АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Джон Мильтон (John Milton) 1608-1674
Самсон-борец ( Samson Agonistes) — Трагедия
(1671)
Самсон, ослепленный, униженный и поруганный,
томится в плену у филистимлян, в тюрьме города Газы. Рабский труд изнуряет
его тело, а душевные страдания терзают душу.
Ни днем ни ночью Самсон не может забыть о том, каким
славным героем был прежде, и эти воспоминания причиняют ему горькие муки.
Он вспоминает о том, что Господь предвозвестил избавление Израиля от ига филистимлян:
освободить свой народ суждено ему, слепому и беспомощному узнику. Самсон раскаивается
в том, что раскрыл тайну своей силы Далиле, которая предала его в руки врагов.
Однако он не смеет сомневаться в слове Божьем и лелеет в сердце надежду.
В день праздника, посвященного Дагону, морскому
божеству филистимлян, когда никто из язычников не работает, Самсону разрешено
покинуть стены своей темницы и отдохнуть. Влача тяжелые цепи, он уходит в
уединенное место и предается тягостным раздумьям.
Здесь его находят пришедшие из Естаола и Цоры
— родных мест Самсона — его друзья и соплеменники и пытаются по мере сил утешить
несчастного собрата. Они убеждают страдальца не роптать на промысел Всевышнего
и не упрекать себя, однако удивляются тому, что Самсон всегда предпочитал
женщинам Израиля филистимлянок. Поверженный герой объясняет им, что к этому
его побудил тайный голос Бога, повелевавшего ему бороться с врагами и использовать
любую возможность, чтобы усыпить их бдительность.
Самсон винит правителей Израиля, которые не поддержали
его и не выступили против филистимлян, когда он одерживал славные победы.
Они даже решили выдать его врагам, чтобы спасти родину от захватчиков. Самсон
позволил филистимлянам связать себя, а потом с легкостью разорвал путы и перебил
всех язычников ослиной челюстью. Если бы тогда вожди Израиля решились выступить
в поход против них, была бы одержана окончательная победа.
Приходит старец Маной, отец Самсона. Он удручен
жалким состоянием своего сына, в котором все привыкли видеть непобедимого
воителя. Но Самсон не позволяет ему роптать на Бога и винит в своих бедах
лишь самого себя. Маной сообщает сыну о том, что собирается хлопотать у филистимских
правителей о его выкупе.
Маной собирается отправиться к ним сегодня, когда
все филистимляне празднуют день благодарения Дагону, который, как они верят,
избавил их от руки Самсона. Но поверженный герой не хочет жить, вечно помня
о своем позоре, и предпочитает смерть. Отец уговаривает его согласиться на
выкуп и предоставить все Божьей воле и уходит.
Появляется жена Самсона, красавица Далила, и
умоляет его выслушать ее: она жестоко раскаивается в том, что поддалась уговорам
соплеменников и выдала им тайну его силы. Но ей двигала только любовь: она
боялась, что Самсон бросит ее, как он бросил свою первую жену, иноверку из
Фимнафа. Соплеменники обещали Далиле лишь захватить Самсона в плен, а потом
отдать его ей. Самсон мог бы жить в ее доме, а она бы наслаждалась его любовью,
не боясь соперниц.
Она обещает Самсону уговорить филистимских начальников,
чтобы ей позволили забрать его домой: она станет ухаживать за ним и во всем
угождать. Но Самсон не верит раскаянию Далилы и гневно отвергает ее предложение.
Далила, уязвленная отказом Самсона и его презрением, отрекается от мужа и
уходит.
Появляется Гарафа, исполин из филистимского города
Гефа. Он сожалеет, что ему не довелось помериться силами с Самсоном, когда
тот был еще зряч и свободен. Гарафа насмехается над поверженным героем и говорит
ему, что Бог оставил Самсона, Самсон, у которого закованы только ноги, вызывает
хвастливого Гарафу на поединок, но тот не решается приблизиться к разгневанному
узнику и уходит.
Появляется служитель храма Дагона и требует,
чтобы Самсон предстал на празднестве перед филистимской знатью и показал всем
свою силу. Самсон с презрением отказывается и отсылает служителя.
Однако, когда тот приходит снова, Самсон, ощущая
в душе тайный порыв, соглашается прийти на языческий праздник и показать свою
силу в капище Дагона. Он верит, что этого хочет Бог Израиля, и предчувствует,
что этот день покроет его имя или несмываемым позором, или неувядаемой славой.
С Самсона снимают оковы и обещают ему свободу,
если он проявит смирение и покорность. Вверяя себя Богу, Самсон прощается
со своими друзьями и соплеменниками. Он обещает им ничем не посрамить ни свой
народ, ни своего Бога и отправляется вслед за служителем.
Приходит Маной и рассказывает израильтянам, что
есть надежда на то, что ему удастся выкупить сына. Его речи прерывает страшный
шум и чьи-то вопли. Решив, что это радуются филистимляне, потешаясь над унижением
его сына, Маной продолжает свой рассказ. Но его прерывает появление вестника.
Он — еврей, как и они. Придя в Газу по делам, он стал свидетелем последнего
подвига Самсона. Вестник так поражен случившимся, что сначала не находит слов.
Но оправившись, он рассказывает собравшимся собратьям о том, как Самсон, которого
привели в театр, полный филистимской знатью, обрушил кровлю здания и вместе
с врагами погиб под обломками.
В. В. Рынкевич
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XVII-XVIII веков.: Энциклопедическое издание. /
Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1998.
– 832 с.
|