НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Готхольд Эфраим Лессинг
(Gotthold Ephraim Lessing) 1729-1781
Натан Мудрый (Nathan
der Weise) — Драматическая поэма (1779)
Во время крестовых походов в конце XII в. крестоносцы
терпят поражение в своем третьем походе и вынуждены заключить перемирие с
арабским султаном Саладином, правящим Иерусалимом. В город доставили двадцать
пленных рыцарей, и все, за исключением одного, казнены по приказу Саладина.
Оставшийся в живых молодой рыцарь-храмовник свободно гуляет по городу в белом
плаще. Во время пожара, случившегося в доме богатого еврея Натана, юноша с
риском для собственной жизни спасает его дочь Рэху.
Натан возвращается из делового путешествия и
привозит из Вавилона на двадцати верблюдах богатый груз. Единоверцы чтят его,
«словно князя», и прозвали «Натаном-мудрецом», не «Натаном-богачом», как замечают
многие. Натана встречает подруга его дочери, христианка Дайя, которая давно
живет в доме. Она рассказывает хозяину о случившемся, и он сразу же хочет
видеть благородного юношу-спасителя, чтобы щедро вознаградить его. Дайя объясняет,
что храмовник не желает общаться с ним и на сделанное ею приглашение посетить
их дом отвечает горькими насмешками.
Скромная Рэха считает, что бог «сотворил чудо»
и послал ей во спасение «настоящего ангела» с белыми крыльями. Натан поучает
дочь, что набожно мечтать гораздо легче, нежели поступать по совести и долгу,
преданность богу следует выражать делами. Их общая задача — найти храмовника
и помочь христианину, одинокому, без друзей и денег в чужом городе. Натан
считает чудом, что дочь осталась жива благодаря человеку, который сам спасся
«немалым чудом». Никогда прежде Саладин не проявлял пощады к пленным рыцарям.
Ходят слухи, что в этом храмовнике султан находит большое сходство с любимым
братом, умершим двадцать лет тому назад. За время отсутствия Натана его друг
и партнер по шахматам дервиш Аль-Гафи становится казначеем султана. Это очень
удивляет Натана, знающего своего друга как «дервиша сердцем». Аль-Гафи сообщает
Натану, что казна Саладина оскудела, перемирие из-за крестоносцев подходит
к концу, и султану нужно много денег для войны. Если Натан «откроет свой сундук»
для Саладина, то этим он поможет выполнить служебный долг Аль-Гафи. Натан
готов дать деньги Аль-Гафи как своему другу, но отнюдь не как казначею султана.
Аль-Гафи признает, что Натан добр так же, как и умен, он хочет уступить Натану
свою должность казначея, чтобы снова стать свободным дервишем.
К гуляющему вблизи султанского дворца храмовнику
подходит послушник из монастыря, посланный патриархом, который хочет выведать
причину милости Саладина. Храмовник не знает ничего, кроме слухов, и послушник
передает ему мнение патриарха: всевышний, должно быть, сохранил храмовника
для «великих дел». Храмовник с иронией замечает, что спасение из огня еврейки,
безусловно, одно из таких дел. Однако у патриарха имеется важное поручение
для него — передать в лагерь противника султана — крестоносцам военные расчеты
Саладина. Юноша отказывается, ведь он обязан жизнью Саладину, а его долг храмовника
ордена — сражаться, а не служить «в лазутчиках». Послушник одобряет решение
храмовника не становиться «неблагодарным негодяем».
Саладин играет в шахматы с сестрой Зиттой. Оба
понимают, что война, которой они не хотят, неизбежна. Зитта возмущается христианами,
которые превозносят свою христианскую гордость вместо того, чтобы почитать
и следовать общим человеческим добродетелям. Саладин защищает христиан, он
полагает, что все зло — в ордене храмовников,, то есть в организации, а не
в вере. В интересах рыцарства они превратили себя в «тупых монахов» и в слепом
расчете на удачу срывают перемирие.
Приходит Аль-Гафи, и Саладин напоминает ему о
деньгах. Он предлагает казначею обратиться к другу Натану, о котором слышал,
что тот мудр и богат. Но Аль-Гафи лукавит и уверяет, что Натан никого и ни
разу деньгами не ссудил, а подает, как и сам Саладин, только нищим, будь то
еврей, христианин или мусульманин. В денежных делах Натан ведет себя как «обыкновенный
жид». Позже Аль-Гафи объясняет Натану свою ложь сочувствием другу, нежеланием
видеть его казначеем у султана, который «снимет с него последнюю рубашку».
Даия уговаривает Натана самому обратиться к храмовнику,
который первым «не пойдет к еврею». Натан так и поступает и наталкивается
на презрительное нежелание говорить «с жидом», даже с богатым. Но настойчивость
и искреннее желание Натана выразить благодарность за дочь действуют на храмовника,
и он вступает в разговор. Слова Натана о том, что еврей и христианин должны
прежде всего проявить себя как люди и только потом — как представители своей
веры, находят отклик в его сердце. Храмовник хочет стать другом Натана и познакомиться
с Рэхой. Натан приглашает его в свой дом и узнает имя юноши — оно немецкого
происхождения. Натан вспоминает, что в здешних краях побывали многие представители
этого рода и кости многих из них гниют здесь в земле. Храмовник подтверждает
это, и они расстаются. Натан думает о необыкновенном сходстве юноши с его
давним умершим другом, это наводит его на некоторые подозрения.
Натана вызывают к Саладину, а храмовник, не зная
об этом, приходит в дом к нему. Рэха хочет броситься к ногам своего спасителя,
но храмовник удерживает ее и любуется прекрасной девушкой. Почти сразу же
он, в смущении, убегает за Натаном. Рэха признается Дайе, что по неизвестной
ей причине «находит свое спокойствие» в «беспокойстве» рыцаря, которое бросилось
ей в глаза. Сердце девушки «стало биться ровно».
К удивлению Натана, ожидавшего от султана вопроса
о деньгах, тот нетерпеливо требует от мудрого еврея прямого и откровенного
ответа на совсем иной вопрос — какая вера лучше. Один из них — еврей, другой
— мусульманин, храмовник — христианин. Саладин утверждает, что лишь одна вера
может быть истинной. В ответ Натан рассказывает сказку о трех кольцах. Один
отец, у которого по наследству было кольцо, обладавшее чудесной силой, имел
трех сыновей, которых одинаково любил. Он заказал еще два кольца, совершенно
подобных первому, и перед смертью подарил каждому сыну по кольцу. Потом никто
из них не смог доказать, что именно его кольцо — чудесное и делает обладателя
им главой рода. Так же кaк невозможно было узнать, у
кого настоящее кольцо, так же нельзя отдавать предпочтение одной вере перед
другой.
Саладин признает правоту Натана, восхищается
его мудростью и просит стать другом. Он не говорит о своих денежных затруднениях.
Натан сам предлагает ему свою помощь.
Храмовник подстерегает Натана, возвращающегося
от Саладина в хорошем настроении, и просит у него руки Рэхи. Во время пожара
он не рассмотрел девушку, а теперь влюбился с первого взгляда. Юноша не сомневается
в согласии отца Рэхи. Но Натану нужно разобраться в родословной храмовника,
он не дает ему ответа, чем, сам того не желая, обижает юношу. От Дайи храмовник
узнает, что Рэха — приемная дочь Натана, она христианка. Храмовник разыскивает
патриарха и, не называя имен, спрашивает, имеет ли право еврей воспитывать
христианку в еврейской вере. Патриарх сурово осуждает «жида» — он должен быть
сожжен. Патриарх не верит, что вопрос храмовника носит отвлеченный характер,
и велит послушнику найти реального «преступника».
Храмовник доверчиво приходит к Саладину и рассказывает
обо всем. Он уже сожалеет о своем поступке и боится за Натана. Саладин успокаивает
горячего характером юношу и приглашает жить у него во дворце — как христианин
или кaк мусульманин, все равно. Храмовник с радостью
принимает приглашение.
Натан узнает от послушника, что именно тот восемнадцать
лет назад передал ему девочку-младенца, оставшуюся без родителей. Ее отец
был другом Натана, не раз спасал его от меча Незадолго до этого в тех местах,
где жил Натан, христиане перебили всех евреев, при этом Натан лишился жены
и сыновей. Послушник дает Натану молитвенник, в котором рукой владельца —
отца девочки записана родословная ребенка и всех родных.
Теперь Натану известно и происхождение храмовника,
который раскаивается перед ним в своем невольном доносе патриарху. Натан,
под покровительством Саладина, не боится патриарха. Храмовник снова просит
у Натана руки Рэхи, но никак не может получить ответ.
Во дворце султана Рэха, узнав, что она приемная
дочь Натана, на коленях умоляет Саладина не разлучать ее с отцом. У Саладина
нет этого и в мыслях, он шутливо предлагает ей себя как «третьего отца». В
это время приходят Натан и храмовник.
Натан объявляет, что храмовник — брат Рэхи; их
отец, друг Натана, не был немцем, но был женат на немке и некоторое время
жил в Германии. Отец Рэхи и храмовника не был европейцем и всем языкам предпочитал
персидский. Тут Саладин догадывается, что речь идет о его любимом брате. Это
подтверждает запись на молитвеннике, сделанная его рукой. Саладин и Зитта
с восторгом принимают в объятия своих племянников, а растроганный Натан надеется,
что храмовник, как брат его приемной дочери, не. откажется стать его сыном.
А. В. Дьяконова
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XVII-XVIII веков.: Энциклопедическое издание. /
Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1998.
– 832 с.
|