БРАЗИЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Жоржи
Амаду (Jorge Amado)
р. 1912
Дона
Флор и два ее мужа (Dona
Flor Seus Dois
Maridos) — Роман (1966)
Жительница небольшого городка
Салвадрра в окрестностях Баии, Флорипедес Пайва Гимараэнс, молодая хозяйка
кулинарной школы «Вкус и искусство», становится вдовой. Ее муж Валдомиро,
по прозвищу Гуляка, пьяница, картежник, бабник и весельчак, умирает во цвете
лет в самый разгар карнавала от разрыва сердца. Дона Флор безутешна: все семь
лет, что они были вместе, она страдала от его измен, однако никто не мог подарить
ей столько любви и страсти, сколько Гуляка, которому она прощала все его выходки.
Оплакивая мужа, дона Флор
вспоминает историю своей жизни и любви.
Ее мать, дона Розилда, упрямая
до одури, резкая и властная особа, с которой никто не может ужиться под одной
крышей, после смерти мужа остается с тремя детьми — двумя дочерьми и сыном
— без всяких средств. С помощью Розалии и Флор, красивых, работящих и скромных
девушек, честолюбивая Розилда надеется изменить судьбу и приобрести положение
в обществе. Однако Розалия выходит замуж не за прекрасного принца, а за простого
механика, а сердце стыдливой и целомудренной Флор, которая, невзирая на гнев
матери, отвергает всех богатых женихов, покоряет Гуляка.
Розилда убеждена, что Валдомиро
занимает солидный пост и дружит с самыми влиятельными людьми города. Она надеется,
что он сделает предложение Флор. Но когда Розилда узнает, что Гуляка обманул ее и что он — мелкий муниципальный чиновник, игрок и завсегдатай борделей,
она запрещает дочери даже думать о нем. Но Флор уже влюблена и ее не волнует,
что у Гуляки ни гроша за душой.
Несмотря на угрозы матери
и даже побои, она продолжает встречаться с Гулякой и отдается ему, после чего
убегает из дома и становится его женой.
Денег, которые она зарабатывает,
давая уроки кулинарного искусства, вполне хватает на скромную жизнь, а также
на то, чтобы оплачивать долги ее беспутного мужа, а поскольку детей у нее
быть не может, то она не особенно задумывается о будущем.
Дни Флор проходят в трудах,
а ночи в ожидании: придет ли Гуляка ночевать или предпочтет ей объятия какой-нибудь
девицы? Однако, когда муж дома, она забывает обо всех обидах, ибо она чувствует,
что он все же горячо любит ее.
Что же делать, если у него
такой характер и он не может без вина, рулетки и потаскушек? И Флор, проливая
слезы ревности, понимает, что, пока Гуляка рядом с ней, она — самая счастливая
женщина на свете.
Все это время Розилда, мать
Флор, которая люто ненавидит своего зятя, живет в другом городе у сына.
Когда Розилда узнает, что
Гуляка умер, она, обрадованная, приезжает в Салвадор в надежде на то, что
теперь-то ее полоумная дочь, наученная горьким опытом, приищет себе порядочного
и богатого мужа. Но флор решительно отвергает все попытки матери посватать
ей кого-нибудь из местных богатеев и аристократов. Она продолжает давать уроки
кулинарного мастерства и ведет безупречный образ жизни, так что никто не подозревает,
что по ночам Флор жестоко страдает от тайных желаний и неразделенной любовной
страсти. Но разлад между плотью и духом не может длиться вечно и в конце концов
Флор поддается на уговоры подруг, перестает носить траур и даже принимает
ухаживания мужчин. Ее внимание привлекает соро калетний холостяк, фармацевт
и аптекарь Теодоро Мадурейра, который уже давно очарован скромной тридцатилетней
вдовой. Он делает Флор предложение, и через три года после смерти Гуляки она
становится женой аптекаря Теодоро.
Второй муж Флор — полная противоположность
первому. Он — воплощение деловитости, порядочности, сдержанности и доброты.
Пунктуальный и педантичный Теодоро, девиз которого «Всякая вещь — на своем
месте и всему — свое время», аккуратно и добросовестно выполняет и свои супружеские
обязанности, однако флор, которая привыкла к бесстыдным и дерзким ласкам Гуляки,
объятия аптекаря кажутся пресными. Ей удается погасить в себе пламя неутоленной
страсти, ибо Флор любит и уважает мужа, но душу ее бередят сладостные воспоминания
о жарких ночах с Гулякой, ее преследуют неясные и греховные мечты, и это несколько
омрачает ее безоблачную семейную жизнь. И все же Флор счастлива.
Но однажды, после семейного
праздника, она обнаруживает в своей спальне Гуляку, развалившегося в чем мать
родила на ее кровати! Флор ничуть не удивляется его присутствию: ведь она
часто думала о нем. Гуляка объясняет ей, что он видим только для нее одной,
поэтому она может не опасаться, что их кто-то застанет за дружеской беседой,
и сразу же начинает соблазнять свою бывшую жену. Много дней и ночей Флор мужественно
защищает свою честь и сопротивляется влечению сердца, пока Гуляка развлекается
тем, что помогает своим бывшим приятелям выигрывать крупные суммы в городских
казино, подсказывая им выигрышные номера. Но в конце концов она уступает его
домогательствам, предварительно признавшись своей куме Дионизии, бывшей любовнице
Гуляки, в том, что он преследует ее даже сейчас, после своей смерти. Дионизия
обещает ей помочь и обращается к местным колдунам, которые подготавливают
все необходимое для ритуалов языческой магии.
А Флор, в душе которой наконец-то
победила страсть, расцветает, ибо совесть ее молчит, убаюканная то нежными,
то безумными ласками Гуляки.
В упоении любви она забывает
о том, что просила помощи Дионизии. Но когда она замечает, что Гуляка начинает
буквально таять у нее на глазах, она признается ему, что в этом виновато колдовство:
ведь это она просила Дионизию о помощи.
Гуляка покорился судьбе, он
готов уйти туда, откуда вернулся ради своей возлюбленной, он прощается с нею,
но вновь пробудившаяся страсть Флор вступает в поединок с колдовством и побеждает.
Гуляка, невидимый ни для кого, кроме самой флор, наполняет ее жизнь весельем
и блаженством, дарит ей любовные наслаждения, а практичный и респектабельный
Теодоро вносит в жизнь женщины размеренность и, словно облаком, окружает ее
добродетелями. Все в городе восхищаются Флор, не подозревая о том, что она
счастлива лишь благодаря обоим своим мужьям, чьи столь непохожие таланты так
удачно дополняют друг друга.
В. В. Рынкевич
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. Энциклопедическое издание.
– Книга I (A – И): – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 832
с.; Книга II (И – Я). – 768 с. |