АВСТРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Франц Грильпарцер (Franz Grillparzer) 1791-1872
Сон — жизнь (Der Traum — ein Leben) — Драматическая
сказка (1817-1831, опубл. 1840)
В давние времена в Персии, в живописной горной местности,
среди скал и деревьев живет семья богатого селянина Масуда. Каждый летний
вечер Мирза, дочь Масуда, со страхом и тревогой ждет возвращения с охоты Рустана.
Это племянник Масуда, который и по ночам ищет среди горных вершин то, «чего
найти не может», горестно вздыхает девушка. Она наблюдает, как мирно возвращаются
домой, к своим семьям, остальные охотники, их соседи. Отец и дочь хотят понять
своего «шалого» Рустана, не знающего покоя, мечтающего о битвах и подвигах,
власти и славе. Он разлюбил работу в поле и по дому, его влекут опасности
охоты. Мирза думает, что на Рустана, такого спокойного и сдержанного прежде,
влияет появившийся в их доме негр-невольник Занга, на уме у которого лишь
сражения и победы.
До Масуда дошли слухи о том, что Рустан сильно
повздорил на охоте с Осмином, сыном самаркандского эмира. Масуд понимает,
что племянник скрывает это от него, чтобы не слышать упреков. Рустан и в самом
деле прячется от дяди, не желая своими признаниями причинять ему страдания.
Он готов сам отвечать за свои поступки. Сейчас для Рустана главное — отомстить
дерзкому Осмину, доказать свою силу. Занга, как очевидец, описывает ссору,
которая могла закончиться кровопролитием, если бы участников не разняли. Охотники
собрались на поляне отдохнуть и поболтать. Избалованный сын эмира хвастался
своими победами в любви. Он рассказал, что правитель Самарканда, которому
все труднее обороняться от врагов, обещает отдать трон и свою дочь в награду
тому, кто одолеет вражеские полчища. Рустан уже готов был броситься в путь.
Но от знатного Осмина он получил насмешливый совет: вернуться в хижину, не
забывать о своем уделе — сохе и плуге.
Занга играет на честолюбии Рустана, подначивает
к решительным действиям. Рустан тоже так считает, ведь его предки были воинами,
и теперешняя жизнь кажется ему жалкой и неинтересной. Отныне его девиз — сильный
сладит со слабым. Он не сомневается, что успех придет в процессе дерзания
и «что захватишь, то — твое».
Масуд по-доброму пытается образумить племянника,
удержать в семье, рядом с чуткой и нежной Мирзой. Но Рустаном владеет теперь
иная страсть и, не находя выхода, она может уничтожить его жизнь. Пожар борьбы
пылает в его груди. Он заявляет, что утром уходит из дома. Не останавливает
Рустана даже последний довод дяди: он любим Мирзой. Рустан тоже любит Мирзу,
а значит, он вернется к ней с победой.
Радуясь грядущему дню, который подарит ему новую
жизнь, Рустан ложится спать. Ему слышны тихие звуки арфы и песня, которую
поет старый дервиш. В песне славятся истинные человеческие ценности: правдивая
мысль, доброта и любовь. Земные же блага — это обольщение, суета. «Жизнь есть
сон». Рустан засыпает, и во сне ему видится отливающая золотом огромная змея...
Все последующее совершается уже в снах Рустана. Вдали от дома и родных он
наслаждается свободой, когда нет «ни дома, ни приказа, ни заботы, ни запрета»,
когда он впервые чувствует себя человеком. Но Рустан не забывает и о деле,
ему нужно спешить в Самарканд, чтобы добыть власть и славу. Занга рядом и
во воем его поддерживает. По дороге путники встречают богато одетого человека,
спасающегося от змеи. Он оказывается царем Самарканда. Рустан пытается убить
змею своим копьем, но не попадает в нее. Змея поражена другим копьем, пущенным
с высокой скалы незнакомцем в коричневом плаще. Смеясь над неловкостью Рустана,
незнакомец исчезает. В это время царь, потерявший на время сознание, приходит
в себя. Он считает своим спасителем Рустана, что подтверждает Занга, удерживая
своего смущенного господина от объяснений. В сознании царя смутно мелькает
другой образ стрелка — человека на скале в коричневом плаще. Тут появляется
свита царя и его дочь Гюльнара, благодарная «герою» и покоренная им, таким
скромным, но сильным. Царь дарит Рустану свой кинжал, украшенный драгоценными
камнями, как первое вознаграждение. И уже звучит намек на главную награду,
вызывая радостное смущение у обоих молодых людей.
Рустан делится с Зангой своими переживаниями.
Он счастлив и ничего не опасается. От неизвестного стрелка, если он появится,
можно щедро откупиться. Все равно сердца царя и его дочери уже принадлежат
ему. Неожиданно перед обманщиками возникает незнакомец с коричневым плащом
в руках. Спокойно выслушав угрозы, уговоры и щедрые посулы, незнакомец советует
Рустану жить своей славой, а не чужой. Он продолжает свой путь к царскому
двору. Преодолев страх и колебания, Рустан бросается за ним и задерживает
на мосту над горным потоком. Они борются, незнакомец оказывается сильнее,
но в последний момент Рустан успевает вонзить в грудь безоружного кинжал,
подаренный царем. Противник падает в реку и погибает. В первый момент Рустан
испытывает сожаление и ужас, но его уже зовут ко двору царские гонцы. Он должен
сразу же возглавить царское войско.
В Самарканде, после блестящей победы над тифлисским
ханом, Рустана окружают всеобщее признание, слава и любовь. Один лишь Занга
видел, как в решающие минуты боя Рустан упал с коня при приближении хана.
Но войско стало мстить за своего любимого предводителя, и враг бежал. А теперь
герой уже принимает почести как спаситель края.
Между тем в реке находят труп убитого мужчины
с царским кинжалом в груди и коричневый плащ. В нем признают одного из придворных
царя, которого он невзлюбил и выслал из столицы за притязания на руку дочери.
Родственники убитого подозревают царя.
Сам того не желая, царь начинает понимать роковую
роль Рустана в истории со змеей и в гибели придворного. Благородному правителю
приходится высказать свои соображения в лицо тому, кому он хочет доверить
страну и дочь. Он дает ему ночь для поиска оправданий, если же к утру их не
будет, судьбу виновного решат на совете лучшие люди войска. Ведь и сам царь
должен быть оправдан перед своим народом. Гюльнаре он пока не открывает тайны.
Но Рустан чувствует себя умнее и сильнее всех.
При помощи старой колдуньи, раскусившей «красавчика», ему удается отравить
царя. Вина падает на старого отца убитого дворянина.
Войско поднимает бунт, желая иметь правителем
Рустана. Гюльнара просит у него зашиты, предлагая разделить с ним царскую
корону. Пока Рустан вынужден пойти на это, хотя решил стать полноправным властителем.
Недолго длится жестокое правление Рустана. Зреет
заговор, открывается истина с отравлением царя. Гюльнара понимает, какую непоправимую
ошибку совершили ее отец и она, доверившись себялюбцу, проливающему кровь
невинных. Но даже уличенный во всех преступлениях, Рустан уверен в своем превосходстве
над людьми и требует от Гюльнары передачи ему всей власти над страной. Но
не всегда «сильнейший прав», войско переходит на сторону справедливой Гюльнары.
Воины преследуют убегающих Рустана и Зангу. Спасаясь от них, Рустан прыгает
в реку с того самого моста, на котором убил человека, и — просыпается.
Ужасный сон еще властвует над ним какое-то время.
Затем с помощью Мирзы и Масуда он убеждается в том, что всего лишь сон — одна
ночь, а не целая жизнь, страшная жизнь, — разделял его с близкими. Он с трудом
приходит в себя и радостно, облегченно сознает, что невиновен, не совершал
убийств, что может обрести душевный мир — а это самое главное.
Встав на колени перед Масудом, Рустан просит его
исполнить три просьбы: вновь принять в свою семью, отпустить Зангу на свободу
и конечно же отдать за него любимую Мирзу. На первые две просьбы Масуд охотно
соглашается. Затем предостерегает племянника, ведь сны являют собой «сокрытые
желания» жизни — «за собой следи, мой сын». Счастливая Мирза торопит отца
с ответом и на последнюю просьбу.
А. В. Дьяконова
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XIX века.: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост.
В.И.Новиков – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT» , 1996. – 848 с.
|