ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Пьер Корнель (Pierre
Cornelle) 1606-1684
Никомед (Nicomede) — Трагедия (1651)
Ко двору царя Вифинии Прусия прибывают два его
сына. Никомед, сын от первого брака, оставил войско, во главе которого он
одержал многочисленные победы, положив к ногам отца не одно царство; его обманом
завлекла в столицу мачеха, Арсиноя. Сын Прусия и Арсинои, Аттал, возвратился
на родину из Рима, где он с четырехлетнего возраста жил заложником; хлопотами
римского посла Фламиния Аттала отпустили к родителям за то, что те согласились
выдать республике злейшего ее врага — Ганнибала, однако римляне так и не насладились
зрелищем плененного карфагенянина, ибо он предпочел принять яд.
Царица, как это часто бывает со вторыми женами,
всецело подчинила своему влиянию престарелого Прусия. Это по ее воле Прусий
в угоду Риму лишил своего покровительства Ганнибала, теперь же она плетет
интриги, желая сделать наследником престола вместо Никомеда своего сына Аттала,
а также расстроить брак пасынка с армянской царицей Лаодикой.
Арсиною в ее интригах поддерживает Фламиний,
ибо в интересах Рима, с одной стороны, возвести на вифинский престол получившего
римское воспитание и римское гражданство Аттала, а не гордого и независимого,
прославленного в походах Никомеда, а с другой — воспрепятствовать усилению
Вифинии за счет династического союза с Арменией.
До сих пор сводные братья не были знакомы друг
с другом и впервые встречаются в присутствии Лаодики, в которую оба они влюблены,
однако только Никомеду она отвечает взаимностью. Эта первая встреча чуть было
не окончилась ссорой. Арсиное трения между братьями только на руку, ведь в
соответствии с ее планами один из них должен быть сокрушен, другой, напротив,
возвышен. Царица уверена, что с помощью римлян Аттал легко займет отцовский
престол; что до женитьбы на Лаодике, то это труднее, но все же она видит способ
погубить Никомеда и вынудить армянскую царицу вступить в нежеланный ей брак.
Царь Прусий в последнее время не на шутку встревожен
беспримерным возвышением Никомеда: победитель Понта, Каппадокии и страны галатов
пользуется властью, славой и народной любовью большими, нежели те, что когда-либо
доставались на долю его отца. Как подсказывают Прусию уроки истории, подобным
героям часто прискучивает звание подданного, и тогда, возжелав царского сана,
они не жалеют государей. Начальник телохранителей Прусия, Арасп, убеждает
царя, что опасения его были бы оправданы, когда бы речь шла о ком-нибудь другом,
честь же и благородство Никомеда не подлежат сомнению. Доводы Араспа не рассеивают
полностью тревоги Прусия, и он решает попытаться, действуя с искючительной
осторожностью, отправить Никомеда в почетное изгнание.
Когда Никомед является к отцу, дабы поведать
о своих победах, Прусий встречает его весьма холодно и попрекает тем, что
тот оставил вверенное ему войско. На почтительную просьбу Никомеда позволить
ему сопровождать отбывающую на родину Лаодику царь отвечает отказом.
Беседу отца с сыном прерывает появление римского
посла Фламиния, который от имени республики требует, чтобы Прусий назначил
своим наследником Аттала. Дать ответ послу Прусий велит Никомеду, и тот решительно
отвергает его требование, разоблачая планы Рима ослабить Вифинию, которая
при таком царе, как Аттал, вместе с вновь приобретенными землями утратит все
свое величие.
Договориться между собой Фламинию и Никомеду
мешает, кроме разницы устремлений, еще и разделяющая их вражда: отец Фламиния
в битве у Тразименского озера пал от руки Ганнибала, учителя Никомеда, высоко
им чтимого. Фламиний тем не менее идет на уступку: Никомед станет править
Вифинией, но с условием, что Аттал возьмет в жены Лаодику и взойдет на армянский
трон. Никомед и на сей раз отвечает Фламинию решительным отказом.
Прусию не чуждо благородство, и, хотя Лаодика
находится в его власти, он не считает возможным чинить насилие над царственной
особой. Посему, коль скоро Риму угодна женитьба Аттала и Лаодики, пусть Фламиний
отправится к армянской принцессе и от имени республики предложит ей в мужья
сына Арсинои. любленного из плена, даже если для этого понадобится сокрушить
стены Вечного города.
Замыслу Фламиния не суждено было сбыться — по
пути к галере Никомед бежал с помощью неизвестного друга. Царевич выходит
к толпе, и бунтующий народ тут же успокаивается. В сознании собственной силы
он предстает перед испуганными домочадцами и римским послом, но и не помышляет
о мести — все, кто хотел ему зла, могут быть оправданы: мачехой руководила
слепая любовь к сыну, отцом — страсть к Арсиное, Фламинием — стремление соблюсти
интересы родной страны. Никомед всех прощает, а для Аттала обещает завоевать
любое из соседних царств, какое приглянется Арсиное.
Никомед тронул сердце мачехи, и та искренне обещает
отныне любить его, как родного сына. Тут же, кстати, выясняется, что другом,
помогшим Никомеду бежать, был Аттал.
Прусию ничего не остается, как распорядиться
о жертвоприношениях, дабы просить богов даровать Вифинии прочный мир с Римом.
Л. А. Карельский
Источник:
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.
Зарубежная литература XVII-XVIII веков.: Энциклопедическое издание. /
Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1998.
– 832 с.
|