БЕЛЬГИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Морис Метерлинк (Maurice Maeterlinck) 1862 – 1949
Там, внутри (Interieur) — Пьеса (1894)
Старый сад, в саду ивы. В глубине дом, три окна
нижнего этажа освещены. Отец сидит у камелька. Мать облокотилась на стол и
смотрит в пустоту. Две молодые девушки в белом вышивают. Склонившись головкой
на левую руку матери, дремлет ребенок. В сад осторожно входят Старик и Незнакомец.
Они смотрят, все ли домашние на месте, и переговариваются,
решая, как лучше сообщить им о смерти третьей сестры. Старик считает, что
нужно пойти вдвоем: несчастье, о котором сообщает не один человек, не так
тяжело. Он подыскивает слова, чтобы рассказать о случившемся: «Когда ее нашли,
она плыла по реке, и руки ее были сложены...» Незнакомец поправляет его —
руки девушки были вытянуты вдоль тела. Именно Незнакомец заметил и вытащил
утопленницу. Старик вспоминает, как встретил утонувшую девушку утром у церкви,
— «она улыбнулась так, как улыбаются те, которые не хотят говорить, которые
боятся, чтобы их не разгадали...». У каждою человека есть немало поводов,
чтобы не жить, рассуждает Старик. В душу не заглянешь, как в комнату. Незнакомец
и Старик наблюдают за мирной, обычной жизнью семьи. Семьи, которой кажется,
что она в безопасности: на окнах решетки, двери заперты на засов. Незнакомец
порывается пойти рассказать о случившемся, боясь, что кто-нибудь сообщит ужасную
новость, не подготовив родных. Входит внучка Старика, Мария. Она сообщает,
что крестьяне идут и несут на носилках из ветвей утопленницу. Старик велит
Марии взглянуть в окно: «Ты хоть немного поймешь, что такое жизнь...»
Внутри дома сестры подходят к окнам и всматриваются
в темноту. Затем целуют мать. Старшая гладит ребенка, а он не просыпается.
Девушки подходят к отцу. Эти простые, скупые движения завораживают наблюдающих
из сада Старика, его внучку и Незнакомца. Теперь уже Мария просит деда не
сообщать пока родным умершей девушки о несчастье. Старик готов согласиться
с ней и не говорить им ничего до утра, но поздно — толпа с телом уже подошла
к дому. Появляется другая внучка Старика — Марта. Поняв, что дед еще ничего
не сказал, она готова сама пойти в дом с дурной вестью. Старик велит ей остаться
и не смотреть в окно, чтобы не увидеть, «каким становится человеческое лицо,
когда перед глазами проходит смерть».
Становятся слышны молитвы. Часть толпы входит в сад. Раздаются
приглушенные шаги и тихий говор. Старик уходит в дом. Марта и Мария сидят
на скамейке спиной к окнам. Незнакомец смотрит в окно и комментирует происходящее.
Вот все прислушиваются — наверное, это Старик постучал в дверь. Отец идет
открывать. Все встают, только ребенок, склонив головку набок, спит в кресле.
Старик медлит. Но наконец страшные слова произнесены. Мать, отец и обе девушки
бросаются к двери, но отцу не сразу удается открыть ее. Старик пытается удержать
мать. Толпа в саду рассеивается. Только Незнакомец продолжает стоять под окном.
Наконец двери дома распахиваются настежь, все выходят одновременно. При свете
звезд и луны видно, как на носилках несут утопленницу. А посреди пустой комнаты,
в кресле, ребенок по-прежнему спит сладким сном. Молчание. «Ребенок не проснулся!»
— говорит Незнакомец и уходит.
В. С. Кулагина-Ярцева
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XIX века.: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост.
В.И.Новиков – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT» , 1996. – 848 с.
|