АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Уильям Мейкпис Теккерей
(Williain Makepeace Thackeray) 1811 – 1863
Ярмарка тщеславия. Роман без героя (Vanity
fair. A novel without a hero)
(1847- 1848)
Англия, начало XIX в.
Европа воюет с Наполеоном, но это не мешает множеству людей, одержимых честолюбием,
продолжать погоню за мирскими благами — состоянием, титулами, чинами. Ярмарка
Тщеславия, Базар Житейской Суеты бурлит денно и нощно...
Две юных девицы покидают пансион мисс Пинкертон.
Эмилия Седли, дочь состоятельного эсквайра, являет собой образец чисто английской,
несколько пресной миловидности и добродетели. Она «обладает добрым, нежным
и великодушным сердцем», и, по правде говоря, не блещет умом. Иное дело Ребекка
Шарп. Дочь беспутного художника и балетной танцовщицы, француженки, «мала
ростом, хрупка и бледна», но один взгляд ее зеленых глаз уже способен сразить
наповал любого мужчину. Бекки, выросшая в веселой бедности, умна, остра на
язык, видит людей насквозь и полна решимости любой ценой завоевать место под
солнцем, даже путем лицемерия и обмана. Что ж делать, ведь у бедняжки нет
ни любящих родителей, ни состояния, ни титула — всего того, что питает добродетель
более счастливых сверстниц.
Эмилия, искренне привязанная к Бекки, приглашает
ее погостить, и та пользуется гостеприимством наилучшим образом. Маленькая
плутовка умеет понравиться всем, но главное, она с величайшим успехом пробует
свои чары на Джозефе Седли, брате Эмилии. Лесть, притворство, и этот «лентяй,
брюзга и бонвиван» готов к последнему решительному шагу. К несчастью, в дело
вмешивается случай и мистер Джордж Осборн, жених Эмилии, в результате чего
надежды юной интриганки рушатся, а Джозеф спасается бегством. В жизни мисс
Шарп открывается новая страница: она приступает к обязанностям гувернантки
в Королевском Кроули, наследственном поместье сэра Питта Кроули, «неимоверно
вульгарного и неимоверно грязного старика», пьяницы, скареды и сутяги. Изобретательность,
умение притворяться и лицемерить помогают Бекки завоевать расположение всех
обитателей поместья, начиная с ее воспитанниц и кончая мистером Питтом Кроули,
старшим сыном баронета, истинным «благовоспитанным джентльменом», которого
побаивается даже буйный папаша. Что касается последнего, то Бекки находит
«множество способов быть ему полезной». Не проходит и года, как она становится
совершенно незаменимой, чуть ли не хозяйкой в доме.
Королевское Кроули осчастливливает ежегодным визитом
незамужняя сводная сестра сэра Питта, на банковском счету которой значится
изрядная сумма. Эта старая дама «знается с атеистами и французами», любит
весело пожить и безбожно тиранит компаньонку, прислугу, а заодно и многочисленных
родственников, надеющихся получить наследство. Она терпеть не может ни сэра
Питта, ни его старшего сына, зато обожает младшего — Родона Кроули — недалекого
офицера гвардии, шалопая, игрока и дуэлянта. Мисс Кроули находит Ребекку настолько
очаровательной и остроумной, что, заболев, увозит ее в свой лондонский дом,
где и завершается роман между нищей гувернанткой и младшим сыном баронета.
Завершается тайным браком, ибо, несмотря на пристрастие тетушки к Свободе
и Равенству, она может сильно рассердиться. Все открывается после смерти жены
сэра Питта, когда он, не слишком опечаленный этой безвременной кончиной, пытается
вернуть Ребекку в Королевское Кроули. Сэр Питт падает на колени, предлагая
ей стать леди Кроули, и в этот миг бестрепетная Бекки в первый раз в жизни
теряет присутствие духа и разражается «самыми неподдельными слезами». Зачем
она поторопилась? Какой шанс упущен!
Молодую чету проклинают все. Как ни старается
Родон, руководимый умненькой Ребеккой, вернуть расположение тетушки, ему это
не удается. Поборница демократии и любительница романтических браков до конца
своих дней так и не простит племяннику мезальянса. О сэре Питте и говорить
нечего: старик буквально «теряет разум от ненависти и несбывшихся желаний»,
все больше опускается, и только его смерть спасает родовое гнездо от окончательного
опустошения и надругательства. Супругам приходится рассчитывать только на
скромное жалованье капитана гвардии. Однако неунывающая Бекки в совершенстве
владеет искусством, которое еще не раз пригодится ей в жизни, искусством жить
более или менее припеваючи, не имея ни гроша наличных денег. Она не теряет
надежды занять более блестящее место в обществе и согласна потерпеть, а Родон,
страстно и слепо влюбленный в жену, превращается в счастливого и покорного
супруга.
Тем временем над головой Эмилии сгущаются тучи,
и виною тому, как это ни удивительно, оказывается Наполеон, или Бони, как
его именуют англичане. Бегство Бонапарта с Эльбы и высадка его армии в Каннах
изменяют положение дел на бирже и влекут за собой полное разорение Джона Седли,
отца Эмилии. И кто же оказывается «самым несговорчивым и упрямым из кредиторов»?
Его друг и сосед Джон Осборн, которому он помог выйти в люди. Имущество Седли
идет с молотка, семья переселяется в убогую наемную квартирку, но не из-за
этого страдает Эмилия. Беда в том, что эта простодушная девушка любит жениха
не так, как положено любить на Ярмарке Тщеславия, а всем сердцем и на всю
жизнь. Она искренне считает пустого, самовлюбленного и фатоватого Джорджа
Осборна самым красивым и умным мужчиной на свете. В отличие от Ребекки, все
поступки которой диктуются «корыстью, эгоизмом и нуждой», Эмилия живет только
любовью. А Джордж... Джордж милостиво позволяет себя любить, не отказываясь
от чисто холостяцких увеселений и не балуя невесту особым вниманием.
После краха Джона Седли отец запрещает Джорджу
жениться на Эмилии. Более того, ее собственный отец тоже слышать не хочет
о браке с «сыном негодяя». Бедняжка Эмилия в отчаянии. Но тут в дело вмешивается
капитан Доббин, верный друг Джорджа, честный и великодушный человек, который
уже давно горячо любит Эмилию, не решаясь в том признаться даже самому себе.
Он уговаривает Джорджа, не чуждого благородных порывов, жениться на Эмилии
вопреки воле отца. Не стоит и говорить о том, что отец отказывается от Джорджа
и лишает его наследства.
Обе опальные четы встречаются в Брюсселе, куда
выступает полк Джорджа и Доббина и прибывает генерал гвардии Тафто с адъютантом
Родоном Кроули. Полк с восторгом принимает Эмилию, но ее подруга вращается
в куда более блестящем обществе. Где бы ни появилась Ребекка, она всегда окружена
толпой знатных поклонников. В их число попадает и Джордж Осборн. Кокетство
Бекки и собственное тщеславие заводят его настолько далеко, что на балу он
передает ей букет с письмом, в котором умоляет бежать с ним. (Разумеется,
та никогда и не собиралась совершать ничего подобного. Она-то знает цену Джорджу.)
Но в тот же день войска Наполеона переходят Самбру, и Джордж, полный невысказанного
раскаяния, прощается с женой. Прощается, чтобы через несколько дней погибнуть
в битве при Ватерлоо.
А Бекки и Родон после Ватерлоо проводят три года
в Париже. Ребекка пользуется бешеным успехом, она допущена в самое высшее
общество, французы не столь разборчивы, как англичане. Впрочем, она не собирается
оставаться во Франции на всю жизнь. Все семейство (в Париже у Бекки и Родона
рождается сын) возвращается в Лондон, где чета Кроули живет, как всегда, в
кредит, раздавая обещания всем и не платя никому. Тетушка Родона наконец отходит
в мир иной, оставив почти все состояние старшему племяннику, женатому на дочери
лорда Саутдауна леди Джейн, честной и достойной женщине. Вскоре умирает и
сэр Питт, а новый баронет, испытывая чувство вины перед братом (как-никак
тетушкины деньги достались бы ему, если бы не женитьба на гувернантке), считает
своим долгом объединить семью. И вот Ребекка снова появляется в Королевском
Кроули и снова умудряется очаровать всех. Чего ей только не приходится для
этого делать! Даже изображать любовь к сыну, к которому она на самом деле
не питает ни малейшей привязанности.
Тонкая лесть Ребекки так пленяет новоиспеченного
баронета, что он едва ли не каждый день бывает у нее в доме. Столь же часто
там бывает и всемогущий лорд Стайн, вельможный покровитель Бекки, старый циник,
с помощью которого бывшая гувернантка «карабкается и проталкивается вперед».
Какими способами она этого добивается, никто не может сказать ничего определенного,
но лорд Стайн дарит ей бриллианты и предоставляет в ее распоряжение свои погреба.
Наконец происходит событие, которое ставит Бекки в один ряд с респектабельными
дамами, ее представляют ко двору. Она входит в самые высокие круги лондонского
света и убеждается в том, что сильные мира сего ничем не отличаются от «Смитов
и Джонсов». Когда первый восторг проходит, Бекки становится скучно. А ее муж
с каждым днем чувствует себя все более одиноким среди «интриг, аристократических
собраний и блестящих персонажей» и все больше привязывается к сыну.
Блистательное шествие Бекки по Ярмарке Тщеславия
кончается катастрофой. Родон уличает ее если не в измене, то в предательстве,
пытается вызвать на дуэль лорда Стайна и в конце концов покидает Англию, чтобы
занять пост губернатора острова Ковентри (выхлопотанный для него все тем же
лордом Стайном). Ребекка исчезает, а Родон Кроули-младший остается на попечении
дяди и его жены, которая заменяет ему мать. А что же Эмилия? Смерть мужа едва
не стоила ей жизни, ее спасло только рождение сына, которого она боготворит,
как боготворила мужа. Долгое время она живет с родителями, стойко переносит
бедность и лишения и находит отраду в маленьком Джорджи. Но старый Джон Осборн,
пораженный сходством внука с покойным сыном, предлагает забрать мальчика и
воспитать его как джентльмена. Бедная Эмилия расстается с сыном ради его блага
и после смерти матери находит утешение в том, чтобы скрашивать последние дни
старика отца. Но как раз в то время, когда Ребекка терпит сокрушительный крах,
фортуна поворачивается лицом к Эмилии. Из Индии возвращается майор Доббин
вместе с ее братом Джозефом, который клянется, что отныне его родные не будут
знать нужды. Как замирает преданное сердце майора, когда он подходит к дому,
где живет миссис Осборн, какое счастье охватывает его, когда он узнает, что
она не вышла замуж. Правда, и ему надеяться особенно не на что. Эмилия по-прежнему
словно не замечает бескорыстной, преданной любви Доббина, по-прежнему не видит
его выдающихся достоинств. Она остается верна памяти мужа, со всем жестокосердием
добродетели предоставляя Доббину «смотреть и томиться». Вскоре умирает Джон
Седли, а вслед за ним и Джон Осборн. Он оставляет маленькому Джорджи половину
состояния и восстанавливает вдову своего «возлюбленного сына» в опекунских
правах. Эмилия узнает, что и этим она обязана Доббину, узнает, что он и был
неизвестным благодетелем, поддерживавшим ее в годы нужды. Но «за эту несравненную
преданность она может заплатить только благодарностью»...
На берегах Рейна, в маленьком герцогстве снова
происходит встреча двух «подруг». Эмилия совершает заграничное путешествие
с сыном, братом и Доббином, а Ребекка уже давно порхает по Европе, проматывая
в карточной игре и сомнительного свойства приключениях содержание, назначенное
ей мужем, и везде соотечественники из приличного общества шарахаются от нее
как от зачумленной. Но вот она видит Джозефа Седли, и в ее душе просыпается
надежда. Бедная оклеветанная страдалица, у которой отняли честное имя и любимое
дитя, как и в прежние времена без труда обводит вокруг пальца тучного щеголя
и Эмилию, которые, как видно, ничуть не поумнели и ничему не научились. Доббин,
всегда питавший отвращение к Бекки, ссорится из-за нее с Эмилией и первый
раз в жизни упрекает ее в том, что она не ценит «привязанности, которую с
гордостью разделила бы более возвышенная душа». Он решает расстаться с Эмилией
навеки. И тут Бекки, исполнившись восхищения Доббином и «презрительной жалости»
к Эмилии, совершает единственный в жизни бескорыстный поступок. Она показывает
Эмилии письмо Джорджа, доказывающее его неверность. Идол повержен. Эмилия
свободна и может ответить на чувство Доббина. История подходит к концу. Доббин
соединяется с Эмилией, они ведут тихую жизнь в уютном собственном доме и дружат
с обитателями Королевского Кроули. Джозеф до конца своих дней влачит жалкую
жизнь раба Ребекки. Он умирает при «невыясненных обстоятельствах» . Умирает
от желтой лихорадки и Родон Кроули-старший. Его сын после смерти дяди наследует
титул и поместье. Он не желает видеть мать, но назначает ей щедрое содержание,
хотя она и без того достаточно обеспечена. У Ребекки немало друзей, считающих
ее несправедливо обиженной. Она живет на широкую ногу и усердно занимается
благотворительностью. Вот и все. Счастлива ли Ребекка? Счастливы ли Эмилия
и Доббин? А кто из нас счастлив в этом мире?
И. А. Москвина-Тарханова
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XIX века.: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост.
В.И.Новиков – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT» , 1996. – 848 с.
|