АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Джон Мильтон (John Milton) 1608-1674
Потерянный рай (Paradise Lost) — Поэма (1658-1665,
опубл. 1667)
Поэт размышляет о причине непослушания первой четы людей, которые
нарушили единственный запрет Творца всего сущего и были изгнаны из Эдема.
Вразумленный Духом Святым, поэт называет виновника падения Адама и Евы:
это Сатана, явившийся им в облике Змия.
Задолго до сотворения Богом земли и людей Сатана в своей непомерной
гордыне восстал против Царя Царей, вовлек в мятеж часть Ангелов, но
был вместе с ними низринут с Небес в Преисподнюю, в область кромешной
тьмы и Хаоса. Поверженный, но бессмертный, Сатана не смиряется с поражением
и не раскаивается. Он предпочитает быть владыкой Ада, а не слугой Неба.
Призывая Вельзевула, своего ближайшего соратника, он убеждает его продолжать
борьбу с Вечным Царем и творить лишь Зло вопреки Его державной воле.
Сатана рассказывает своим приспешникам, что вскоре Всемогущий создаст
новый мир и населит его существами, которых возлюбит наравне с Ангелами.
Если действовать хитростью, то можно захватить этот вновь созданный
мир. В Пандемониуме собираются на общий Совет вожди воинства Сатаны.
Мнения вождей разделяются: одни выступают за войну, другие — против.
Наконец они соглашаются с предложением Сатаны проверить истинность древнего
предания, в котором говорится о создании Богом нового мира и о сотворении
Человека. Согласно преданию, время создания этого нового мира уже пришло.
Коль скоро Сатане и его ангелам закрыт путь на Небеса, следует попытаться
захватить вновь созданный мир, изгнать или переманить на свою сторону
его обитателей и так отомстить Творцу. Сатана отправляется в рискованное
путешествие. Он преодолевает пучину между Адом и Небесами, а Хаос, ее
древний владыка, указывает ему путь к новозданному миру.
Бог, восседающий на своем наивысшем престоле, откуда Он прозревает
прошлое, настоящее и грядущее, видит Сатану, который летит к новозданному
миру. Обращаясь к своему Единородному Сыну, Господь предрешает падение
Человека, наделенного свободной волей и правом выбора между добром и
злом. Всемогущий Творец готов помиловать Человека, однако прежде тот
должен понести наказание за то, что, нарушив Его запрет, дерзнул сравниться
с Богом. Отныне человек и его потомки будут обречены на смерть, от которой
их может избавить лишь тот, кто пожертвует собой ради их искупления.
Чтобы спасти мир. Сын Божий выражает готовность принести себя в жертву,
и Бог-Отец принимает ее. Он повелевает Сыну воплотиться в смертную плоть.
Ангелы небесные преклоняют главы перед Сыном и славословят Ему и Отцу.
Тем временем Сатана достигает поверхности крайней сферы Вселенной
и скитается по сумрачной пустыне. Он минует Лимб, Небесные Врата и опускается
на Солнце. Приняв облик юного Херувима, он выведывает у Правителя Солнца,
Архангела Уриила, местонахождение Человека. Уриил указывает ему на один
из бесчисленных шаров, которые движутся по своим орбитам, и Сатана спускается
на Землю, на гору Нифат. Минуя райскую ограду, Сатана в облике морского
ворона опускается на вершину Древа Познания. Он видит чету первых людей
и размышляет над тем, как погубить их. Подслушав беседу Адама и Евы,
он узнает, что им под страхом смерти запрещено вкушать от плодов Древа
Познания. У Сатаны созревает коварный план: разжечь в людях жажду знания,
которая заставит их преступить запрет Творца.
Уриил, спустившись на солнечном луче к Гавриилу, охраняющему Рай,
предупреждает его, что в полдень злой Дух из Преисподней направлялся
в образе доброго Ангела к Раю. Гавриил выступает в ночной дозор вокруг
Рая. В куще, утомленные дневными трудами и чистыми радостями священной
брачной любви, спят Адам и Ева. Ангелы Итуриил и Зефон, посланные Гавриилом,
обнаруживают Сатану, который под видом жабы притаился над ухом Евы,
чтобы во сне подействовать на ее воображение и растравить ее душу необузданными
страстями, смутными помыслами и гордыней. Ангелы приводят Сатану к Гавриилу.
Мятежный Дух готов вступить с ними в борьбу, но Господь являет Сатане
небесное знамение, и тот, видя, что его отступление неминуемо, уходит,
но не отступается от своих намерений.
Утром Ева рассказывает Адаму свой сон: некто, подобный небожителям,
соблазнил ее вкусить плод с Древа Познания и она вознеслась над
Землей и испытала ни с чем не сравнимое блаженство.
Бог посылает к Адаму Архангела Рафаила, чтобы тот поведал ему о свободной
воле человека, а также о близости злобного Врага и его коварных замыслах.
Рафаил рассказывает Адаму о Первом мятеже на небесах: Сатана, воспылавший
завистью за то, что Бог-Отец возвеличил Сына и нарек Его помазанным
Мессией и Царем, увлек легионы Ангелов на Север и убедил их восстать
против Вседержителя. Один лишь Серафим Абдиил покинул стан мятежников.
Рафаил продолжает свой рассказ.
Бог послал Архангелов Михаила и Гавриила выступить против Сатаны.
Сатана созвал Совет и вместе с сообщниками придумал дьявольские машины,
с помощью которых оттеснил войско Ангелов, преданных Богу. Тогда Всемогущий
послал на поле битвы своего Сына, Мессию. Сын отогнал Врага к ограждению
Небес, и, когда их Хрустальная Стена разверзлась, мятежники упали в
уготованную им бездну.
Адам просит Рафаила рассказать ему о сотворении этого мира. Архангел
рассказывает Адаму, что Бог возжелал создать новый мир и существ для
его заселения после того, как Он низверг Сатану и его приспешников в
Ад. Всемогущий послал Сына своего, Всезиждущее Слово, в сопровождении
Ангелов вершить дело творения.
Отвечая на вопрос Адама о движении небесных тел, Рафаил осторожно
советует ему заниматься лишь такими предметами, которые доступны человеческому
разумению. Адам рассказывает Рафаилу обо всем, что помнит с мига своего
сотворения. Он признается Архангелу в том, что Ева обладает над ним
неизъяснимой властью. Адам понимает, что, превосходя его внешней красотой,
она уступает ему в духовном совершенстве, однако, невзирая на это, все
ее слова и поступки кажутся ему прекрасными и голос разума умолкает
перед ее женской прелестью. Архангел, не осуждая любовных наслаждений
брачной четы, все же предостерегает Адама от слепой страсти и обещает
ему восторги небесной любви, которая неизмеримо выше земной. Но на прямой
вопрос Адама — в чем выражается любовь у небесных Духов, Рафаил отвечает
неопределенно и вновь предостерегает его от размышлений над тем, что
недоступно разуму человека.
Сатана под видом тумана снова проникает в Рай и вселяется в спящего
Змия, самого хитрого из всех созданий. Утром Змий находит Еву и льстивыми
речами склоняет ее к тому, чтобы она вкусила плодов с Древа Познания.
Он убеждает ее, что она не умрет, и рассказывает о том, как благодаря
этим плодам сам он обрел речь и разумение.
Ева поддается уговорам Врага, вкушает запретный плод и приходит к
Адаму. Потрясенный супруг из любви к Еве решается погибнуть вместе с
ней и также преступает запрет Творца. Вкусив плодов, Прародители чувствуют
опьянение: сознание теряет ясность, а в душе пробуждается чуждое природе
безудержное сладострастие, на смену которому приходит разочарование
и стыд. Адам и Ева понимают, что Змий, суливший им неизбывные восторги
и неземное блаженство, обманул их, и упрекают друг друга.
Бог посылает на Землю своего Сына судить ослушников. Грех и Смерть,
прежде сидевшие у Врат Ада, покидают свое прибежище, стремясь проникнуть
на Землю. Идя по следам, проложенным Сатаной, Грех и Смерть воздвигают
мост через Хаос между Адом и новозданным миром.
Тем временем Сатана в Пандемониуме объявляет о своей победе над человеком.
Однако Бог-Отец предрекает, что Сын победит Грех и Смерть и возродит
Его творение.
Ева, в отчаянии от того, что на их потомство должно пасть проклятие,
предлагает Адаму немедленно отыскать Смерть и стать ее первыми и последними
жертвами. Но Адам напоминает супруге про обетование, согласно которому
Семя Жены сотрет главу Змия. Адам надеется умилостивить Бога молитвами
и покаянием.
Сын Божий, видя искреннее раскаяние Прародителей, ходатайствует о
них перед Отцом, надеясь, что Всемогущий смягчит свой суровый приговор.
Господь Вседержитель посылает Херувимов во главе с Архангелом Михаилом,
чтобы изгнать Адама и Еву из Рая. Перед тем как исполнить приказание
Бога-Отца, Архангел возводит Адама на высокую гору и показывает ему
в видении все то, что произойдет на Земле до потопа.
Архангел Михаил рассказывает Адаму о грядущих судьбах рода людского
и объясняет данное Прародителям обетование о Семени Жены. Он говорит
о воплощении, смерти, воскресении и вознесении Сына Божия и о том, как
будет жить и бороться Церковь до Его второго Пришествия. Утешенный Адам
будит спящую Еву, и Архангел Михаил выводит чету из Рая. Отныне вход
в него будет охранять пылающий и непрестанно обращающийся меч Господень.
Ведомые промыслом Творца, лелея в сердце надежду о грядущем избавлении
рода людского, Адам и Ева покидают Рай.
В . В . Рынкевич
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XVII-XVIII веков.: Энциклопедическое издание. /
Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1998.
– 832 с.
|