НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Фридрих Гёльдерлин (Friedrich
Hölderlin) 1770-1843
Гиперион, или Отшельник в Греции (Hyperion oder Der Eremit in Griechenland)
— Роман (1797-1799)
Лирический роман — крупнейшее произведение писателя
— написан в эпистолярной форме. Имя главного героя — Гиперион — отсылает к
образу титана, отца бога солнца Гелиоса, чье мифологическое имя означает Высокоидущий.
Создается впечатление, что действие романа, представляющего собой своего рода
«духовную одиссею» героя, развертывается вне времени, хотя арена происходящих
событий — Греция второй половины XVIII в., находящаяся под турецким игом (на
это указывают упоминания о восстании в Морее и Чесменской битве в 1770 г.).
После выпавших на его долю испытаний Гиперион
отходит от участия в борьбе за независимость Греции, он утратил надежды на
близкое освобождение родины, сознает свое бессилие в современной жизни. Отныне
он избрал для себя путь отшельничества. Получив возможность снова вернуться
в Грецию, Гиперион поселяется на Коринфском перешейке, откуда пишет письма
другу Беллармину, живущему в Германии.
Казалось бы, Гиперион достиг желаемого, но созерцательное
отшельничество также не приносит удовлетворения, природа больше не раскрывает
ему своих объятий, он, всегда жаждущий слияния с ней, вдруг ощущает себя чужим,
не понимает ее. Похоже, ему не суждено найти гармонии ни внутри себя, ни вовне.
В ответ на просьбы Беллармина Гиперион пишет
ему о своем детстве, проведенном на острове Тинос, мечтах и надеждах той поры.
Он раскрывает внутренний мир богато одаренного подростка, необычайно чувствительного
к красоте и поэзии.
Огромное влияние на формирование взглядов юноши
оказывает его учитель Адамас. Гиперион живет в дни горького упадка и национального
порабощения своей страны. Адамас прививает воспитаннику чувство преклонения
перед античной эпохой, посещает с ним величественные руины былой славы, рассказывает
о доблести и мудрости великих предков. Гиперион тяжело переживает предстоящее
расставание с любимым наставником.
Полный духовных сил и высоких порывов, Гиперион
уезжает в Смирну изучать военное дело и мореходство. Он настроен возвышенно,
жаждет красоты и справедливости, он постоянно сталкивается с людским двоедушием
и приходит в отчаяние. Настоящей удачей становится встреча с Алабандой, в
котором он обретает близкого друга. Юноши упиваются молодостью, надеждой на
будущее, их объединяет высокая идея освобождения родины, ведь они живут в
поруганной стране а не могут смириться с этим. Их взгляды и интересы
во многом близки, они не намерены уподобляться рабам, которые привычно предаются
сладкой дреме, их обуревает жажда действовать. Тут-то и обнаруживается расхождение.
Алабанда — человек практического действия и героических порывов — постоянно
проводит мысль о необходимости «взрывать гнилые пни». Гиперион же твердит
о том, что нужно воспитывать людей под знаком «теократии красоты». Алабанда
называет подобные рассуждения пустыми фантазиями, друзья ссорятся и расстаются.
Гиперион переживает очередной кризис, он возвращается
домой, но мир вокруг обесцвечен, он уезжает в Калаврию, где общение с красотами
средиземноморской природы вновь пробуждает его к жизни.
Друг Нотара приводит его в один дом, где он встречает
свою любовь. Диомита кажется ему божественно-прекрасной, он видит в ней необычайно
гармоническую натуру. Любовь соединяет их души. Девушка убеждена в высоком
призвании своего избранника — быть «воспитателем народа» и возглавить борьбу
патриотов. И все же Диомита против насилия, пусть даже и для создания свободного
государства. А Гиперион наслаждается пришедшим к нему счастьем, обретенным
душевным равновесием, но предчувствует трагическую развязку идиллии.
Он получает письмо от Алабанды с сообщением о
готовящемся выступлении греческих патриотов. Простившись с возлюбленной, Гиперион
спешит встать в ряды борцов за освобождение Греции. Он полон надежд на победу,
но терпит поражение. Причина не только в бессилии перед воинской мощью турков,
но и в разладе с окружающим, столкновении идеала с повседневной действительностью:
Гиперион ощущает невозможность насаждать рай с помощью шайки разбойников —
солдаты освободительной армии учиняют грабежи и резню, и ничем их нельзя сдержать.
Решив, что у него с соотечественниками нет больше
ничего общего, Гиперион поступает на службу в русский флот. Отныне его ожидает
участь изгнанника, даже родной отец проклял его. Разочарованный, морально
сокрушенный, он ищет гибели в Чесменском морском сражении, но остается жив.
Выйдя в отставку, он намеревается наконец-то
спокойно зажить с Диомитой где-нибудь в долине Альп или Пиренеев, но получает
весть о ее смерти и остается безутешным.
После многих скитаний Гиперион попадает в Германию,
где живет довольно долго. Но царящие там реакция и отсталость кажутся ему
удушающими, в письме к другу он язвительно отзывается о фальши мертвящего
общественного порядка, отсутствии у немцев гражданских чувств, мелочности
желаний, примиренности с действительностью.
Когда-то учитель Адамас предрекал Гипериону,
что такие натуры, как он, обречены на одиночество, скитания, на вечное недовольство
собой.
И вот Греция повержена. Диомита умерла. Живет Гиперион
в шалаше на острове Саламине, перебирает воспоминания о былом, скорбит о потерях,
о неосуществимости идеалов, пытается преодолеть внутренний разлад, испытывает
горькое чувство меланхолии. Ему кажется, что он отплатил черной неблагодарностью
матери-земле, с пренебрежением отнесясь и к своей жизни, и ко всем дарам любви,
которую она расточала. Его удел — созерцание и мудрствование, как и прежде
он остается верен пантеистической идее родства человека и природы.
Л. М. Бурмистрова
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XVII-XVIII веков.: Энциклопедическое издание. /
Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1998.
– 832 с.
|