НОРВЕЖСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Генрик Ибсен (Henrik Ibsen) 1828 – 1906
Бранд (Brand) — Драматическая
поэма (1865)
Западное побережье Норвегии. Пасмурная погода, утренняя
полумгла. Бранд, мужчина средних лет в черной одежде и с ранцем за плечами,
пробирается по горам на запад к фьорду, где лежит его родная деревня. Бранда
удерживают попутчики — крестьянин с сыном. Они доказывают — прямой путь через
горы смертельно опасен, нужно идти в обход! Но Бранд не желает их слушать.
Он стыдит крестьянина за малодушие — у того при смерти дочь, она ждет его,
а отец медлит, выбирая кружную дорогу. Что бы он отдал за то, чтобы его дочь
умерла спокойно? 200 талеров? Все имущество? А жизнь? Если он не согласен
отдать жизнь, все остальные жертвы не в счет. Все иди ничего! Таков идеал,
отвергаемый погрязшими в компромиссах соотечественниками!
Бранд вырывается из рук крестьянина, и идет через
горы. Как по волшебству, тучи рассеиваются, и Бранд видит молодых влюбленных
— они тоже торопятся к фьорду. Недавно познакомившиеся Агнес и художник Эйнар
решили соединить свои жизни, они наслаждаются любовью, музыкой, искусством,
общением с друзьями. Их восторги у встречного сочувствия не вызывают. По его
мнению, жизнь в Норвегии не так хороша. Повсюду парят пассивность и малодушие.
Люди потеряли цельность натуры, их Бог ныне смахивает на лысенького старичка
в очках, снисходительно взирающего на лень, ложь и приспособленчество. Бранд,
теолог по образованию, верует в Бога иного — молодого и энергичного, карающего
за недостаток воли. Главное для него — становление нового человека, сильной
и волевой личности, отвергающей сделки с совестью.
Эйнар наконец узнает в Бранде товарища школьных
лет. Прямолинейность и пылкость его рассуждений действуют отталкивающе — в
теориях Бранда нет места простодушной радости или милосердию, напротив, он
обличает их как расслабляющие человека начала. Встретившиеся расходятся по
разным тропинкам — они увидятся позже на берегу фьорда, откуда продолжат путь
на пароходе.
Неподалеку от деревни Бранда ожидает еще одна
встреча — с безумной Герд, девушкой, которую преследует навязчивая идея о
подстерегающем ее повсюду страшном ястребе; спасение от него она находит только
в горах на леднике — в месте, которое называет «снежной церковью». Деревню
внизу Герд не любит: там, по ее словам, «душно и тесно». Расставшись с ней,
Бранд суммирует дорожные впечатления: за нового человека ему придется бороться
с тремя «троллями» (чудовищами) — тугомыслием (накатанной рутиной быта), легкомыслием
(бездумным наслаждением) и бессмыслицей (полным разрывом с людьми и разумом).
После многих лет отсутствия все в деревне кажется
Бранду маленьким. Жителей он застает в беде: в деревне — голод. Местный администратор
(Фогт) раздает нуждающимся продукты. Подойдя к собравшимся, Бранд, как всегда,
высказывает неординарное мнение: положение голодающих не так уж и плохо —
им предстоит борьба за выживание, а не мертвящая дух праздность. Жители деревни
едва не бьют его за глумление над их несчастьем, но Бранд доказывает, что
имеет моральное право относиться к другим свысока — только он вызывается помочь
умирающему, который не вынес вида своих голодных детей и в приступе помешательства
убил младшего сына, а затем, осознав, что натворил, попытался наложить на
себя руки и теперь лежит при смерти в своем доме на другом берегу фьорда.
Добраться туда не рискует никто — во фьорде бушует шторм. Помочь Бранду при
переправе осмеливается лишь Агнес. Ее поражает сила его характера, и она,
вопреки призывам Эйнара вернуться к нему или хотя бы к родителям, решает разделить
судьбу с Брандом. Местные жители, тоже убедившиеся в твердости его духа, просят
Бранда стать их священником.
Но Бранд предъявляет к ним очень высокие требования.
Его любимый девиз «все или ничего» так же бескомпромиссен, как известная латинская
пословица: «Пусть погибнет мир, но восторжествует справедливость». Новый священник
обличает даже свою старуху мать — за ее расчетливость и стяжательство. Он
отказывает ей в причастии, покуда она не раскается и не раздаст бедным нажитое
ею и столь любимое имущество. Находясь при смерти, мать посылает за сыном
несколько раз: она просит его прийти, обещая сначала раздать половину, потом
— девять десятых всего, чем владеет. Но Бранд не соглашается. Он страдает,
но против своих убеждений пойти не может.
Не менее требователен он и к самому себе. В дом
под скалой, где они прожили с Агнес вот уже три года, редко заглядывает солнце,
и их сын незаметно чахнет. Доктор советует: чтобы спасти Альфа, нужно немедленно
переехать в другую местность. О том, чтобы остаться, не может идти и речи.
И Бранд готов уехать. «Может быть, и к другим Бранду не стоит быть слишком
строгим?» — спрашивает у него доктор. О долге напоминает Бранду и один из
его прихожан: люди в деревне ныне живут по иным, более честным правилам, они
не верят интригану-Фогту, распространяющему слухи, что Бранд уедет сразу,
как только получит наследство матери. Бранд нужен людям, и он, приняв невыносимо
тяжелое решение, заставляет согласиться с ним Агнес.
Альф умер. Горе Агнес безмерно, она постоянно
чувствует отсутствие сына. Единственное, что у нее осталось, — это вещи и
игрушки ребенка. Внезапно ворвавшаяся в пасторский дом цыганка требует, чтобы
Агнес поделилась с ней своим богатством. И Бранд приказывает отдать вещи Альфа
— все до единой! Однажды увидевшая ребенка Агнес и Бранда, безумная Герд сказала:
«Альф — идол!» Свое и Агнес горе Бранд считает идолопоклонством. В самом деле,
разве они не упиваются своим горем и не находят в нем извращенного наслаждения?
Агнес смиряется с волей мужа и отдает припрятанный у нее последний детский
чепчик. Теперь у нее не осталось ничего, кроме мужа. Она не находит утешения
в вере — их с Брандом Бог слишком суров, вера в него требует все новых и новых
жертв, а церковь внизу в деревне тесна.
Бранд цепляется за случайно оброненное слово.
Он построит новую, просторную и высокую церковь, достойную проповедуемого
им нового человека. Фогт всячески препятствует ему, у него свои планы более
утилитарного свойства («Работный дом построим / в соединении с арестным домом,
и флигелем для сходок, заседаний / и празднеств <...> вкупе с сумасшедшим
домом»), к тому же фогт против сноса старой церкви, которую считает памятником
культуры. Узнав, что строить Бранд собирается на собственные деньги, фогт
меняет свое мнение: он всячески хвалит смелость предприятия Бранда, а старую
церковь-развалюху отныне считает опасной для посещений.
Проходит еще несколько лет. Новая церковь построена,
но к этому времени Агнес уже нет в живых, и церемония освящения церкви воодушевления
у Бранда не вызывает. Когда же важный церковный чиновник заводит с ним речь
о сотрудничестве церкви и государства и сулит ему награды и почести, Бранд
не испытывает ничего, кроме отвращения. Он закрывает здание на замок, а собравшихся
прихожан увлекает в горы — в поход за новым идеалом: их храмом отныне будет
весь земной мир! Идеалы, однако, даже когда они точно сформулированы (чего
Ибсен в поэме намеренно избегает), всегда абстрактны, в то время как достижение
их всегда конкретно. На вторые сутки похода прихожане Бранда посбивали ноги,
устали, оголодали и отчаялись. Поэтому они легко дают обмануть себя фогту,
сообщающему им, что в их фьорд вошли огромные косяки сельди. Бывшие приверженцы
Бранда мгновенно убеждают себя, что они им обмануты, и — вполне логично —
побивают его камнями. Что ж, сетует Бранд, таковы переменчивые норвежцы —
еще совсем недавно они клялись, что помогут своим соседям датчанам в войне
с угрожающей им Пруссией, но позорно их обманули (имеется в виду датско-прусский
военный конфликт 1864 г.)!
Оставшийся один в горах, Бранд продолжает свой
путь. Невидимый хор внушает ему мысль о тщетности человеческих устремлений
и бесперспективности спора с Дьяволом или с Богом («можешь противиться, можешь
смириться — /ты осужден, человек!»). Бранд тоскует по Агнес и Альфу, и тут
судьба преподносит ему еще одно испытание. Бранду является видение Агнес:
она утешает его — серьезных причин для отчаяния нет, все опять хорошо, она
с ним, Альф вырос и стал здоровым юношей, на своем месте в деревне стоит и
их маленькая старая церковь. Испытания, через которые прошел Бранд, ему только
привиделись в страшном кошмаре. Достаточно отказаться от трех ненавистных
ей, Агнес, слов, и кошмар развеется (три слова, девиз Бранда — «все или ничего»
). Бранд выдерживает испытание, он не предаст ни своих идеалов, ни прожитой
жизни и ее страданий. Если нужно, он готов повторить свой путь.
Вместо ответа из тумана, где только что было видение,
звучит пронзительное: «Миру не нужен — умри же!»
Бранд снова один. Но его находит безумная Герд,
она приводит Бранда в «снежную церковь». Здесь на страдальца наконец-то нисходит
благодать милосердия и любви. Но Герд уже видела на вершине врага — ястреба
и стреляет в него. Сходит лавина. Увлекаемый снегом Бранд успевает задать
мирозданию последний вопрос: в самом ли деле человеческая воля так же ничтожна,
как песчинка на мощной деснице Господа? Сквозь раскаты грома Бранд слышит
Голос: «Бог, Он — deus caritatis!» Deus
caritatis означает «Бог Милостивый».
Б. А. Ерхов
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XIX века.: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост.
В.И.Новиков – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT» , 1996. – 848 с.
|