НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Иоганн Вольфганг Гете (Iohann Wolfgang Goethe) 1748 – 1882
Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся
(Wilhelm Meisters Wanderjahre oder die Entsagenden) — Роман
(1821 - 1829)
Роман является продолжением «Годов учения Вильгельма
Мейстера». Герой, ставший в конце предыдущей книги членом Общества башни (или
Отрекающихся, как они себя именуют), получает от своих товарищей задание отправиться
в странствия. При этом ему ставится условие не задерживаться под одним кровом
более трех дней и удаляться всякий раз от прежнего пристанища не менее чем
на милю — чтобы избежать «соблазна оседлости». В странствиях Вильгельм должен
лучше постичь мир, найти свое окончательное жизненное призвание и по мере
возможности способствовать установлению благородных, нравственных отношений
между людьми. Его сопровождает сын Феликс. С Наталией герой временно разлучен,
но он «принадлежит ей навечно» и поверяет свои переживания в регулярных письмах.
Роман начинается с того, что на пути Вильгельму
встречается совершенно необычная семья — муж, жена и дети. Мужчина вел на
поводу осла, а в седле «ехала тихая миловидная женщина, окутанная голубым
плащом, под ним она прижимала к груди новорожденного младенца и глядела на
него с несказанной нежностью». Эта легко угадываемая картина святого семейства
сразу обозначает универсальный, глубоко обобщенный характер материала, составляющего
суть романа. Если в «Годах учения...» сюжет развивался вокруг судьбы Мейстера,
персонажи были живыми и полнокровными, а действие происходило в современной
Гете Германии с ее конкретными приметами, то на сей раз все повествование
значительно более условно. Роман лишен единого сюжета и представляет собой
ряд новелл, почти не связанных между собой.
Такая свободная форма — которая представляется
поначалу небрежной и почти сырой — дала писателю возможность вложить в роман
свои самые дорогие, глубокие и сложные размышления о том, что волновало его
на протяжении всей жизни. Вольная композиция, перемежающая прозу, стихи, страницы
прямых афоризмов, открытый финал — книга кончается ремаркой «Продолжение следует»
— это не столько недоработанность, сколько предвестье нового типа романа XX
в.
Мировосприятие главного героя лишено теперь того
трагизма и гамлетовского эгоцентризма, которое отличало юного Вильгельма.
Узнавший личное счастье, обретший сына и друзей-единомышленников, Мейстер
в «Годах странствий...» предстает как человек, умудренный опытом и принимающий
действительность во всей ее бесконечной полноте и разнообразии. Теперь он
не борец со всем миром, а борец за этот мир, за его разумное и человеческое
устройство. Он различает элементы глубокой разумности в самих основах бытия,
и это важнейшая идея книги, придающая ей глубокий оптимизм. Вот, например,
какие размышления навевает Вильгельму встреча с астрономом, который из своей
обсерватории показывал герою звездное небо. «Что я такое по сравнению со Вселенной?
— говорил себе Вильгельм. — Как я могу противопоставлять себя ей или ставить
себя в ее средоточие?.. Может ли человек противопоставлять себя бесконечному,
иначе как собрав в глубочайших глубинах своего существа все духовные силы,
обычно рассеянные по всем направлениям...» Далее он развивает эту мысль, замечая,
что главное чудо — в самом человеке, его способности переживать впечатления
жизни и переплавлять их в деяния, полезные людям.
Персонажи романа, рассказанные в нем истории,
прослеженные судьбы — это образное выражение того, как, в понимании Гете,
следует вести бережное строительство более совершенного жизненного уклада.
Через все повествование проходит образ ясновидицы Макарии — женщины, благотворно
действующей на окружающих, передающей им свою духовную силу и альтруизм. Так
же, как друзья Мейстера по Обществу башни, она отреклась от себялюбия и корысти.
Целью и смыслом жизни любимых героев Гете становится служение человечеству,
помощь людям и утверждение нравственных начал.
Некоторые рассказы вызывают в памяти «новых людей»
Чернышевского — персонажи свободны от эгоизма, способны подняться над сиюминутными
страстями и преодолеть рамки, казалось бы, безвыходных ситуаций. Таковы герои
новеллы «Пятидесятилетний мужчина». Суть ее в том, что Гилария, которая с
детства была предназначена в невесты двоюродному брату Флавио, поняла, что
в действительности она любит совсем не жениха, а его отца, своего дядю, майора-вдовца.
Возможно, на девушку подействовало то, что ее мать всегда с восторгом относилась
к брату. И вот дядя при очередной встрече тоже почувствовал к Гиларии пылкую
любовь. Когда отец отправился в смущении объясниться с сыном, то оказалось,
что сын в свою очередь влюблен в некую молодую вдову и совсем не стремится
к женитьбе на Гиларии. Однако, познакомившись с майором, эта молодая вдова
начинает, как и Гилария, испытывать к нему весьма нежные чувства. Майор также
впечатлен встречей с этой очаровательной женщиной. После ссоры с ней смятенный
Флавио приходит в дом Гиларии, где сильно заболевает. Девушка начинает ухаживать
за ним. И именно теперь в ней просыпается истинная любовь, которая встречает
взаимность... Важно, что при этих непредсказуемых хитросплетениях чувств персонажи
не дают власти злобе или ревности, сохраняют благородство и глубокую деликатность
по отношению друг к другу, словно бросая вызов стандартным подходам к сложностям
жизни.
Другая новелла — «Новая Мелузина» — рассказывает
о фантастической или сказочной истории. Однажды рассказчику этой новеллы встретилась
прекрасная незнакомка в богатой карете. Она попросила его об одной услуге
— чтобы он возил с собой ее ларец. За это дама ссудила юношу деньгами и отдала
свой экипаж. Через некоторое время рассказчик истратил все деньги и загрустил.
Незнакомка вновь внезапно явилась перед ним и снова дала ему кошелек с золотом,
предупредив о том, чтобы он был бережлив. Наконец юноша уговорил прекрасную
даму не покидать его. Она фактически стала его женой. И однажды он узнал ее
тайну — оказывается, красавица была принцессой эльфов, она принадлежала к
племени крошечных человечков, жизнь ее проходила в ларце, и лишь иногда она
принимала обычный человеческий вид. Дама нуждалась в рыцаре, верном и любящем,
чтобы спасти свой вымирающий народ. Рассказчик сначала в пылу чувств согласился
тоже стать крошечным эльфом. Однако вскоре он не выдержал испытания и бежал
из волшебного леса... Сам он вспоминает в романе об этом с чувством глубокого
раскаяния, и ясно, что прошедшее изменило всю его жизнь и отношение к миру.
Вообще образ волшебного ларца, закрытого на какое-то
время от посторонних глаз, и ключа, способного открывать этот ларец, присутствует
на протяжении всего романа. Это выразительный символ мудрости, жизни, человеческой
души и природы, которые открываются лишь при умелом обращении и соответственной
подготовке.
Один из афоризмов ясновидящей Макарии, подборкой
которых заканчивается роман, таков: «Что такое трагедии, как не переложенные
в стихи страсти тех, кто из внешних обстоятельств делает бог весть что?»
Особое место в книге занимает тема воспитания.
Феликса определяют на учебу в особую школу, точнее, в Педагогическую провинцию.
Это сочиненная Гете социальная утопия. Педагогическая провинция представляет
идеальный пример благотворного воздействия на юную личность. Принципом здешних
учителей является стремление содействовать воспитанию общественного человека,
с прочным чувством собственного достоинства и уважением к окружающему миру.
«Мудрые наставники незаметно наталкивают мальчиков на то, что отвечает их
натуре, и сокращают кружные пути, на которых человеку так легко заблудиться
и отклониться от своего призвания».
Таким образом, в романе постоянно взаимодействуют
и перекликаются две темы, составляя гармоничное единство, — тема нравственного
самосовершенствования отдельного человека и идея воспитания коллективного
сознания, развития общественных навыков и чувства общечеловеческого единства.
«Нет ничего драгоценней, чем один день» — это
также важный афоризм из «Архива Макарии». Персонажи романа стремятся как можно
полнее реализовать свое предназначение, деятельно и вместе с тем бережно,
мудро вторгаться в жизнь. Пример такого решительного действия — намерение
нескольких товарищей Вильгельма эмигрировать в Америку во главе группы ткачей,
которым новые промышленные отношения несут угрозу разорения. Сначала Вильгельм
тоже собирается покинуть страну. Однако затем он остается на родине, чтобы
создать здесь для рабочих что-то вроде образцовой трудовой колонии. Перед
нами опять утопия, знаменующая упорные искания Гете в сфере общественного
мироустройства.
И конечно, как закономерность мы воспринимаем
тот факт, что главный герой романа после долгих поисков призвания остановился
на профессии хирурга — чтобы творить «чудо без чудес», опираясь на опыт и
знание природы человека.
Позже он рассказывает, что большую роль в его
овладении мастерством сыграл один скульптор. Вильгельму трудно было препарировать
человеческие ткани и органы, изучая анатомию, но «чувство это вступало в противоречие
с требованьем, которое ставит себе всякий стремящийся к знанию человек...».
Подружившись со скульптором, он услышал от него глубокие суждения о том, что
«большему можно научиться, строя, нежели расчленяя, соединяя, нежели разъединяя,
оживляя умершее, нежели дальше его умерщвляя». Эти принципы стали важнейшими
для Вильгельма, символизируя его отношение к природе, в том числе природе
человека.
В последних главах описан волнующий эпизод — Феликс
упал с кручи в реку вместе с конем. Подоспевшие гребцы на лодке вытащили юношу
и перенесли его на берег, однако Феликс не подавал признаков жизни. «Вильгельм
немедленно схватил ланцет, чтобы отворить жилу на руке, кровь брызнула обильным
током <...>. Жизнь вернулась к юноше, и едва успел участливый хирург
закончить перевязку, как тот бодро встал на ноги, бросил на Вильгельма пронзительный
взгляд и воскликнул: — Если жить, так с тобою!»
В. А. Сагалова
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XIX века.: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост.
В.И.Новиков – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT» , 1996. – 848 с.
|