АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Греция
Гесиод (Hesiodos) ок. 700 до н. э.
Феогония, или О происхождении богов (Theogonia) — Поэма
Все знают: греческая мифология — это прежде всего очень много имен.
Это для нас; а для самих греков их было еще больше. Почти в каждом городке
или селе были свои местные божества; и даже про тех, которые были общими,
в каждом городе рассказывали по-своему. Кто всю жизнь жил на одном месте
и мало что знал о других, тех это мало беспокоило. Но кто часто переходил
из города в город и из области в область, как, например, бродячие певцы,
тем от этого было много неудобств. Чтобы петь, упоминая множество богов
и героев, нужно было согласовать местные предания и хотя бы договориться
о том, кто кому сын и кто кому муж. А чтобы лучше запомнить — изложить
эти родословные складными стихами и сказать, будто эти стихи продиктованы
самими Музами, богинями разума, слова и песни.
Это и сделал певец Гесиод из-под Витой Горы — Геликона, где будто
бы Музы водят свои хороводы. Из этого и получилась поэма «феогония»
(или «Теогония» ), что по-гречески значит «О происхождении богов» —
от самого начала мироздания и до тех пор, когда от бессмертных богов
стали рождаться смертные герои. На тридцати страницах здесь названы
и связаны друг с другом больше трехсот имен. Все они укладываются в
три мифологические эпохи: когда правили древнейшие боги во главе с Ураном;
когда правили старшие боги — Титаны во главе с Кроном; и когда стали
править и правят младшие боги — Олимпийцы во главе с Зевсом.
Вначале был Хаос («зияние» ), в котором все было слито и ничто не
разделено. Потом из него родились Ночь, Земля-Гея и Подземелье-Тартар.
Потом от Ночи родился День, а от Земли-Геи — Небо-Уран и Море-Понт.
Небо-Уран и Гея-Земля стали первыми богами: звездное Небо лежало на
широкой Земле и оплодотворяло ее. А вокруг клубились первые порождения
богов — то призрачные, то чудовищные.
От Ночи родились Смерть, Сон, Скорбь, Труд, Ложь, Месть, Казнь, а
самое главное — Рок: три богини Мойры («Доли» ), которые каждому человеку
отмеривают жизнь и определяют несчастье и счастье. От Моря родились
старший морской бог, добрый Нерей, два его брата и две сестры, а от
них — много-много чудовищ. Это Горгоны, убивающие взглядом; Гарпии,
похищающие людские души; под-земная Эхидна — спереди дева, сзади змея;
огнедышащая Химера — «спереди лев, сзади дракон и коза серединой»; коварная
Сфинкс, женщина-львица, губившая людей хитрыми загадками; трехтелый
великан Герион; многоглавый адский пес Кербер и многоглавая болотная
змея Гидра; крылатый конь Пегас и еще многие другие. Даже у Геи и Урана
первые порождения были чудовищны: трое сторуких бойцов и трое одноглазых
кузнецов — Киклопов, жители черного подземелья — Тартара.
Но главными были не они. Главными были Титаны — двенадцать сыновей
и дочерей Урана и Геи. Уран боялся, что они его свергнут, и не позволял
им родиться. Один за другим они вздували чрево матери-Земли, и вот ей
стало невмоготу. «Из седого железа» она сковала волшебный серп и дала
его детям; и когда Уран вновь захотел соединиться с ней, то самый младший
и хитрый из Титанов, по имени Крон, отсек ему детородный член. С проклятием
Уран отпрянул в вышину, а отрубленный член его пал в море, взбил белую
пену, и из этой пены вышла на берег богиня любви и желания Афродита
— «Пенная».
Началось второе царство — царство Титанов: Крона и его братьев с сестрами.
Одного из них звали Океан, он породнился со старым Нереем, и от него
родились все на свете ручьи и реки. Другого звали Гиперион, от него
родились Солнце-Гелиос, Луна-Селена и Заря-Эос, а от Зари — ветры и
звезды. Третьего звали Иапет, от него родились могучий Атлант, который
стоит на западе земли и держит небо на плечах, и мудрый Прометей, который
прикован к столбу на востоке земли, а за что — об этом будет речь дальше.
Но главным был Крон, и владычество его было тревожным.
Крон тоже боялся, что рожденные им дети его свергнут. От сестры его
Реи у него было три дочери и три сына, и каждого новорожденного он отнимал
у нее и проглатывал заживо. Только младшего, по имени Зевс, она решила
спасти. Крону она дала проглотить большой камень, завернутый в пеленки,
а Зевса скрыла в пещере на острове Крите. Там он и вырос, а выросши,
хитростью заставил Крона изрыгнуть своих братьев и сестер. Старшие боги
— Титаны и младшие боги — Олимпийцы сошлись в борьбе. «Море взревело,
земля застонала и ахнуло небо». Олимпийцы освободили из Тартара бойцов
— Сторуких и кузнецов — Киклопов; первые ударили в Титанов каменьями
в три сотни рук, а вторые сковали Зевсу гром и молнию, и против этого
Титаны выстоять не могли. Теперь их самих заточили в Тартар, в самую
глубь: сколько от неба до земли, столько и от земли до Тартара. Сторукие
стали на страже, а Зевс-громовержец с братьями принял власть над миром.
Началось третье царство — царство Олимпийцев. Зевс взял в удел небо
с поднебесной горой Олимпом; брат его Посейдон — море, где ему подчинились
и Нерей и Океан; третий брат, Аид, — подземное царство мертвых. Сестра
их Гера стала женою Зевса и родила ему дикого Ареса, бога войны, хромого
Гефеста, бога-кузнеца, и светлую Гебу, богиню юности. Сестра Деметра,
богиня пахотной земли, родила Зевсу дочь Персефону; ее похитил
Аид, и она стала подземной царицей. Третья сестра, Гестия, богиня домашнего
очага, осталась девственной.
Зевсу тоже грозила опасность быть свергнутым: старые Гея и Уран предупредили
его, что дочь Океана, Метида-Мудрость, должна родить дочь умнее всех
и сына сильнее всех. Зевс соединился с нею, а потом проглотил ее, как
когда-то Крон глотал его братьев. Дочь умнее всех родилась из головы
Зевса: это была Афина, богиня разума, труда и войны. А сын сильнее всех
так и остался нерожденным. От другой из дочерей Титанов у Зевса родились
близнецы Аполлон и Артемида: она — охотница, он — пастух, а также целитель,
а также прорицатель. От третьей у Зевса родился Гермес, сторож перекрестков,
покровитель дорожных путников и торговцев. Еще от одной родились три
Оры — богини порядка; еще от одной — три Хариты, богини красоты; еще
от одной — девять Муз, богинь разума, слова и песни, с которых начинался
этот рассказ. Гермес изобрел струнную лиру, Аполлон играет на ней, а
Музы водят вокруг него хоровод.
Двое сыновей Зевса рождены были от смертных женщин, но все же взошли
на Олимп и стали богами. Это Геракл, любимый его сын, который обошел
всю землю, освобождая ее от злых чудовищ: это он победил и Гидру,
и Гериона, и Кербера, и других. И это Дионис, который тоже обошел всю
землю, творя чудеса, обучая людей сажать виноград и приготовлять вино
и вразумляя их, когда пить в меру, а когда без удержу.
А откуда взялись на свете сами смертные люди, Гесиод не говорит: может
быть, из скал или деревьев. Боги их сперва не любили, но им помог выжить
Прометей. Люди должны были чтить богов, принося им в жертву часть своей
еды. Прометей устроил хитрый дележ: зарезал быка, положил отдельно кости,
прикрытые жиром, и мясо, прикрытое желудком и кожею, и предложил Зевсу
выбрать долю богам и долю людям. Зевс обманулся, выбрал кости и со зла
решил не давать людям огня для приготовления мяса. Тогда Прометей сам
похитил огонь на Олимпе и принес его людям в пустом тростнике. За это
Зевс наказал и его и людей. Людям он сотворил, «на горе мужчинам», первую
женщину, Пандору, и от женщин, как известно, пошло на свете очень много
худого. А Прометея, как сказано, он приковал к столбу на востоке земли
и наслал орла каждый день выклевывать у него печень. Только много веков
спустя Зевс позволил Гераклу в его странствиях застрелить этого орла
и освободить Прометея. Но оказалось, что люди богам нужнее, чем боги
это думали. Богам предстояла еще одна борьба — с Гигантами, младшими
сынами Геи-Земли, рожденными из капель Урановой крови. И было суждено,
что боги победят их, только если им поможет хотя бы один человек. Значит,
нужно было родить таких могучих людей, которые могли бы помочь богам.
Вот тогда-то и стали боги сходить к смертным женщинам, а богини рождать
от смертных мужчин. Так родилось племя героев; лучшим из них был Геракл,
он и спас богов в войне с Гигантами. А потом это племя погибло в Фиванской
войне и Троянской войне. Но до этого Гесиод не дописал: рассказ его
обрывается в самом начале героического века. «Феогонии», родословию
богов, здесь конец.
М. Л. Гаспаров
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание.
/ Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997. – 848 с.
|