ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Генрик Сенкевич (Henryk Sienkiewicz) 1846 – 1916
Камо грядеши? (Quo vadis?) — Роман (1894-1896)
Рим времен императора Нерона, погрязший в преступлениях
и разврате. К Петронию — писателю, эстету, ценителю роскоши и наслаждений,
«арбитру изящества», приближенному Нерона — является племянник, молодой и
прекрасный воин, патриций Марк Виниций. Юноша рассказывает, что, возвращаясь
в Рим с войны против парфян, он повредил руку и его, раненого, взял к себе
в дом седовласый полководец Авл Плавтий. Там Виниций пленился юной Лигией,
похожей на хрупкую темноволосую голубоглазую нимфу. Она — дочь царя лигийцев,
которые живут в далеких северных лесах, и звали ее на родине Каллиной. Ребенком
попала она в Рим как заложница и выросла в доме благородного Авла и его верной,
добродетельной жены Помпонии. Относясь к Лигии, как к родной дочери, они воспитали
ее чистой, целомудренной и ничуть не похожей на распутных римлянок. Говорят,
сама моложавая, красивая, спокойная и печальная Помпония — христианка, но
Петроний, например, в это не верит: всем известно, что христиане — страшные
злодеи, Помпония же, лицо которой словно излучает свет, злодейкой быть никак
не может.
В доме у Авла Виниций наговорил Лигии много пылких
слов, и в сердце девушки вспыхнуло ответное чувство. Но она почему-то нарисовала
на песке рыбу... Потерявший голову Виниций готов жениться на Лигии. Но Петроний
рассказывает Нерону, что Виниций влюбился в худосочную заложницу-лигийку.
Слова эти сразу отвращают самого императора от девушки — и он обещает Петронию
забрать ее во дворец и отдать Виницию.
Во дворец Лигию сопровождает великан и силач Урс,
лигиец, попавший в Рим вместе с маленькой царевной и, как и она, ставший здесь
христианином. Вечером трепещущую от страха девушку ведут на пир. К радости
Лигии место рядом с ней занимает Виниций. Вскоре, опьяненный страстью и вином,
он начинает пылко целовать красавицу, шепча, что завтра Нерон отдаст ее ему.
Подоспевший Урс отшвыривает Виниция и уносит испуганную девушку из пиршественной
залы.
Лигия рыдает. Она не желает становиться наложницей
Виниция. Лучше нищета, чем роскошь и бесчестье! Лигия решает бежать.
Узнав об исчезновении Лигии, Виниций в бешенстве
убивает старого раба, вынянчившего его. Впервые в жизни кто-то посмел воспротивиться
желаниям юного патриция! Обезумев от любви и отчаяния, Виниций разыскивает
Лигию. Петроний, сочувствуя племяннику, готов подарить ему свою прекрасную
рабыню, золотоволосую гречанку Эвнику. Но та столь страстно молит не отсылать
ее из дома, что изумленный Петроний понимает: девушка влюблена в него самого!
И преданность Эвники трогает его сердце. Эвника приводит хитрого грека Хилона
— пьяницу и краснобая, мошенника, соглядатая и доносчика, который берется
найти Лигию. Узнав, что девушка рисовала на песке рыбу, человек этот, похожий
на обезьяну и лису одновременно, отправляется на поиски.
Вскоре он выясняет, что рыба — тайный знак христиан.
Прикинувшись христианином, Хилон проникает в их среду и встречает лекаря Главка,
семью которого в свое время выдал разбойникам, а самого оставил умирать на
дороге. Теперь Хилон боится, что Главк опознает его, и пытается натравить
на лекаря другого христианина, простодушного силача Урбана, которому говорит,
будто Главк — шпион императора. По тому, как вздрагивает гигант, когда Хилон
случайно упоминает имя Лигии, хитрый грек понимает: Урбан — это Урс!
В Рим пребывает апостол Петр. На его ночную проповедь
собираются все христиане города. Хилон ведет туда Виниция, который надеется
встретить там Лигию. Апостол Петр поражает юношу простотой и величием. Лицо
старца светится такой силой убеждения, какая присуща одной лишь истине. Но
проповедь Петра — это отрицание всей привычной Виницию жизни. Однако рассказ
о распятии и воскресении Христа потрясает молодого патриция. И он вдруг понимает,
что христианка Лигия никогда не станет его наложницей. Увидев Лигию в толпе,
Виниций любуется одухотворенной красотой девушки и осознает, что против ее
веры вся его сила и отвага — ничто.
Отправившись после проповеди вслед за Лигией,
Виниций врывается в ее жилище и пытается унести девушку, но Урс обрушивает
на голову патриция свой могучий кулак.
В бедной каморке Лигии лекарь Главк врачует Виниция.
Сама Лигия нежно ухаживает за юношей. Тот счастлив; не желая покидать любимую,
он решает остаться у христиан и посылает за Хилоном — единственным, кому известно,
где сейчас Виниций. Увидев Хилона, Главк узнает в нем негодяя, погубившего
всю его семью, а Урс — старца, который натравливал его на Главка. Хилон завывает
от ужаса, но появившийся апостол Петр отпускает грека с миром: Главк и Урс
прощают врага своего...
Потрясенный Виниций размышляет о доброте и милосердии
христиан. Потом он впадает в забытье, и чудится ему, что Лигия ведет его туда,
где сияет солнце.
Через несколько дней Виниций чувствует, что страсть
его сменяется глубокой истинной любовью. Но истерзавшаяся Лигия, не смея любить
язычника с волчьим римским сердцем, решает расстаться с юношей.
Виниций возвращается в свой дом, но все вокруг
кажется юноше пустым и ничтожным. Он тоскует по Лигии — и часто вспоминает
об удивительном человеке, с которым познакомился у христиан, — о Павле из
Тарса. «Каждое слово его превращает в прах все основы нашего мира», — думает
юноша. Душа его меняется. Ему теперь отвратительно распутство римской знати,
и на роскошном пиршестве он отвергает домогательства императрицы Поппеи. Та
исчезает, зловеще смеясь. Виниций же мечтает о Лигии. Неожиданно к нему приходит
оборванный Хилон и заявляет, что из горячей любви к христианам вновь выследил
их всех. Разгневанный подлостью грека, Виниций велит его высечь; потом стонущий
Хилон ведет юношу к новому жилищу апостолов. Там Виниций просит у Петра и
Павла руки Лигии и обещает, что постарается понять и принять учение Христа.
Обрадованный Петр благословляет влюбленных.
А обезумевший Нерон грезит о великом пожаре —
и вскоре приспешники императора поджигают Рим. Ища Лигию, Виниций в отчаянии
мечется по объятому пламенем городу. С трудом выбравшись в тлеющей тунике
из моря огня, юноша натыкается на Хилона, который советует ему искать Лигию
и Петра в одной из подземных молелен христиан. Виниций спешит туда и видит
множество отчаявшихся людей, которых успокаивает ласковым словом апостол Петр.
Заметив ослабевшего от пережитых ужасов Виниция, Петр ведет его к Лигии. Упав
на колени, юноша горячо благодарит Господа, и Петр, которого полюбил Виниций
всем необузданным сердцем своим, крестит молодого патриция в бедной хижине
землекопа.
Народ клокочет от гнева. Чтобы спасти императора
и себя, патриции пускают слух, будто город подожгли христиане. Карая «злодеев»,
Нерон собирается устроить для черни зрелище, которое будут вспоминать в веках.
Поппея тайно приводит к императору Хилона; тот готов выдать всех христиан
— и прежде всего Виниция с Лигией. О, Хилон страшно отомстит Виницию за порку!
Петроний предупреждает племянника о том, что готовятся
гонения на христиан. С каким удовольствием расстроит «арбитр изящества» планы
этой обезьяны-Нерона! Но Виниций не успевает спасти Лигию: девушку уводят
в тюрьму. Петроний понимает: это месть Поппеи, которую Виниций отверг ради
Лигии. Юношу же не схватили потому, что хотят насладиться его страданиями,
истязая Лигию у него на глазах.
Чернь охвачена жаждой крови, брошенные в темницу
христиане — жаждой мученичества. Страдания Виниция превышают силы человеческие.
А святой Петр получает откровение: в сем граде сатаны хочет Христос основать
столицу Свою!
С просветленными лицами идут христиане на смерть
— ив страшных муках гибнут на арене. Хилон, сидящий в роскошных одеждах рядом
с Нероном, шепчет: «Видят они воскресение свое!» — и падает без чувств. Казни
продолжаются. Виниций, переодевшись могильщиком, проникает в страшную темницу
и три дня проводит с больной Лигией. Души их уже очистились от всего земного.
Виниций твердо решает после смерти Лигии признаться в том, что он христианин,
и последовать за любимой.
Христиан сжигают на столбах, освещая сотнями живых
факелов сады императора. С одного из столбов на поседевшего Хилона смотрит
объятый пламенем Главк и хрипит: «Прощаю!» И потрясенный Хилон, превратившись
из жалкого человечка в величественного старца, кричит: «Христиане невинны!
Поджигатель — Нерон!» Слова эти мгновенно разносятся по всему Риму, а раскаявшегося
в грехах своих Хилона крестит в темной аллее апостол Павел. Вскоре Хилона
хватают, но никакие пытки не могут теперь заставить его отречься от своих
слов. Ему вырывают язык и отдают на арене на растерзание медведю. Но зверь
не трогает несчастного; с просветленным лицом замученный Хилон испускает дух.
А император решает устроить Виницию «веселую свадьбу».
И вот белый как мел юноша видит, что на арену выталкивают Урса, а потом выпускают
огромного тура, к рогам которого привязана обнаженная Лигия. Урс хватает тура
за рога и сворачивает ему шею. Публика ревет от восторга, и Нерон, испугавшись
толпы, дарует Урсу и Лигии жизнь и свободу.
В доме Петрония Лигия и Виниций умоляют исстрадавшегося
Петра покинуть Рим. «Надлежит мне идти вслед за стадом моим», — отвечает старец,
но все же христианам удается убедить его, что должен он сеять семена истины
в других городах и весях. И Петр уходит из Рима — но на Аппиевой дороге является
ему Христос. «Quo vadis, Domine?» («Куда идешь ты,
Господи?» (лат.)) — вопрошает апостол и слышит в ответ: «Раз оставляешь
ты народ мой, иду я в Рим, на новое распятие».
Потрясенный Петр возвращается в Рим. Вскоре апостолов
бросают в темницу. Но когда ведут избитого Петра на казнь, шествует он как
победитель и, окидывая взглядом Рим, шепчет: «Ты искуплен, ты мой!»
Столь же спокойно идет в тот же день на казнь
и Павел. Он знает, что посеянное им уже никогда не развеет вихрь злобы.
Виниций и супруга его Лигия мирно живут на Сицилии.
Они любят друг друга, веруют — и безмерно счастливы.
А Петроний обречен. Нерон все глубже погружается
в гнусное распутство, и «арбитр изящества» теперь лишь мешает императору.
Он собирается послать Петронию смертный приговор, но тот решает сыграть с
Нероном последнюю шутку. На роскошном пиру, в окружении друзей, под чарующую
музыку он вскрывает себе вены. Вместе с ним умирает и прекрасная Эвника, отказавшаяся
жить без любимого. Перед смертью Петроний посылает Нерону насмешливое письмо,
в котором пишет, что готов простить императору все преступления и убийства,
но глубоко презирает его за скверные стихи. Гости, глядя на прекрасные мраморно-белые
тела бездыханных Петрония и Эвники, понимают: погибло единственное, что еще
оставалось у старого мира, — поэзия и красота.
Нерон лицедействует и безумствует. Кажется, мир
превращается в сплошную кровавую и шутовскую оргию. Наконец взбунтовавшиеся
легионы провозглашают императором Гальбу. Со словами: «Какой артист погибает!»
Нерон приставляет себе к горлу нож, но трусит, и раб коротким ударом помогает
господину своему уйти из жизни.
А из почвы, пропитанной кровью и слезами, тихо,
но неуклонно подымаются всходы посеянных Петром семян...
Давно ушел в прошлое Нерон, а базилика Петра на
Ватиканском холме доныне царит над Римом и миром. Близ же древних Капенских
ворот стоит небольшая часовня с полустертой надписью: «Quo vadis, Domine?»
Е. В. Максимова
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XIX века.: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост.
В.И.Новиков – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT» , 1996. – 848 с.
|