,
истопник, у него в котельной Эрик проводил долгие часы, слушая рассказы мужчины.
В Париже Эрик наконец обрел уверенность в себе, его больше не терзает мысль
о своей «особенности», он принял ее и научился с ней жить. В искусстве Эрик
не терпит компромиссов, он исключительно требователен к себе и многого достиг
в своем деле. Когда он приходит в гости к Силенски, чуткая Кэсс мгновенно
улавливает разницу между прежним Эриком и тем, который вернулся к ним после
долгих лет разлуки. Эрик, беспощадно анализирующий себя и свои действия, совсем
непохож на Ричарда, вернее, на человека, которым стал ее муж. В Ричарде появилась
самоуверенность посредственности; теперь он обычно держится высокомерно и
к старым друзьям относится снисходительно. Кэсс, никогда не озабоченная чисто
коммерческим успехом — даже ради детей, глубоко разочарована в муже. Стоило
ли ей отказываться от многого ради его успеха, если этот успех — поддельный?
Между Кэсс и Ричардом назревает разрыв. Кэсс не говорит открыто о своем недовольстве,
она замыкается в себе, молчит и муж. Теперь Кэсс подолгу гуляет одна: находиться
дома для нее — мука. В одну из таких прогулок она навещает Эрика. Между ними
завязывается роман: каждый понимает, что их отношения временные, но чувствует
непреодолимую потребность в тепле и поддержке другого.
Тем временем Ида дает свой первый концерт — пока еще в небольшом баре Гринич-Виллиджа.
Весьма искушенная и избалованная публика хорошо принимает молодую певицу,
несмотря на непостав ленный голос, отсутствие нужной техники, потому что все
это она восполняет неподражаемой индивидуальной манерой — таинственным свойством,
которому нет имени. Одновременно Вивальдо узнает, что Эллис тайно поддерживает
девушку, оплачивает ее занятия с известным педагогом и т. п. Юноша ни в чем
не уверен, но, зная таких людей, как Эллис, догадывается, что даром они ничего
не делают. Он мучается, ревнует, страдает, и... неожиданно у него начинает
ладиться с романом — он увлеченно работает над книгой.
Кризисные отношения внутри обеих пар разрешаются почти одновременно.
Однажды, когда Кэсс, по обыкновению, поздно приходит домой, Ричард вызывает ее на откровенный разговор, и прямодушная Кэсс выкладывает все как есть:
и про свои сомнения относительно их брака, и про отношения с Эриком. Реакция
мужа потрясает Кэсс: в его глазах столько муки, что у нее вдруг появляется
надежда — а вдруг их любовь не умерла? Теперь им обоим предстоит многое пересмотреть
и передумать, чтобы спасти то, что осталось от прежней любви, а может, и возродить.
Ида также признается Вивальдо в измене, но признание дается ей тяжелее, чем
Кэсс. У той есть оправдание — влечение к Эрику, она уважает его, их чувства
по крайней мере искренние — Ида же по сути продала себя. Сжав зубы, она с
каменным лицом рассказывает Вивальдо, что означает быть чернокожей девчонкой
в мире, где господствуют белые мужчины. Когда Руфус покончил с собой, Ида
решила, что не пойдет его путем, а сумеет противостоять миру и получить от
него все, что хочет, любым путем. Когда появился Эллис, Ида поняла, что после
романа с ним она, если поведет себя умно, будет что-то значить и сама по себе.
Расставшись с Эллисом, она возвращалась к Вивальдо, ненавидя и презирая себя,
и, подходя к дому, молилась, чтобы любимый отсутствовал. Так все продолжалось
до того вечера, когда один музыкант из оркестра, друг ее покойного брата,
назвал ее чернокожей подстилкой для белых. И тут она решила: все! Останется
с ней Вивальдо или нет, к Эллису она все равно не вернется.
Вивальдо трудно дается ответ. В конце концов он обнимает рыдающую Иду и молча
прижимает к груди. Так они долго стоят — как два измученных, несчастных ребенка...
В. И. Бернацкая
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |