НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Герхарт Гауптман (Gerhart Hauptmann) 1862
– 1946
Потонувший колокол (Die versunkene Glocke)
— Драматическая сказка в стихах (1896)
Горная лужайка с маленькой хижиной под нависшей
скалой. На краю колодца сидит юная Раутенделейн, существо из мира фей, и расчесывает
свои густые рыжевато-золотистые волосы. Перегнувшись через край сруба, она
зовет Водяного. Ей скучно, бабушка Виттиха в лес ушла, глядишь, за болтовней
быстрее время пролетит. Водяной не в духе, он устал от насмешек и колкостей
очаровательной проказницы. Раутенделейн призывает Лешего развлечь ее, но тот
быстро надоедает ей своими назойливыми ухаживаниями. Девушка скрывается в
хижине.
Леший хвастается, сколь удачна была его последняя
забава. Над обрывом люди построили новую церковь. Восемь лошадей везли к ней
на телеге колокол, а он ухватился за колесо, колокол пошатнулся, понесся вниз
по камням со звоном и гулом и потонул в озере. Если бы не его, Лешего, прыть,
замучил бы их всех колокол своим несносным завыванием.
Появляется изнуренный, ослабевший Генрих, литейщик
колоколов, и падает на траву неподалеку от хижины. Он сорвался в пропасть,
откуда чудом выбрался, а потом заблудился. Старая Виттиха, возвращаясь из
леса, натыкается на Генриха. Только этого не хватало, и так от пастора и бургомистра
житья нет, а если обнаружится, что здесь мертвец, запросто спалить хижину
могут. Она поручает Раутенделейн принести охапку сена и поудобнее устроить
лежащего, дать ему напиться. Очнувшийся Генрих поражен красотой юной девушки.
Наверное, она привиделась ему во сне или же он умер. А этот нежный, божественный
голос, как бы хотел он влить его в медь колокола. Генрих впадает в забытье.
Слышатся приближающиеся голоса людей — это Леший навел их на след мастера.
Испуганная старуха поспешно гасит огонь в доме и зовет Раутенделейн, приказывая
оставить Генриха — он смертный, пусть она и отдаст его смертным. Но девушка
вовсе не хочет, чтобы люди забрали Генриха. Вспомнив бабушкины уроки, она
ломает цветущую ветку и чертит вокруг лежащего круг.
Появляются Пастор, Цирюльник и Учитель, они недоумевают
— Генрих свалился в пропасть, а крики о помощи почему-то доносились сверху,
они с трудом вскарабкались сюда по кручам. Пастор в унынии: такой прекрасный
светлый Божий праздник, и так кончился. Цирюльник, оглядевшись, призывает
побыстрее покинуть поляну — это проклятое место, а вон и хижина старой колдуньи.
Учитель заявляет, что не верит в колдовство. По доносящимся стонам они находят
лежащего Генриха, но подойти к нему ближе не могут, натыкаются на заколдованный
круг. А тут еще Раутенделейн, пугая их, проносится мимо с дьявольским хохотом.
Пастор решает одолеть коварство сатаны и решительно стучится в дверь хижины.
Виттиха не желает лишних неприятностей, снимает колдовские чары, пусть забирают
своего мастера, но не проживет он долго. Да и в мастерстве не больно силен,
плохой был звук у последнего колокола, и он один знал это и мучился. Генриха
кладут на носилки и уносят. Раутенделейн не может понять, что с ней происходит.
Она плачет, поясняет Водяной, это слезы. Ее влечет в мир людей, но это обернется
гибелью. Люди — жалкие рабы, а она — принцесса, он в очередной раз зовет ее
к себе в жены. Но Раутенделейн устремляется в долину, к людям.
Дом литейщика колоколов мастера Генриха. Его жена
Магда принаряжает двух малолетних сыновей, собираясь в церковь. Соседка уговаривает
не торопиться, церковка в горах видна из окна, но нет белого флага, который
собирались поднять, как только будет подвешен колокол. Поговаривают, что там
не все благополучно. Встревоженная Марта оставляет детей на ее попечение и
торопится к мужу.
В дом приносят на носилках Генриха. Пастор утешает
Магду: доктор сказал, что есть надежда. Он стал жертвой исчадий ада, которые,
страшась святого звона, пытались погубить мастера. Магда просит всех уйти,
подносит мужу воды. Тот, чувствуя близкий конец, прощается с женой, просит
у нее прощения за все. Последний колокол у него не удался, он бы плохо звучал
в горах. А это был бы позор для мастера, уж лучше смерть. Вот и бросил он
свою жизнь вслед негодному творению. Пастор советует Магде сходить к знахарке
Финдекле. В доме появляется одетая служанкой Раутенделейн с корзинкой лесных
ягод. Вот девушка и посидит пока с больным. Не теряя времени, Раутенделейн
принимается колдовать. Очнувшийся Генрих недоумевает — где он видел это божественное
создание? Кто она? Но Раутенделейн сама этого не знает — лесная бабушка нашла
ее в траве, вырастила. Она обладает волшебным даром — поцелует глаза, и откроются
они для всех небесных далей.
Вернувшаяся домой Магда счастлива: муж просыпается
здоровым, он полон сил и жажды творить.
Заброшенная плавильня в горах. Водяной и Леший
злятся и завидуют: целыми днями Генрих варит металлы, а ночи проводит в объятиях
прекрасной Раутенделейн. Леший не упускает случая поддеть девушку: если бы
он не подтолкнул повозку, не попал бы благородный сокол в ее сети. Приходит
Пастор, хочет вернуть назад заблудшую овцу, колдовством заманили благочестивого
человека, отца семейства. Увидев Генриха, Пастор поражен, как он прекрасно
выглядит. Мастер с увлечением рассказывает, над чем трудится: хочет он создать
игру колоколов, заложит высоко в горах фундамент нового храма, и ликующий,
победный звон будет возвещать миру рождение дня. Пастор возмущен нечестивостью
помыслов мастера, это все влияние проклятой колдуньи. Но настанет для него
день раскаяния, услышит он тогда голос потонувшего в озере колокола.
Генрих трудится в плавильне, подгоняя своих подмастерьев-гномов.
От усталости он погружается в сон. Водяной бурчит — вздумал тягаться с Богом,
а сам слаб и жалок! Генриха мучают кошмары, кажется ему, что звучит потонувший
в озере колокол, дрожит, пытается подняться вновь. Он зовет на помощь Раутенделейн,
та ласково успокаивает мастера, ему ничто не грозит. Леший тем временем призвал
людей, подстрекая поджечь плавильню. В Раутенделейн попадает камень, она призывает
Водяного смыть людей в пропасть потоками воды, но тот отказывается: ненавистен
ему мастер, вознамерившийся царить над Богом и людьми. Генрих сражается с
наступающей толпой, швыряя горящие головни и гранитные глыбы. Люди вынуждены
отступить. Раутенделейн ободряет его, но Генрих не слушает ее, он видит, как
по узкой горной тропе взбираются двое мальчиков босиком, в одних рубашонках.
Что у вас в кувшинчике? — спрашивает он сыновей. Слезы мамы, лежащей среди
водяных лилий, — отвечают призраки. Генрих слышит звон потонувшего колокола
и, прокляв, гонит от себя Раутенделейн.
Лужайка с хижиной Виттихи, С гор спускается измученная
и скорбная Раутенделейн и в отчаянии бросается в колодец. Леший сообщает Водяному,
что Генрих бросил девушку, а его плавильню в горах он спалил. Водяной доволен,
он знает, кто двигал мертвым языком потонувшего колокола — утопленница Марта.
Появляется обессилевший, совершенно больной Генрих,
шлет проклятья людям, доведшим до смерти его жену, зовет Раутенделейн. Безуспешно
пытается он взобраться выше в горы. Сам оттолкнул от себя светлую жизнь, ворчит
старуха, был званым, да не стал избранным, а теперь затравлен людьми, и крылья
у него навек сломаны. Генрих и сам не поймет, почему слепо и бездумно подчинился
колоколу, созданному им, и голосу, который сам в него вложил. Надо было разбить
тот колокол, не дать поработить себя. Он умоляет старуху позволить ему перед
смертью увидеть Раутенделейн. Виттиха ставит перед ним три кубка с белым,
красным и желтым вином. Выпьет первый — вернутся к нему силы, выпьет второй
— снизойдет светлый дух, но потом он обязан осушить и третий кубок. Генрих
выпивает содержимое двух кубков. Появляется Раутенделейн — она стала русалкой.
Она не желает признавать Генриха и не хочет вспоминать о былом. Он умоляет
Раутенделейн помочь ему освободиться от мук, подать последний кубок. Раутенделейн
обнимает Генриха, целует его в губы, потом медленно отпускает умирающего.
А. М. Бурмистрова
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XIX века.: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост.
В.И.Новиков – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT» , 1996. – 848 с.
|