АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Генри Лонгфелло (Henry Longfellow) 1807 – 1882
Песнь о Гайавате (The Song of Hiawatha) — Эпическая поэма (1855)
Во вступлении автор вспоминает музыканта Навадагу, когда-то
в старинные времена певшего песнь о Гайавате: «О его рожденье дивном, / О
его великой жизни: / Как постился и молился, / Как трудился Гайавата, / Чтоб
народ его был счастлив, / Чтоб он шел к добру и правде».
Верховное божество индейцев, Гитчи Манито — Владыка
Жизни, — «сотворивший все народы», начертавший пальцем русла рек по долинам,
слепил из глины трубку и закурил ее. Увидев поднимавшийся к небу дым Трубки
Мира, собрались вожди всех племен: «Шли Чоктосы и Команчи, / Шли Шошоны и
Омоги, / Шли Гуроны и Мэндэны, / Делавэры и Могоки, / Черноногие и Поны, /
Оджибвеи и Дакоты».
Гитчи Манито призывает враждующие племена примириться
и жить, «как братья», и предрекает появление пророка, который укажет им путь
к спасению. Повинуясь Владыке Жизни, индейцы погружаются в воды реки, смывают
боевые краски, закуривают трубки и пускаются в обратный путь.
Победив огромного медведя Мише-Мокву, Мэджекивис
становится Властелином Западного Ветра, другие же ветра отдает детям: Восточный
— Вебону, Южный — Шавондази, Северный — злому Кабибонокке.
«В незапамятные годы, / В незапамятное время»
прямо с месяца упала на цветущую долину прекрасная Нокомис, дочь ночных светил.
Там, в долине, Нокомис родила дочь и назвала ее Веноной. Когда дочь выросла,
Нокомис не раз предостерегала ее от чар Мэджекивиса, но Венона не послушалась
матери. «И родился сын печали, / Нежной страсти и печали, / Дивной тайны —
Гайавата».
Коварный Мэджекивис вскоре оставил Венону, и та
умерла от горя. Гайавату вырастила и воспитала бабка. Став взрослым, Гайавата
надевает волшебные мокасины, берет волшебные рукавицы, отправляется на поиски
отца, горя желанием отомстить ему за гибель матери. Гайавата начинает бой
с Мэджекивисом и вынуждает его отступать. После трехдневного сражения отец
просит Гайавату прекратить бой. Мэджекивис бессмертен, его нельзя одолеть.
Он призывает сына вернуться к своему народу, расчистить реки, сделать землю
плодоносной, умертвить чудовищ и обещает сделать его после смерти владыкой
Северо-Западного ветра.
В лесной глуши Гайавата постится семь ночей и
дней. Он обращается к Гитчи Манито с молитвами о благе и счастье всех племен
и народов, и как бы в ответ у его вигвама появляется юноша Мондамин, с золотистыми
кудрями и в зелено-желтых одеждах. Три дня Гайавата борется с .посланником
Владыки Жизни. На третий день он побеждает Мондамина, хоронит его и затем
не перестает навещать его могилу. Над могилой один за другим вырастают зеленые
стебли, это иное воплощение Мондамина — кукуруза, пища, посланная людям Гитчи
Манито.
Гайавата строит пирогу из березовой коры, скрепляя
ее корнями тэмрака — лиственницы, делая раму из ветвей кедра, разукрашивает
иглами ежа, окрашивает соком ягод. Затем вместе со своим другом силачом Квазиндом
Гайавата поплыл по реке Таквамино и очистил ее от коряг и мелей. В заливе
Гитчи-Гюми Гайавата трижды забрасывает удочку, чтобы поймать Великого Осетра
— Мише-Наму. Мише-Нама проглатывает пирогу вместе с Гайаватой, и тот, находясь
в чреве рыбы, изо всех сил стискивает сердце огромного царя рыб, пока тот
не погибает. Затем Гайавата побеждает злого волшебника Меджисогвона — Жемчужное
Перо, которого охраняют страшные змеи.
Гайавата находит себе жену, прекрасную Миннегагу
из племени дакотов. На свадебном пиру в честь жениха и невесты танцует красавец
и насмешник По-Пок-Кивис, музыкант Чайбайабос поет нежную песню, а старый
Ягу рассказывает удивительную легенду о волшебнике Оссэо, сошедшем с Вечерней
Звезды.
Чтобы уберечь посевы от порчи, Гайавата велит
Миннегаге во мраке ночи обойти поля обнаженной, и она послушно, «без смущенья
и без страха» повинуется. Гаиавата же ловит Царя-Ворона, Кагаги, осмелившегося
привести стаю птиц на посевы, и для острастки привязывает его на кровле своего
вигвама.
Гайавата придумывает письмена, «чтоб грядущим
поколеньям / Было можно различать их».
Страшась благородных стремлений Гайаваты, злые
духи заключают против него союз и топят в водах Гитаи-Гюми его ближайшего
друга музыканта Чайбайабоса. Гайавата от горя заболевает, и его исцеляют с
помощью заклинаний и магических плясок.
Дерзкий красавец По-Пок-Кивис учит мужчин своего
племени играть в кости и безжалостно их обыгрывает. Затем, раззадорившись
и зная к тому же, что Гайавата отсутствует, По-Пок-Кивис разоряет его вигвам.
Вернувшись домой, Гайавата пускается в погоню за По-Пок-Кивисом. а тот, убегая,
оказывается на бобровом плотине и просит бобров превратить его в одного из
них, только больше и выше всех остальных. Бобры соглашаются и даже избирают
его своим вождем. Тут на плотине появляется Гаиавата. Вода прорывает плотину,
и бобры поспешно скрываются. По-Пок-Кивис же не может последовать за ними
из-за своих размеров. Но Гайавате удается лишь поймать его, но не убить. Дух
По-Пок-Кивиса ускользает и вновь принимает облик человека. Убегая от Гайаваты,
По-Пок-Кивис превращается в казарку, только больше и сильнее, чем все остальные.
Это и губит его — он не справляется с ветром и падает на землю, но снова бежит,
и Гайавате удается справиться со своим врагом, только призвав на помощь молнию
и гром.
Гайавата лишается еще одного своего друга — силача
Квазинда, которого погубили пигмеи, попавшие ему в темя «голубой еловой шишкой»,
в то время как он плыл в пироге по реке.
Наступает суровая зима, и в вигваме Гайаваты появляются
призраки — две женщины. Они мрачно сидят в углу вигвама, не говоря ни слова,
лишь хватают лучшие куски пиши. Так проходит много дней, и вот однажды Гайавата
просыпается среди ночи от их вздохов и плача. Женщины рассказывают, что они
— души мертвых и явились с островов Загробной Жизни, чтобы наставить живущих:
не нужно мучить умерших бесплодной скорбью и призывами вернуться назад, не
нужно класть в могилы ни мехов, ни украшений, ни глиняных чаш — только немного
пищи и огня в дорогу. Четыре дня, пока душа добирается до страны Загробной
Жизни, надо жечь костры, освещая ей путь. Затем призраки прощаются с Гайаватой
и исчезают.
В селеньях индейцев начинается голод. Гайавата
отправляется на охоту, но безуспешно, а Миннегага слабеет день ото дня и умирает.
Гайавата, исполненный скорби, хоронит жену и четыре ночи жжет погребальный
костер. Прощаясь с Миннегагой, Гайавата обещает скоро встретиться с ней «в
царстве светлого Понима, / Бесконечной, вечной жизни».
В селенье возвращается из далекого похода Ягу
и рассказывает, что видел Большое Море и крылатую пирогу «больше целой рощи
сосен». В этой лодке Ягу видел сто воинов, лица которых были выкрашены белой
краской, а подбородки покрыты волосами. Индейцы смеются, считая рассказ Ягу
очередной небылицей. Не смеется только Гайавата. Он сообщает, что ему было
видение — крылатый челн и бородатые бледнолицые чужеземцы. Их следует встретить
с лаской и приветом — так велел Гитчи Манито.
Гайавата рассказывает, что Владыка Жизни открыл
ему будущее: он видел «густые рати» народов, переселяющихся на Запад. «Разны
были их наречья, / Но одно в них билось сердце, / И кипела неустанно / Их
веселая работа: / Топоры в лесах звенели, / Города в лугах дымились, / На
реках и на озерах / Плыли с молнией и громом / Окрыленные пироги».
Но открывшееся Гайавате будущее не всегда лучезарно:
он видит и индейские племена, гибнущие в борьбе друг с другом.
Гайавата, а за ним и остальные индейцы, приветливо
встречают приплывших на лодке бледнолицых и приобщаются к истинам, которые
провозглашает наставник бледнолицых, «их пророк в одежде черной», — к началам
христианской религии, рассказам «о Святой Марии-Деве, / О ее предвечном Сыне».
Гости Гайаваты засыпают в его вигваме, истомленные
жарою, а сам он, простившись с Нокомис и со своим народом и завещая внимать
мудрым наставлениям присланных из царства света гостей, уплывает в своей пироге
на Закат, в Страну Понима, «к Островам Блаженных — в царство / Бесконечной,
вечной жизни!»
В. С. Кулагина-Ярцева
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XIX века.: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост.
В.И.Новиков – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT» , 1996. – 848 с.
|