ДАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Адам Готлиб Эленшлегер (Adam Gotlieb Oehlenschlager) 1779 – 1850
Аксель и Вальборг (Axel og Valborg) — Трагедия
(1808)
Действие пьесы от начала и до конца происходит
в торжественной обстановке Тронхеймского собора в Нидаросе, средневековой
столице Норвегии. По сторонам сцены — погребальные ниши, в центре — гробница
Харальда, деда правящего короля Хакона Широкоплечего. Ближе всего к зрителям
на переднем плане — массивные храмовые колонны, на одной из них выведены вензели
«А» и «В» — Аксель и Вальборг, имена героев пьесы, любовь которых обречена
— они сводные брат и сестра, и их матери похоронены тут же в соборе.
Впрочем, «женихом и невестой» Акселя и Вальборг
дразнили еще в раннем детстве, когда же позже их дружба стала перерастать
в любовь, Акселя поспешили удалить за границу в германские земли, где он вместе
с баварским герцогом Генрихом Львом успешно воевал с вендами и из безусого
юноши превратился в храброго и самоуверенного воина. Аксель — идеальный герой,
и он, конечно, не забыл Вальборг, Привыкнув к победам, он не отступился от
возлюбленной и добился от римского папы Адриана разрешения на брак — папская
булла разрывает его с Вальборг кровное родство.
Полный радужных ожиданий, Аксель возвращается
на родину. Явившись к Вальборг в обличии старика, он проверяет ее чувство
и, убедившись в ее верности (Вальборг каждое утро вешает на колонну с вензелями
свежие венки), требует от короля Хакона отдать возлюбленную ему в жены. Но
король тоже претендует на руку красавицы Вальборг и считает ее своей по праву,
он — ее защитник и опекун. Требование Акселя он считает противоестественным,
узнав же о полученном разрешении, собирается решить дело силой, но позволяет
уговорить себя своему духовнику — злокозненному доминиканскому монаху Кнуду,
— тот обещает не допустить брака Акселя с Вальборг при помощи церковного крючкотворства.
В самом деле, Кнуд весьма убедительно доказывает
епископу Эрланду, что папское разрешение, данное Акселю, не имеет силы: жених
и невеста — брат и сестра не только по крови, но еще и по крещению: Акселя
окрестили только в пятилетнем возрасте вместе с родившейся тогда же Вальборг,
а на разрыв этой связи папа разрешения не давал. Епископ с сожалением вынужден
признать справедливость доводов Кнуда — они документально подтверждены записями
в церковной книге. С тяжелым сердцем он приступает к иному, нежели венчание,
обряду — церемонии разлучения жениха и невесты: Аксель и Вальборг берутся
за противоположные концы полотна, и оно разрубается между ними ударом меча,
который наносит монах Кнуд.
Аксель и Вальборг в отчаянии: вторичное обращение
к папе невозможно — папа Адриан умер, а новый глава церкви по политическим
соображениям больше благоволит к королю. Судьба, таким образом, вновь оборачивается
против влюбленных. Попрощавшись в соборе наедине, они как добрые христиане
смиряются со своей участью, пообещав друг другу воссоединиться вместе на небесах.
Но такой конец дела неугоден исполненному симпатии
к молодым епископу Эрланду. В юности он пережил сходную трагедию — его разлучили
с любимой, которую против воли выдали за другого. Чувство Эрланда разделяет
и друг Акселя Вильгельм — мрачного вида молодой воин, прибывший с Акселем
из-за границы. По собственному признанию Вильгельма, он — «помесь овцы и волка»:
сын бывшей возлюбленной Эрланда Элеаноры и некоего Рудольфа. Вильгельм обещал
своей покойной матери передать ее сердечному Другу последнее «прости» и поэтому
оказался в компании с Акселем отнюдь не случайно. Исполненные благих намерений,
епископ Эрланд и Вильгельм мстят безличной и равнодушной к страданиям людей
судьбе. Они прибегают к так называемому «благочестивому обману». Епископ выдает
Вильгельму золотой шлем, плащ и железное копье похороненного в Тронхеймском
соборе Святого Олафа, призрак которого, согласно поверьям, время от времени
появляется ночью в храме, Явившись в собор в полночь в облачении мертвого
короля, Вильгельм приказывает склонившейся перед ним в благоговении охране
удалиться из церкви, а усомнившегося в чуде и заподозрившего обман монаха
Кнуда пронзает мечом за неверие (перед смертью в раскаянии монах и в самом
деле признается, что не верит не только в чудеса, но даже в бессмертие души).
Вальборг, которую должны повенчать наутро с королем Хаконом, оказывается таким
образом на свободе, и Аксель может увезти ее на приготовленной к бегству ладье.
Но Аксель опять бросает вызов уготованной ему
судьбе. Он не может покинуть короля Хакона. Как раз в это утро в Нидарос вступает
со своей немалой дружиной претендент на престол Эрлинг. Дальний родич короля,
Аксель связан с ним узами верности и чести, вассал должен защищать своего
господина.
Король Хакон поражен благородством поступка Акселя,
В тряпице, которой тот перевязывает его рану, Хакон узнает отрубленный при
обряде разлучения жениха и невесты кусок полотна. Но не хочет ли Акседь, воздавая
Хакону добром за его зло, тем самым его унизить? Аксель разуверяет короля
— тот хотел взять себе Вальборг по сердечному влечению, Аксель знает, как
велика сила любви, и не мстит королю, его намерения чисты — защищая короля,
он исполняет свой долг и надеется, что тот отплатит ему добром за добро.
В этот момент в собор врываются воины Эрлинга.
Под предлогом, что боевой шлем раненого слишком для него тяжел, Аксель водружает
его на свою голову. Он и король обороняются от нападающих, пока к ним не подоспевает
подмога — биркебейнеры (воины-лапотники, своего рода народное ополчение).
Но уже поздно. Смертельно раненный Аксель (его таки приняли за короля) умирает
с именем возлюбленной на устах. Вызванная для последнего прощания Вальборг
находит Акселя уже мертвым, она просит его друга-германца спеть ей народную
балладу, допеть которую ей самой ни разу еще не удавалось из-за душивших ее
слез. Вильгельм исполняет балладу под собственный аккомпанемент на арфе: Рыцарь
Ore приезжает на остров свататься к своей милой Эльсе,
но ровно через месяц болезнь сводит его в могилу. Эльсе горюет и плачет по
жениху, и сила ее горя столь велика, что она поднимает лежащего в гробу мертвеца.
Взвалив гроб на плечи, он стучится в дверь дома Эльсе, но она не впускает
его, требуя, чтобы прежде он произнес имя Господа. Ore
не исполняет ее требования, но обещает Эльсе, что она будет помнить его и
в радости и в печали. Кричит петух — Ore пора в могилу.
Ore исчезает, а Эльсе горюет и оплакивает его, пока
ровно через месяц болезнь не сводит в могилу и ее тоже.
Допев песню до конца, Вильгельм замечает, что
прильнувшая к телу Акселя Вальборг мертва. Входящий в храм оруженосец Вильгельма
объявляет: только что погиб в сражении король Хакон. Злая судьба, таким образом,
не минует в трагедии никого.
Король Хакон Широкоплечий, реальное историческое
лицо, действительно погиб в битве с Эрлингом в 1162 г.
Б. А. Ерхов
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XIX века.: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост.
В.И.Новиков – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT» , 1996. – 848 с.
|