ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Франсиско де Кеведо (Francisco de Quevedo)
1580-1645
История жизни пройдохи по имени дон Паблос, пример
бродяг и зерцало мошенников (La vida del buscon, Llamado don Pablos) — Плутовской роман (1603-1604)
Согласно законам жанра плутовской роман начинается
с описания детских лет героя. Родители Паблоса — мать-ведьма, отец-вор — постоянно
спорят, чья профессия лучше. «Воровство, сынок, это не простое ремесло, а
изящное искусство», — уверяет отец. Но мальчик уже с детских лет лелеет благородные
мечты, отвергает предложения родителей овладеть их «искусством» и только благодаря
своей настойчивости идет учиться. В школе Паблос знакомится с доном Дьего
Коронелем, сыном благородных идальго, он искренне любит своего нового друга
и с удовольствием обучает его различным играм. Но пребывание нашего героя
в школе было непродолжительным, так как с ним приключилось следующее. Во время
карнавала тощая кляча, на которой восседал Паблос, схватила с овощного лотка
кочан капусты и тут же его проглотила. Торговки подняли крик, стали забрасывать
Паблоса и его школьных товарищей брюквой, баклажанами и другими овощами; школьники
же, не растерявшись, запаслись камнями, и началась настоящая битва. Слуги
правосудия прервали бой, но все же не обошлось без потерь. У дона Дьего была
пробита голова, и его родители решили больше не отпускать сына в школу. Родители
Паблоса тоже были в ярости, обвиняя во всем своего нерадивого сына. Паблос
принимает решение уйти из отчего дома, бросить обучение в школе и остаться
у дона Дьего в качестве слуги. Мальчиков отправляют в пансион, но вскоре выясняется,
что лисенсиат Кабра, занимающийся воспитанием дворянских детей, из-за жадности
морит воспитанников голодом. Единственный выход для детей — воровать, и Паблос
становится профессионалом в воровском деле, поняв, что в этом его призвание.
Когда один из воспитанников умирает от голода, отец дона Дьего забирает сына
и Паблоса из пансиона и направляет их в университет в Алькала, где дон Дьего
должен изучать грамматические науки. Паблос вскоре становится известным «героем»
благодаря своей хитрости и изворотливости, в то время как его хозяин остается,
живя среди плутов-студентов, гораздых на различные козни и проказы, благочестивым
и честным юношей. С Паблосом же происходит множество забавнейших историй.
Так, однажды он пообещал дону Дьего и всем своим приятелям украсть шпаги у
ночного дозора. Осуществил он это следующим образом: поведав дозору историю
о шести несуществующих убийцах и грабителях, которые якобы в данный момент
находятся в публичном доме, он просит стражей порядка действовать согласно
его указаниям. Паблос объясняет им, что преступники вооружены и, как только
увидят шпаги, которые бывают лишь у стражников, примутся стрелять, поэтому
дозору надо оставить шпаги в траве на лугу у самого дома. Естественно, завладеть
оружием не составило труда. Обнаружив пропажу, дозорные обошли все дворы,
всматриваясь в лица, наконец, они добрались и до дома Паблоса, который, чтобы
его не узнали, прикинулся покойником, поставив вместо духовника одного из
своих товарищей. Несчастная стража удалилась в полном отчаянии, не обнаружив
следов воровства. В Алькала долго удивлялись этой проделке Паблоса, хотя уже
были наслышаны о том, что он обложил данью все окрестные огороды и виноградники,
а городской рынок превратил в место «столь небезопасное для торговцев, словно
это был густой лес». Все эти «подвиги» стяжали нашему герою славу самого ловкого
и пронырливого пройдохи. Причем многие кабальеро стремились переманить Паблоса
к себе на службу, но он оставался верен дону Дьего. И все же судьбе было угодно
разлучить хозяина со слугой.
Дон Паблос получает письмо от своего дяди-палача,
который сообщает печальные новости. Батюшка его повешен за воровство, и дядя,
приводивший приговор в исполнение, гордится родственником, так как тот «висел
столь степенно, что лучшего нельзя было и требовать». Матушка же приговорена
инквизицией к четыремстам смертоносным ударам плетью за колдовство. Дядя просит
Паблоса приехать за наследством в размере 400 дукатов и советует ему подумать
о професии палача, так как с его знанием латыни и риторики он будет непревзойденным
в этом искусстве. Дон Дьего был опечален разлукой, Паблос сокрушался еще больше,
но, расставаясь со своим господином, он сказал: «Другим я стал, сеньор...
Целю я повыше, ибо если батюшка мой попал на лобное место, то я хочу попытаться
выше лба прыгнуть».
На следующий день Паблос отправляется в Сеговию
к дяде и получает те деньги, которые его родственник еще не успел пропить.
Дядя ведет глупейшие разговоры, постоянно прикладываясь к бутылке, и племянник
решает поскорее удрать из его дома.
Наутро Паблос нанимает у погонщика осла и начинает
долгожданное путешествие в столицу, Мадрид, так как уверен, что сможет там
прожить благодаря своей изворотливости и ловкости. В дороге завязывается неожиданное
знакомство. Дон Торибио, бедный идальго, лишившийся отцовского имущества из-за
того, что оно не было выкуплено в срок, посвящает Паблоса в законы столичной
жизни. Дон Торибио — один из членов шайки удивительного рода мошенников: вся
их жизнь — обман, нацеленный на то, чтобы их принимали не за тех, кем
они являются на самом деле. Так, по ночам они собирают на улицах бараньи и
птичьи кости, кожуру от фруктов, старые винные мехи и разбрасывают все это
в своих комнатах. Если утром кто-нибудь приходит с визитом, то тут же произносится
заготовленная фраза: «Извините за беспорядок, ваша милость, здесь был званый
обед, а эти слуги...», хотя, конечно, никаких слуг нет и в помине. Одураченный
посетитель принимает весь этот хлам за остатки званого обеда и верит, что
перед ним состоятельные идальго. Каждое утро начинается с тщательного изучения
собственной одежды, так как пускать людям пыль в глаза не как-то просто: брюки
очень быстро изнашиваются, поэтому изобретаются различные способы сидеть и
стоять против света, каждая вещь имеет свою долгую историю, и, например, куртка
может быть внучкой накидки и правнучкой большого плаща — ухищрениям несть
числа. Также существует миллион способов пообедать в чужом доме. Предположим,
поговорив с кем-нибудь две минуты, пройдохи узнают, где живет незнакомец,
и идут туда как бы с визитом, но непременно в обеденное время, при этом никогда
не отказываясь от приглашения присоединиться к трапезе. Эти молодые люди не
могут позволить себе влюбляться бескорыстно, и происходит это лишь по необходимости.
Они волочатся за трактирщицами — ради обеда, за хозяйкой дома — ради помещения,
словом, дворянин их пошиба, если умеет изворачиваться, — «сам себе король,
хоть мало чем и владеет». Паблос приходит в восторг от такого необычайного
способа существования и заявляет дону Торибио о своем решении вступить в их
братство. По прибытии в Мадрид Паблос живет у одного из друзей дона Торибиб,
к которому он нанимается слугой. Складывается парадоксальная ситуация: во-первых,
плут кормит своего господина, во-вторых, плут не уходит от бедного идальго.
Это подтверждает истинную доброту Паблоса, и он вызывает у нас симпатию, хотя
мы понимаем, что восхищаться, собственно, нечем. Паблос проводит месяц в компании
рыцарей легкой наживы, изучая все их воровские уловки. Но однажды, попавшись
на продаже краденого платья, вся «жульническая коллегия» отправляется в тюрьму.
Но у Паблоса есть преимущество — он новичок в этой компании, поэтому, дав
взятку, выходит на свободу. А между тем все остальные члены шайки высылаются
из Мадрида на шесть лет.
Паблос селится в гостинице и начинает ухаживать
за хозяйской дочерью, представившись сеньором доном Рамиро де Гусманом. В
один прекрасный день Паблос, закутавшись в плащ и изменив голос, изображает
управляющего дона Рамиро и просит девушку сообщить сеньору о его будущих крупных
доходах. Этот случай совершенно сразил девицу, мечтающую о богатом муже, и
она соглашается на предложенное Паблосом ночное свидание. Но когда наш герой
забрался на крышу, чтобы через окно проникнуть в комнату, он поскользнулся,
полетел и «грохнулся на крышу соседнего дома с такой силой, что перебил всю
черепицу». От шума проснулся весь дом, слуги, приняв Паблоса за вора, как
следует поколотили его палками на глазах у дамы сердца. Таким образом, став
предметом насмешек и оскорблений, пройдоха, не заплатив за еду и проживание,
удирает из гостиницы.
Теперь Паблос представляется доном Фелипе Тристаном
и, полагаясь на свою предприимчивость и продолжая изображать из себя богатого
жениха, старается познакомиться со знатной дамой. Вскоре невеста найдена,
но, на беду Паблоса, ее кузеном оказывается дон Дьего Коронель, который узнает
в доне фелипе Тристане своего бывшего слугу и приказывает своим нынешним слугам
как следует рассчитаться с подлым обманщиком и плутом. В результате лицо Паблоса
рассечено шпагой, он весь изранен и стонет от боли. Эта неожиданная расправа
выбила его из колеи, и некоторое время Паблос был обречен на вынужденное бездействие.
Потом какой-то бедняк обучил его необходимому жалобному тону и причитаниям
нищего, и наш герой целую неделю бродит по улицам, прося милостыню. Вскоре,
однако, судьба его снова круто изменилась. Один из самых великих мошенников,
«которых когда-либо создавал Господь бор», предлагает ему работать на пару,
открывая свой величайший секрет в высшем искусстве нищенства. В день они крадут
троих-четверых детей, а потом за большое вознаграждение сами же возвращают
их благодарным родителям. Неплохо на этом нажившись, Паблос уезжает из столицы
и направляется в Толедо, город, где он никого не знает и о нем никто не ведает.
На постоялом дворе наш герой встречает труппу
странствующих комедиантов, которые тоже держат путь в Толедо. Его принимают
в труппу, он оказывается прирожденным актером и с упоением играет на сцене.
Вскоре он приобретает известность и уже сам занимается сочинением комедий,
подумывая о том, чтобы стать директором труппы. Но все его планы рушатся в
один миг. Директор, не уплатив какой-то долг, попадает в тюрьму, труппа распадается,
и каждый идет своей дорогой. Его друзья-актеры предлагают ему работу в других
труппах, но Паблос отказывается, поскольку временно не нуждается в деньгах,
к работе охладел и хочет просто поразвлекаться. Какое-то время он посещает
богослужения при женском монастыре и влюбляет в себя одну из монахинь. Обобрав
наивную девушку, Паблос исчезает из Толедо.
Теперь путь его лежит в Севилью. Здесь он в короткий
срок овладевает основами шулерской игры в карты и становится асом среди других
мошенников. Неожиданно в городской гостинице Паблос встречает одного из своих
сотоварищей по Алькала по имени Маторраль, профессионального убийцу. Попав
однажды случайно в кровавую схватку с ночным дозором, Паблос вместе с ним
вынужден скрываться от правосудия.
Чтобы узнать, не улучшится ли с переменой места
и материка его жребий, Паблос перебирается в Вест-Индию. «Обернулось, однако,
все это к худшему, ибо никогда не исправит своей участи тот, кто меняет место
и не меняет своего образа жизни и своих привычек».
Н. Б. Виноградова
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XVII-XVIII веков.: Энциклопедическое издание. /
Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1998.
– 832 с.
|