ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ги де Мопассан (Guy de Maupassant) 1850 – 1893
Жизнь (Une Vie) — Роман (1883)
Северо-запад Франции. Руан. Майское утро 1819
г. Жанна, белокурая девушка с глазами, похожими на голубые агаты, дочь барона
Ле Пертюи де Во, сама укладывает чемоданы и снова смотрит в окно: дождь не
утихает... А так хочется ехать!
Жанна только что вернулась в родительский дом
из монастыря, где воспитывалась «в строгом заключении» с двенадцати лет. И
вот наконец свобода, начало жизни, и они с папой и мамочкой едут в «Тополя»
, в родовой замок на берегу моря, в деревню на все лето! Дождь не утихает,
но они все-таки едут. В экипаже чудаковатый, добрейший отец, сильно располневшая
мамочка и молодая служанка Розали. Замок в «Тополях», конечно, стар, но отец
продал одну из своих ферм и на эти деньги привел все в порядок: ведь они с
мамой решили подарить этот замок Жанне. Она станет там жить, когда выйдет
замуж... А пока они едут туда на все лето.
В замке очень просторно, очень уютно и вполне
беспорядочно: по бокам комода в стиле Людовика XIV
стоят два кресла (подумать только!) в стиле Людовика XV...
Но и в этом — свобода. Можно где угодно бегать, гулять и купаться в море —
сплошное счастье, а впереди вся жизнь и, конечно, любовь. Осталось только
встретить Его, и как можно скорей! Аббат Пико, местный кюре, обедая как-то
в «Тополях», вспоминает за десертом, что у него есть новый прихожанин виконт
де Лямар, очаровательный, порядочный, тихий. В воскресенье баронесса и Жанна
отправляются к мессе, и кюре знакомит их с молодым человеком. Тот вскоре делает
первый визит, он прекрасно воспитан, и его приглашают отобедать на следующей
неделе. Виконт отобедал. Еще ничего не случилось, ничего еще нет, он только
смотрит на Жанну бархатно-черными глазами. Еще никто ничего не знает — ни
барон с баронессой, ни Жанна, ни даже читатель, а между тем завязка драмы
уже совершилась...
Виконт в их доме постоянно, он помогает мамочке
«совершать моцион», они втроем — с отцом и Жанной — устроили морскую прогулку,
его зовут Жюльен, и Жанна полна предчувствия любви, и вот уже наконец звучит
пленительный вопрос: «Хотите быть моей женой?»
Обряд совершен. Жанна взволнована: как же так
— вчера уснула девушкой, а сегодня, сейчас, стоя у алтаря, она стала женщиной!
Но отчего это Жюльен нежно шепчет, что вечером Жанна станет его женой? Да
разве она... не стала?!
И вот уже вечер. Мамочка, бедная, рыдает, не в
силах сделать последние наставления дочери. Вынужден взяться отец...
Розали раздевает Жанну и отчего-то ревет в три
ручья, но Жанна ничего не замечает, она в постели и ждет, сама не зная чего...
Дальше следуют две-три страницы особого свойства
— «...по ее ноге скользнула другая нога, холодная и волосатая...»
Потом, во время свадебного путешествия по Корсике,
в Жанне тихо пробуждается женщина, но странно: познавая с Жюльеном любовь,
она все отчетливее видит, что супруг труслив, жаден, чванлив и нестерпимо
обыден.
Они возвращаются в «Тополя», и с первой же ночи
Жюльен остается в своей комнате, а потом как-то сразу, словно отыграв роль
молодожена, перестает обращать внимание на Жанну, забывает бритву, не вылезает
из старой домашней куртки и пьет по восемь рюмок коньяку после каждой еды.
Жанна изнывает от тоски, а тут еще всегда веселая Розали совсем переменилась
и занемогла. Утром она медленно заправляет постель Жанны и вдруг опускается
на пол... В комнате госпожи, возле ее постели девушка Розали родила мальчика.
Жанна взволнованна, хочет помочь Розали (они молочные
сестры), нужно найти отца ребенка, заставить жениться, но Жюльен категоричен:
служанку надо гнать вместе с незаконным дитем! Жанна расспрашивает Розали,
а та только рыдает. Муж на все это злится, но отчего-то возвращается «к обязанностям
любви».
На дворе зима, в замке холодно, Жанне нездоровится,
а Жюльен возжелал. Жанна просит его отложить визиты в спальню на день-два.
Ночью Жанну бьет ужасный озноб, она зовет Розали, та не откликается, Жанна
босиком, в полубреду, идет в ее комнату, но Розали там нет. Чувствуя, что
умирает, Жанна кидается будить Жюльена... На подушке рядом с его головой —
голова Розали.
Оказалось, что благовоспитанный виконт, еще когда
в первый раз обедал в «Тополях», отобедав, не уехал, а прокрался на чердак,
затаился, а потом «сошел» к Розали. А потом все возобновилось, после их возвращения
с Корсики.
Жанна едва не умерла в горячке, а доктор обнаружил
у нее беременность. Всех примирил деревенский кюре, который и нашел мужа для
Розали. А Жанна родила мальчика. Его назвали Поль, и любовь к нему заменила
Жанне все остальное.
Несчастья же продолжают сыпаться на бедную Жанну:
умерла матушка, Жюльен завел роман по соседству — с графиней де Фурвиль, ревнивый
граф обнаружил любовников и убил их, представив дело как несчастный случай...
А Полю минуло пятнадцать, пришлось отдать его в коллеж. И вот ему двадцать,
и он связался с проституткой, они сбежали в Лондон. Сын тянет из матери деньги
и вконец разоряет. Старый барон хлопочет, закладывает, перезакладывает имение,
внезапно умирает... Розали, уже старая, но крепкая и ясная умом вдова, возвращается
в дом и опекает совсем ослабевшую Жанну...
Проданы «Тополя», другого выхода не было. Жанна
и Розали живут в скромном, но уютном доме. Поль пишет, что его возлюбленная
родила девочку и теперь умирает. А Жанна, та самая Жанна, что совсем недавно
была полна предвкушения жизни, доживает последние дни и вспоминает изредка
короткие, редкие мгновения любви.
Но вот Розали привозит девочку, внучку, а Поль
приедет завтра, после похорон. И жизнь продолжается, та самая жизнь, что не
такая хорошая, как говорит Розали, но и не такая плохая, как о ней думают.
Жанна и Розали вспоминают, какой был сильный,
нескончаемый дождь, когда они ехали в «Тополя» из Руана.
В. Т. Кабанов
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XIX века.: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост.
В.И.Новиков – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT» , 1996. – 848 с.
|