ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Оноре де Бальзак (Honore de Balzac) 1799 – 1850
Отец Горио (Le
Pere Goriot) — Роман
(1834-1835)
Главные события происходят в пансионе «мамаши»
Воке. В конце ноября 1819 г. здесь обретается семь постоянных «нахлебников»:
на втором этаже — юная барышня Викторина Тайфер с дальней родственницей мадам
Кутюр; на третьем — отставной чиновник Пуаре и загадочный господин средних
лет по имени Вотрен; на четвертом — старая дева мадемуазель Мишоно, бывший
хлеботорговец Горио и студент Эжен де Растиньяк, приехавший в Париж из Ангулема.
Все жильцы дружно презирают папашу Горио, которого некогда именовали «господином»:
поселившись у госпожи Воке в 1813 г., он занял лучшую комнату на втором этаже
— тогда у него явно водились деньжата, и хозяйка возымела надежду покончить
со своим вдовьим существованием. Она даже вошла в некоторые затраты на общий
стол, но «вермишельщик» не оценил ее усилий. Разочарованная мамаша Воке стала
косо на него поглядывать, и он полностью оправдал дурные ожидания: через два
года съехал на третий этаж и перестал топить зимой. О причине такого падения
зоркие слуги и жильцы догадались очень скоро: к папаше Горио изредка заходили
тайком прелестные молодые дамы — очевидно, старый развратник проматывал состояние
на любовниц. Правда, он пытался выдать их за своих дочерей — неумная ложь,
которая всех только позабавила. К концу третьего года Горио перебрался на
четвертый этаж и стал ходить в обносках.
Между тем размеренная жизнь дома Воке начинает
меняться. Молодой Растиньяк, опьяненный блеском Парижа, решает проникнуть
в высший свет. Из всей богатой родни Эжен может рассчитывать лишь на виконтессу
де Босеан. Послав ей рекомендательное письмо своей старой тетушки, он получает
приглашение на бал. Юноша жаждет сблизиться с какой-нибудь знатной дамой,
и внимание его привлекает блистательная графиня Анастази де Ресто. На следующий
день он рассказывает о ней своим сотрапезникам за завтраком, и узнает удивительные
вещи: оказывается, старик Горио знаком с графиней и, по словам Вотрена, недавно
оплатил ее просроченные векселя ростовщику Гобсеку. С этого дня Вотрен начинает
пристально следить за всеми действиями молодого человека.
Первая попытка завязать светское знакомство оборачивается
для Растиньяка унижением: он явился к графине пешком, вызвав презрительные
ухмылки слуг, не сумел сразу найти гостиную, а хозяйка дома ясно дала ему
понять, что хочет остаться наедине с графом Максимом де Трай. Взбешенный Растиньяк
проникается дикой ненавистью к высокомерному красавцу и клянется восторжествовать
над ним. В довершение всех бед, Эжен совершает оплошность, упомянув имя папаши
Горио, которого случайно увидел во дворе графского дома. Удрученный юноша
отправляется с визитом к виконтессе де Босеан, но выбирает для этого самый
неподходящий момент: его кузину ждет тяжелый удар — маркиз д’Ажуда-Пинто,
которого она страстно любит, намерен расстаться с ней ради выгодной женитьбы.
Герцогиня де Ланже с удовольствием сообщает эту новость своей «лучшей подруге».
Виконтесса торопливо меняет тему разговора, и мучившая Растиньяка загадка
немедленно разрешается: Анастази де Ресто в девичестве носила фамилию Горио.
У этого жалкого человека есть и вторая дочь, Дельфина — жена банкира де Нусингена.
Обе красотки фактически отреклись от старика отца, который отдал им все. Виконтесса
советует Растиньяку воспользоваться соперничеством двух сестер: в отличие
от графини Анастази баронессу Дельфину не принимают в высшем свете — за приглашение
в дом виконтессы де Босеан эта женщина вылижет всю грязь на прилегающих улицах.
Вернувшись в пансион, Растиньяк объявляет, что
отныне берет папашу Горио под свою защиту. Он пишет письмо родным, умоляя
прислать ему тысячу двести франков — это почти непосильное бремя для семьи,
но юному честолюбцу необходимо обзавестись модным гардеробом. Вотрен, разгадавший
замыслы Растиньяка, предлагает молодому человеку обратить внимание на Викторину
Тайфер. Девушка прозябает в пансионе, потому что ее не желает знать отец —
богатейший банкир. У нее есть брат: достаточно убрать его со сцены, чтобы
ситуация переменилась — Викторина станет единственной наследницей. Устранение
молодого Тайфера Вотрен берет на себя, а Растиньяк должен будет заплатить
ему двести тысяч — сущий пустяк в сравнении с миллионным приданым. Юноша вынужден
признать, что этот страшный человек в грубой форме сказал то же самое, что
говорила виконтесса де Босеан. Инстинктивно чувствуя опасность сделки с Вотреном,
он принимает решение добиться благосклонности Дельфины де Нусинген. В этом
ему всячески помогает папаша Горио, который ненавидит обоих зятьев и винит
их в несчастьях своих дочерей. Эжен знакомится с Дельфиной и влюбляется в
нее. Она отвечает ему взаимностью, ибо он оказал ей ценную услугу, выиграв
семь тысяч франков: жена банкира не может расплатиться с долгом — муж, прикарманив
приданое в семьсот тысяч, оставил ее практически без гроша.
Растиньяк начинает вести жизнь светского денди,
хотя денег у него по-прежнему нет, а искуситель-Вотрен постоянно напоминает
ему о будущих миллионах Виктории. Однако над самим Вотреном сгущаются тучи:
полиция подозревает, что под этим именем скрывается беглый каторжник Жак Коллен
по прозвищу Обмани-Смерть — для его разоблачения необходима помощь кого-либо
из «нахлебников» пансиона Воке. За солидную мзду роль сыщиков соглашаются
исполнить Пуаре и Мишоно: они должны выяснить, есть ли у Вотрена клеймо на
плече.
За день до роковой развязки Вотрен сообщает Растиньяку,
что его приятель полковник Франкессини вызвал Тайфера-сына на дуэль. Одновременно
юноша узнает, что папаша Горио не терял времени даром: снял для Эжена с Дельфиной
прелестную квартирку и поручил стряпчему Дервилю положить конец бесчинствам
Нусингена — отныне дочь будет иметь тридцать шесть тысяч франков годового
дохода. Это известие кладет конец колебаниям Растиньяка — он хочет предупредить
отца и сына Тайферов, но предусмотрительный Вотрен подпаивает его вином с
примесью снотворного. Наутро такой же трюк проделывают с ним самим: Мишоно
подмешивает ему в кофе снадобье, вызывающее прилив крови к голове, — бесчувственного
Вотрена раздевают, и клеймо выступает на плече после хлопка ладонью.
Дальнейшие события происходят стремительно, и
мамаша Воке в одночасье теряет всех своих постояльцев. Сначала приезжают за
Викториной Тайфер: отец вызывает девушку к себе, ибо брат ее смертельно ранен
на дуэли. Затем в пансион врываются жандармы: им дан приказ убить Вотрена
при малейшей попытке к сопротивлению, но тот демонстрирует величайшее хладнокровие
и спокойно сдается полиции. Проникшись невольным восхищением к этому «гению
каторги», обедающие в пансионе студенты изгоняют добровольных шпиков — Мишоно
и Пуаре. А папаша Горио показывает Растиньяку новую квартиру, умоляя об одном
— позволить ему жить этажом выше, рядом со своей ненаглядной Дельфиной. Но
все мечты старика рушатся. Прижатый к стене Дервилем, барон де Нусинген сознается,
что приданое жены вложено в финансовые махинации. Горио в ужасе: его дочь
оказалась в полной власти бесчестного банкира. Однако положение Анастази еще
хуже: спасая Максима де Трай от долговой тюрьмы, она закладывает Гобсеку фамильные
бриллианты, и об этом узнает граф де Ресто. Ей нужно еще двенадцать тысяч,
а отец потратил последние деньги на квартиру для Растиньяка. Сестры начинают
осыпать друг друга оскорблениями, и в разгар их ссоры старик падает как подкошенный
— его хватил удар.
Папаша Горио умирает в тот день, когда виконтесса
де Босеан дает свой последний бал — не в силах пережить разлуку с маркизом
д’Ажуда, она навсегда покидает свет. Простившись с этой изумительной женщиной,
Растиньяк спешит к старику, который тщетно призывает к себе дочерей. Несчастного
отца хоронят на последние гроши нищие студенты — Растиньяк и Бьяншон. Две
пустые кареты с гербами провожают гроб с телом на кладбище Пер-Лашез. С вершины
холма Растиньяк смотрит на Париж и дает клятву преуспеть любой ценой — и для
начала отправляется обедать к Дельфине де Нусинген.
Е. Д. Мурашкинцева
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XIX века.: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост.
В.И.Новиков – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT» , 1996. – 848 с.
|