ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Жан Расин (Jean Racine) 1639-1699
Береника (Bérénice) — Трагедия (1670)
Источником трагедии послужило жизнеописание императора
Тита в книге римского историка Гая Светония Транквилла «Жизнь двенадцати цезарей».
Император Тит хочет жениться на палестинской царице Беренике, однако римские
законы запрещают брак с неримлянкой, и народ может не одобрить решение цезаря.
Действие происходит во дворце Тита.
В Беренику влюблен Антиох, царь Комагены, области
в Сирии, присоединенной к Римской империи, который верно служит Титу и сохраняет
свой царский титул. Он давно уже ждет случая поговорить с Береникой и узнать,
каково ее решение: если она готова стать женой Тита, то Антиох покинет Рим.
Антиох при встрече с ней признается, что все пять лет, с тех пор, как ее встретил,
любит ее, однако Береника отвечает ему, что всегда любила только Тита и любовь
ей дороже власти и венца императора.
Береника беседует со своей наперсницей Фойникой,
и та предполагает, что Титу будет трудно обойти закон. Но Береника верит в
Тита и его любовь и ждет, когда ее приветствовать придет «сенат надменный».
Тем временем Тит выспрашивает своего наперсника
Паулина о том, что думают в Риме о нем и Беренике. Императора интересует не
мнение раболепного двора и вельмож — они всегда готовы терпеть любую прихоть
цезаря, как терпели и одобряли «все низости Нерона». Тита интересует мнение
народа, и Паулин отвечает ему, что хоть красотой Береника достойна венца,
но никто в столице «назвать бы не хотел ее императрицей». Никто из предшественников
Тита не нарушал закон о браке. И даже Юлий Цезарь, любивший Клеопатру, «назвать
своей женой египтянку не смог». И жестокий Калигула, и «мерзостный» Нерон,
«поправшие все то, что люди чтят от века», уважали закон и «брака гнусного
при них не видел свет». А бывший раб Феликс, ставший прокуратором Иудеи, был
женат на одной из сестер Береники, и никому в Риме не понравится, что на трон
взойдет та, чья сестра взяла в мужья вчерашнего раба. Тит признается, что
он долго боролся с любовью к Беренике, и теперь, когда умер его отец, а на
его плечи лег тяжелый груз власти, Тит должен отказаться от самого себя. За
ним следит народ, и император не может начать свое правление с нарушения закона,
Тит решает обо всем сказать Беренике, его страшит этот разговор.
Береника беспокоится о своей судьбе — траур Тита
по отцу кончился, но император молчит. Она верит, что Тит любит ее. Тит страдает
и никак не осмеливается сказать Беренике, что должен отказаться от нее. Береника
не может понять, в чем она провинилась. Может быть, он боится нарушить закон?
Но он сам говорил ей, что никакой закон не сможет разлучить их. Может быть,
Тит узнал о ее встрече с Антиохом, и в нем заговорила ревность?
Тит узнает, что Антиох собирается уехать из Рима,
и очень удивлен и раздосадован — ему нужен его старый друг, с которым они
вместе воевали. Тит сообщает Антиоху, что должен расстаться с Береникой: он
— цезарь, который решает судьбы мира, но не властен отдать свое сердце той,
которую любит. Рим согласится признать его супругой только римлянку — «любую,
жалкую — но лишь его кровей», и если император не простится с «дочерью Востока»,
то «на глазах у ней разгневанный народ ее изгнания потребовать придет». Тит
просит Антиоха сообщить ей его решение. Он хочет, чтобы его друг вместе с
Береникой уехали на Восток и оставались бы добрыми соседями в своих царствах.
Антиох не знает, что делать — плакать или смеяться.
Он надеется, что по пути в Иудею ему удастся уговорить Беренику на брак с
ним после того, как ее отверг цезарь. Аршак, его друг, поддерживает Антиоха
— ведь он будет рядом с Береникой, а Тит далеко.
Антиох пытается поговорить с Береникой, но не
решается прямо сказать, что ее ждет. Чувствуя неладное, Береника требует откровенности,
и Антиох сообщает ей о решении Тита. Она не хочет верить и желает все сама
узнать от императора. Антиоху же отныне запрещает приближаться к ней.
Тит перед встречей с Береникой думает, как ему
поступить. Он всего семь дней на троне после смерти отца, а все его мысли
не о государственных делах, а о любви. Однако император понимает, что он не
принадлежит себе, он ответствен перед народом.
Появляется Береника и спрашивает его, правду
ли ей сказали? Цезарь отвечает, что, как ни тяжело для него такое решение,
но им придется расстаться. Береника упрекает его — он должен был сказать о
римских законах тогда, когда они только встретились. Ей легче было бы вынести
отказ. Тит отвечает Беренике, что не знал, как сложится его судьба, и не думал,
что станет императором. Теперь же он не живет — жизнь кончилась, теперь он
царствует. Береника спрашивает, чего страшится цезарь — восстания в городе,
в стране? Тит отвечает, что если «обычаев отцовских оскорбление» вызовет волнения,
то ему придется силой утвердить свой выбор, «а за молчание народное платить»,
и неизвестно, какой ценой. Береника предлагает изменить «неправедный закон».
Но Тит дал клятву Риму «закон его блюсти», это его долг, «иного нет пути,
и надо по нему идти неколебимо». Надо держать слово, как держали его предшественники.
Береника в отчаянии упрекает цезаря в том, что он считает высшим долгом «вырыть
ей могилу». Она не хочет оставаться в Риме «потехой римлянам враждебным и
злорадным». Она решает покончить с собой. Тит приказывает слугам следить за
Береникой и не дать ей совершить задуманное.
Весть о разрыве цезаря с царицей разносится по
городу — «ликует Рим, открыт народу каждый храм». Антиох в волнении — он видит,
что Береника мечется «в горести безмерной» и требует кинжал и яд.
Тит вновь встречается с Береникой, и она объявляет
ему, что уезжает. Она не хочет слушать, как народ злорадствует. Тит же отвечает
ей, что не может с ней расстаться, но не может и отказаться от трона, бросить
римский народ. Если бы он так поступил и уехал с Береникой, то тогда она сама
стала бы стыдиться «воителя без полков и цезаря без венца». Власть и брак
с царицей несовместимы, но и душа императора не может больше выносить такой
муки — он готов к смерти, если Береника не даст ему клятву, что не наложит
на себя руки.
Появляется Антиох — он долго скрывал от цезаря свою
любовь к царице, но не может скрывать больше. Видя, как они страдают, он готов
ради цезаря и Береники отдать свою жизнь в жертву богам, чтобы они смилостивились,
Береника, «повергнутая в стыд» величием душ обоих, видя такую готовность к
самопожертвованию Тита и Антиоха, умоляет их не страдать так из-за нее, она
этого недостойна. Царица согласна жить в разлуке и просит Тита забыть о ней.
Антиоха же она призывает забыть о любви. Память о всех троих останется в летописях
как пример любви самой нежной, пламенной и безнадежной.
А. П. Шишкин
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XVII-XVIII веков.: Энциклопедическое издание. /
Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1998.
– 832 с.
|