АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Генри Филдинг (Henry Fielding) 1707-1754
История жизни покойного
Джонатана Уайльда Великого (The History
of the Life and Death of Jonathan Wilde the Great) — Роман (1743)
Приступая к рассказу о жизни своего героя, которого
автор причисляет к «великим людям», он стремится убедить читателя в том, что
величие — вопреки распространенному заблуждению — несовместимо с добротой.
Автор считает нелепым и абсурдным желание биографов Цезаря и Александра Македонского
приписать этим выдающимся личностям такие качества, как милосердие и справедливость.
Автор полагает, что, наделяя своих героев подобными качествами, их
биографы «разрушают высокое совершенство, называемое цельностью характера».
Совершенно неуместны многочисленные упоминания о благородстве и великодушии
Цезаря, который, по словам автора, «с поразительным величием духа уничтожил
вольности своей отчизны и посредством обмана и насилия поставил себя главой
над равными, растлив и поработив целый народ».
Читателю должно быть ясно, что такие черты в
великом человеке недостойны той цели, ради которой он рожден: творить безмерное
зло. Поэтому если автор в своем повествовании и обмолвится о таком качестве,
как доброта, то для него это понятие будет синонимом пошлости и несовершенства,
которые, увы, все еще свойственны самым недалеким представителям рода человеческого.
Джонатан, родившийся в 1665 г., с юных лет проявляет
гордость и честолюбие. Он не слишком прилежно учится, но неизменно обнаруживает
поразительное мастерство в присвоении чужого. В семнадцать лет отец увозит
его в Лондон, где юноша знакомится с графом Ла Рюз, известным шулером, и помогает
ему бежать из-под ареста. Отдав должное ловкости рук Джонатана, который во
время игры в карты обчищает карманы партнеров, граф вводит его в свет, чтобы
юноша применил свои дарования в обществе людей, обладающих положением и деньгами.
В благодарность Джонатан подговаривает своего
приятеля, Боба Бэгшота, ограбить графа, когда тому достается крупный выигрыш.
При этом Джонатан присваивает себе львиную долю добычи, объясняя это Бобу
действием основного закона человеческого общества: низкая часть человечества
— рабы, которые производят все блага на потребу высшей его части. Поскольку
Джонатан причисляет себя к великим, справедливость требует, чтобы ему всегда
доставалось то, что добыто чужими руками. Подкрепляя свои доводы угрозами,
Джонатан подчиняет себе приятеля и решает сколотить шайку, все члены которой
будут работать на него. Тогда его величие сравнится с величием Цезаря и Александра,
которые всегда прибирали к рукам награбленное своими солдатами.
Чтобы добыть деньги, необходимые для организации
шайки, Джонатан с помощью графа обманывает купца-ювелира Томаса Хартфри, школьного
товарища Джонатана.
Хартфри получает фальшивый вексель, а Джонатану
достаются поддельные драгоценности, тогда как с настоящими граф скрывается,
оставив сообщника в дураках. И все же Джонатану удается собрать большую
шайку, члены которой под его водительством успешно обворовывают растяп и простофиль.
Чтобы беспрепятственно овладеть женой Хартфри,
которому грозит банкротство, а заодно и его имуществом, Джонатан ловко удаляет
его из дома и убеждает его жену забрать все ценности и отплыть в Голландию,
куда он, преданный друг ее мужа, будет ее сопровождать. Простодушная женщина
соглашается.
Во время шторма Джонатан пытается ею овладеть,
но капитан корабля спасает ее. Встречное французское судно берет всю
команду в плен, и когда миссис Хартфри рассказывает французскому капитану
о поведении Джонатана, его сажают в лодку и бросают на произвол судьбы. Однако
вскоре его подбирает французский рыболовный бот, и Джонатан благополучно возвращается
в Лондон.
Ордер на арест Хартфри уже утвержден, когда он
узнает, что его жена, оставив дома детей, забрала весь ценный товар и вместе
с Джонатаном отбыла в Голландию. Джонатан навещает Хартфри в ньюгетской тюрьме,
чтобы снова обрести его доверие. Он рассказывает Хартфри, что капитан французского
судна захватил в плен его жену и присвоил все ценности, и предлагает Хартфри
бежать из тюрьмы. Хартфри с негодованием отказывается.
Тем временем Джонатан открывает контору, в которой
каждый ограбленный его шайкой может получить назад свои вещи, уплатив за них
вдвое больше их стоимости. Дела у Джонатана идут прекрасно, и он задумывает
жениться на прекрасной Летиции, дочери старого друга и компаньона его отца.
Он давно уже питал к ней нежные чувства, которые она, увы, отвергала в пользу
многих других мужчин, в том числе разбойников из шайки Джонатана.
Но, удовлетворив свою страсть, Джонатан скоро
охладевает к супруге и заключает с ней договор: отныне оба они будут пользоваться
неограниченной свободой.
Хартфри начинает подозревать, что Джонатан —
подлинный виновник всех его бедствий, и тот решает поскорее избавиться от
честного простофили, обвинив Хартфри в том, что он, желая обойти кредиторов,
услал жену со всеми ценностями за границу. Лжесвидетелем становится разбойник
Файрблад, и дело передают в суд.
Один из плутов, состоящих на службе у Джонатана,
мясник Блускин, отказывается отдать Джонатану украденные им золотые часы.
В шайке назревает бунт, но Джонатан подавляет его: в присутствии остальных
мошенников он сдает Блускина полиции, и у того находят часы. Плуты понимают,
что они у Джонатана в руках, и соглашаются честно отдавать ему львиную долю
добычи, как это и было у них заведено с самого начала.
Стараниями Джонатана и Файрблада суд признает
Хартфри виновным. Однако вскоре начинается расследование по поводу того, что
Блускин, покушаясь на жизнь Джонатана, ранил его ножом. В результате некоторые
из славных деяний Джонатана получают огласку.
Известный своей неподкупностью судья добивается
введения в один из парламентских актов оговорки, согласно которой тот, кто
совершает кражу чужими руками, привлекается к уголовной ответственности. Деятельность
Джонатана подпадает под этот варварский закон, и он попадает в ньюгетскую
тюрьму, куда скоро привозят и его жену Летицию, уличенную в карманной краже.
Джонатан не унывает. Он борется за власть с неким
Роджером Джонсоном, который стоит во главе всех плутов ньюгетской тюрьмы.
Джонатан побеждает, и отныне все узники платят ему дань, которую он использует
на свои нужды. Узнав о том, что Хартфри приговорен к смертной казни, Джонатан
позорным образом предается угрызениям совести, но это болезненное состояние
длится недолго: вспомнив о своем величии, он гонит прочь мысли о спасении
незадачливого купца.
Перед самой казнью Хартфри к нему приезжает жена,
и они узнают, что казнь отменена, поскольку Файрблад, который выступал свидетелем
на слушании дела Хартфри, был уличен в преступлении и сознался судье в том,
что действовал по наущению Джонатана.
Судья навещает Хартфри в тюрьме и вместе с ним
слушает рассказ его жены обо всем, что ей довелось пережить в разлуке с мужем.
Несмотря на все ее злоключения, она сохранила незапятнанным свое целомудрие
и даже вернула драгоценности, которые обманом выудил у Хартфри граф Аа Рюз.
Более того, африканский вождь подарил ей драгоценный камень, стоимость которого
может с лихвой покрыть все убытки. Судья обещает Хартфри добиться его полного
оправдания, и счастливая чета отправляется домой. Джонатан, приговоренный
к повешению, устраивает попойки с заключенными и, наконец, по примеру многих
«великих» оканчивает свои дни на виселице.
Воздав дань памяти Джонатана и перечислив его
многочисленные достоинства, автор подводит итог своей истории: «покуда величие
состоит в гордости, власти, дерзости и причинении зла человечеству, — иначе
говоря, покуда великий человек и великий негодяй суть синонимы, — до тех пор
Уайльд будет стоять, не имея соперников, на вершине величия».
В. В. Рынкевич
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XVII-XVIII веков.: Энциклопедическое издание. /
Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1998.
– 832 с.
|