НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Фридрих Готлиб Клопшток (Fridrich Gotlib Klopstock)
1724-1803
Смерть Адама (Der God
Adams) — Трагедия (1790)
Долина, окруженная горами, в ней шалаши и алтарь
Авелев (гробница Авеля, убитого братом его, Каином). Адам молится у алтаря,
а сын его, Сиф, и одна из правнучек, Зелима, говорят между собой. Зелима счастлива
— ведь сегодня Адам должен «ввести ее в сень брачную», она выходит за мудрого
Гемана, которого сама избрала мужем своим. Но Сиф не может радоваться вместе
с нею, потому что он видел недавно, что отец его, Адам, печален, что лицо
его покрыто смертной бледностью, а «ноги едва переступают».
Адам восклицает: «Мрачный день! Ужасный». Он
отсылает Зелиму к матери и, оставшись наедине с Сифом, рассказывает, что было
ему видение. Явился ему Ангел Смерти и рек, что вскоре Адам снова узрит его.
Мысль о близкой смерти, о том, что он должен умереть, и все дети его — весь
род человеческий — тоже смертны, терзает Адама, наполняет его душу невыносимым
ужасом и тоскою. Ведь он был создан для бессмертия, а смертность — это наказание
за великий грех, который совершил он, ослушавшись Господа, и вина за тот грех
лежит на всех его потомках. Он просит Сифа вымолить у Творца хотя бы еще один
день жизни, но на долину спускается мрак, появляется Ангел смерти и объявляет
Адаму, что по велению Всемогущего он умрет «до захождения солнца», в тот миг,
когда Ангел взойдет на скалу и ниспровергнет ее. Адам смиренно принимает эту
весть, но душа его полна скорби. Он не хочет, чтобы жена его, Ева, и потомки
видели его умирающим. Возвращается Зелима. Она в смятении, потому что незнакомый
человек, «грозный, свирепый, с быстрыми глазами и бледным лицом», ищет Адама.
Она видит отрытую рядом с алтарем могилу, узнает, что Адам готовится к смерти,
и молит его не умирать. В это время появляется Каин, который обвиняет Адама
во всех несчастьях своих, а когда тот просит его замолчать, пожалеть хотя
бы юную Зелиму, «эту невинность плачущую», с горечью произносит: «Но где существует
невинность, с тех пор как родились дети Адамовы?» Он хочет отомстить отцу
за то, что убил он брата своего, Авеля, за то, что нигде не может обрести
покоя. Задумал он ужасное мщение — проклясть отца в день смерти его. Адам
заклинает его не делать этого ради спасения, которое еще возможно для Каина,
но тот в неистовстве восклицает перед алтарем убитого им брата: «Да начнется
проклятие твое в день смерти твоей, да истребится род твой!» Но вдруг он —
словно человек, которого покинуло безумие, — ужасается тому, что творит. Каину
мнится, что он пролил кровь отца своего, и он устремляется прочь, охваченный
отчаянием. Велика вина Каина перед отцом, и тяжек грех, им совершенный, но
Адам посылает к нему Сифа и велит облегчить его терзания и передать, что прощает
его. Каин в экстатическом порыве взывает к Господу и просит простить Адама,
как тот простил своего грешного сына. Измученный страданиями, Адам засыпает
у гробницы. Появляется Ева. Она полна счастья оттого, что нашелся младший
ее сын, Зуния, который недавно заблудился. Когда Сиф сообщает ей, что Адам
должен умереть, она в безмерной печали бросается к мужу и молит его взять
ее с собой. Проснувшийся Адам утешает ее словами, полными бесконечной любви.
В это время приходят молодые матери, чьих детей должен благословить праотец,
и Зуний. Адам, глаза которого уже застлала смертная пелена, слышит голос младшего
сына среди голосов плачущих сородичей, но в этом мире для Адама уже не может
быть радости. Сиф с ужасом видит, что верхушки кедров уже закрывают солнце,
и просит Адама благословить их всех. Но Адам отвечает, что не может этого
сделать, ибо на нем лежит проклятие. Страх смерти, мысль о том, что он навлек
проклятие на детей своих и тем обрек их на страдания, мучают его еще сильнее.
«Где буду я?» — в отчаянии вопрошает он. Завеса с глаз Адама спадает, он видит
лица родных и «плачевное жилище смерти» — готовую гробницу. Но внезапно, когда
ужас умирающего достигает апогея, на него снисходит умиротворение, словно
кто-то посылает ему благую весть, и все с изумлением и великой радостью видят,
как лицо его озаряется ангельской улыбкой. Страх смерти покидает Адама, ибо
он теперь знает, что Бог простил его и что за смертью грядет спасение и вечная
жизнь.
Адам подзывает к себе детей, внуков и правнуков.
Вместе с Евой, которая скоро соединится с Адамом в иной жизни, он благословляет
своих потомков и сообщает им о том, что прощен, а вместе с ним прощен весь
род человеческий. «Вы умрете, но умрете для бессмертия», — наставляет он чад
своих. Он наказывает им быть мудрыми, благородными, любить друг друга и благодарить
сотворившего их в час жизни и в час смерти.
Вдали слышен шум, скалы низвергаются.
Адам умирает со словами: «Великий судия! Я иду
к Тебе!»
И. А. Москвина-Тарханова
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XVII-XVIII веков.: Энциклопедическое издание. /
Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1998.
– 832 с.
|