ДАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Адам Готлиб Эленшлегер (Adam Gotlieb Oehlenschlager) 1779 – 1850
Ярл Хакон (Hakon Jarl Hin Rige) — Трагедия (1805)
Норвегия конца X в. Ярл
Хакон, подчинивший себе страну, мечтает о королевском сане: из ярла — свободного
и видного военачальника он хочет превратиться в короля, чья власть освящена
династической традицией и народной привычкой, то есть бесспорна. Но на пути
у ярла — Олаф, правнук первого короля и объединителя Норвегии Харальда Прекрасноволосого.
И хотя Олаф живет далеко — он правит завоеванной викингами Ирландией, — покуда
он жив, власть Хакона под угрозой: это понимают и стар и млад, все норвежцы.
Хакон уже заказал себе корону. Правда, во время
примерки она оказывается велика и буквально «застит» ему глаза — кузнец Бергтор
изготовил ее по образцу королевского венца Харальда Прекрасноволосого и менять
размеры не собирается: пусть претендент дорастет до короны, иначе носить ее
он имеет право не больше, чем кривляка-раб Гриб, успевший примерить корону
до Хакона и произнесший при этом весьма удачную тронную речь.
Случай заставляет Хакона действовать. Он узнает,
что Олаф — в Норвегии, правитель Ирландии зашел на родину с небольшой дружиной.
Он направляется в Гардарике (Русь), куда спешит к сыну умершего князя Вальдемара
(Владимира), чтобы помочь ему утвердиться на княжестве. Хакон действует тонко
и осторожно: он посылает к Олафу небольшое посольство — молодых двоюродных
братьев его и своего ближайшего помощника купца Клаке. Последний, улавливая
невысказанное желание господина, провоцирует Олафа — в Норвегии неспокойно,
народ Хаконом недоволен и в любую минуту готов восстать. Достойный потомок
своих славных предков, Олаф мог бы вернуть себе корону Норвегии.
Ранее не помышлявший о смуте, Олаф дает склонить
себя на выступление против Хакона. Окончательно укрепляет его в решении призыв
священника Тагенбранда (Олаф повсюду возит с собой команду монахов) — крестить
Норвегию, а за ней и весь Север!
Как всегда, Хакон действует быстро и энергично
и очень скоро высаживается на острове, где стоит с частью дружины Олаф. Как
и он, ярл связывает свое стремление к власти с идеологическими мотивами —
защитой языческой веры предков от наступающего на Север христианства.
Происходит неожиданное, но логичное — к Олафу
с повинной являются его двоюродные братья, они сообщают: их обман обернулся
правдой, страна восстала. С самого начала, добившись власти, ярл Хакон правил
разумно и справедливо, но со временем в нем все больше побеждал тиран, и творимый
им произвол и бесцеремонное женолюбие довели подданных до отчаяния. Последней
каплей стало похищение приглянувшейся ярлу дочери кузнеца (того самого, что
сковал ему корону) прямо с ее свадебного пира. Если люди узнают, что Олаф
прибыл в страну, они, несомненно, примкнут к нему. Поэтому вряд ли Хакон выступит
против Олафа открыто, он приготовил ему западню: купец Клаке обещал ярлу заманить
Олафа в лес, лишить его жизни, а потом тайно пронести в лесную избушку к Хакону
корзину с отрубленной головой короля. К счастью, план Клаке выдал братьям
сметливый раб купца Гриб, а они, служившие ранее властителю Норвегии верой
и правдой, возмущены таким вероломством и больше ярлу не верят. И просят Олафа
наказать их за попытку выведать его планы, а также за то, что, солгав, они
сказали ему чистую правду!
С истинно королевским великодушием Олаф прощает
братьев. Планы Клаке разрушены, а он сам убит рабом Грибом, за что Олаф награждает
того свободой и новым именем Гриф. Закутавшись в плащ и надвинув на глаза
шляпу, Олаф является в избушку с корзиной (от предложения Грифа положить в
нее отрубленную голову его бывшего хозяина благородный король-христианин отказывается),
Притворившись рабом-убийцей, Олаф спрашивает у Хакона, не хочет ли ярл взглянуть
на голову своего врага? Тот отказывается и велит поскорее зарыть ее в землю.
Раб настаивает. Он расхваливает голову («она совсем как живая» ) и упрекает
ярла в трусости («он боится бессильной, снесенной с плеч головы?»). Для удобства,
заявляет он далее, он принес голову на своих плечах — Олаф распахивает плащ
и снимает шляпу. Сопротивление Хакона бесполезно, избушка окружена, но благородный
король не хочет использовать слишком очевидное преимущество. Он предлагает
Хакону выбор: или полное подчинение, или гибель в следующей битве, если им
доведется сойтись еще раз.
Хакон выбирает второе. В день решающей битвы неподалеку
от Тронхейма вестник сообщает ему о гибели старшего сына — его зарубил Олаф,
по ошибке приняв сына за отца. Хакон потрясен известием. Что означает гибель
любимого сына? Слабость и упадок богов (в их противостоянии с Христом) или
же наказание Хакона за недостаток веры? Ярл просит богов войны простить его,
и как раз в этот момент ему приносят отбитый у дружины Олафа золотой рог с
выбитыми на нем рунами: «Если согрешил ты, / Счастье отвернулось — / Лучшее
пожертвуй / А сам всемогущим». Лучшее, что осталось у Хакона, — его второй
малолетний сын Эрлинг. Его он и приносит в жертву, узнав о которой Хакона
покидает даже самый верный и доблестный из его воинов Эйнар.
Одолеваем сомнениями и победоносный Олаф. В ночь
перед битвой он беседует в лесу с посетившим его одноглазым старцем Ауденом.
Старец защищает язычество. Христианство, возможно, и хорошо для изнеженного
и изобильного Юга, который освобождает от борьбы за существование и поощряет
искусства. Но на суровом Севере язычество необходимо, оно воспитывает мужество,
честь и деятельное начало. Олаф не принимает учения Аудена, но относится к
его словам с уважением: по загадкам в его речи он узнает в старце верховного
бога скандинавов Одина (Ауден — форма этого имени), хоть священник Тагенбранд
и уверяет его, что Ауден — всего лишь подосланный к ним Хаконом языческий
жрец. Что же до связи язычества с природой Севера, продолжает священник, то
и это не так. Вера в Одина пришла в эти края с Востока.
Войско ярла Хакона разбито, но он не погибает
в сражении. Убив коня и оставив на поле битвы забрызганную кровью одежду,
он прячется у бывшей наложницы Торы. Хакон виноват перед ней вдвойне: в свое
время он бросил ее, прельстившись дочерью кузнеца, теперь же вдобавок убил
в сражении двух ее братьев (они хотели отомстить ему за позор сестры). И все-таки
Тора прощает Хакона — она жалеет его: перед ней тень прежнего ярла, и, откажи
она ему в помощи, ему останется только броситься грудью на меч. Ярл идет за
Торой в приготовленное ему убежище, и ему самому кажется, что это его призрак
следует за царицей подземного царства Хель в ее владения.
Ярл сидит в подполе со своим слугой — рабом Каркером.
Сверху доносятся крики людей, разыскивающих Хакона. Ярл изможден, но боится
заснуть: раб вполне может выдать своего господина или же зарезать его. Раб
рассказывает Хакону свой последний сон (а снам в древней Скандинавии приписывалось
иногда даже большее значение, чем реальности): он и ярл плывут в лодке, которой
управляет Каркер. Хакон толкует сон: Каркер правит судьбой ярла. Затем в сновидении
из скалы «вырастает черный муж», он извещает гребцов, что для них «закрыты
все заливы». Вердикт Хакона — жить им обоим недолго, Ярл забывается в дремоте,
и раб крадется к нему. Неожиданно, вспомнив о своей страшной жертве, ярл просыпается,
вскакивает с места и, не в силах переносить мучения дольше, вкладывает нож
в руку Каркера, а тот убивает его.
Раб выходит к разыскивающим ярла людям: найти
Хакона необходимо — он может вызвать в стране дальнейшую смуту. Но убийца
не получает обещанной награды. Олаф приказывает повесить его. Тело Хакона
отдают Торе. В подземелье она говорит над его гробом последнее слово: «Мощная
душа / В стремленье к благу стала жертвой рока / И заблуждений времени».
Б. А. Ерхов
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XIX века.: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост.
В.И.Новиков – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT» , 1996. – 848 с.
|