ИНДИЙСКАЯ (САНСКРИТСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА
Автор пересказов П. А. Гринцер
Субандху (Subandhu) VII в.
Васавадатта (Vasavadatta) — Роман
Царевич Кандарпакету, сын царя Чинтамани, видит во сне незнакомую
девушку и страстно в нее влюбляется. Вместе со своим другом Макарандой
он отправляется на ее поиски. Однажды ночью, оказавшись в окрестностях
гор Виндхья, он случайно подслушивает разговор двух птиц. Одна из них,
майна, упрекает другую, своего возлюбленного попугая, в долгой отлучке
и высказывает подозрение, что он изменял ей с другой майной, с которой
теперь вернулся в лес. Попугай в оправдание рассказывает, что он побывал
в городе Паталипутре, где царь Шрингарашекхара, желая выдать свою дочь
Васавадатту замуж, устроил для нее сваямвару — свадебный обряд выбора
жениха невестой. На сваямвару собралось множество царственных соискателей,
но Васавадатта всех их отвергла. Дело в том, что накануне сваямвары
она тоже видела вo сне прекрасного царевича, которого сразу же полюбила
и только за него решила выйти замуж. Узнав, что зовут этого царевича
Кандарпакету, она послала на его розыски свою домашнюю майну Тамалику.
Желая помочь Тамалике в ее нелегком задании, попугай прилетел с ней
в горы Виндхья. Услышав рассказ попугая, Кандарпакету вмешивается в
разговор птиц, знакомится с Тамаликой, и та передает ему устное послание
Васавадатты, в котором царевна просит его поскорее свидеться с нею.
Кандарпакету и Макаранда направляются в Паталипутру и проникают во дворец
Васавадатты. Там они узнают, что царь Шрингарашекхара, не считаясь с
желанием дочери, непременно хочет выдать ее за царя духов воздуха —
видьядхаров. Тогда Кандарпакету решает бежать с Васавадаттой, и волшебный
конь Маноджива переносит их из Паталипутры обратно в горы Виндхья, где
влюбленные проводят ночь.
Проснувшись на рассвете, Кандарпакету, к своему ужасу, обнаруживает,
что Васавадатта исчезла. После долгих бесплодных поисков Кандарпакету
приходит на берег океана и в отчаянии хочет броситься в его воды. В
последний момент его удерживает от самоубийства божественный голос,
обещающий ему скорую встречу с возлюбленной. В течение нескольких месяцев
Кандарпакету бродит по прибрежным лесам, поддерживая жизнь одними плодами
и кореньями, пока однажды в начале осени не наталкивается на каменное
изваяние, похожее на его любимую. В любовной тоске Кандарпакету касается
изваяния рукой, и оно становится живой Васавадаттой.
На расспросы Кандарпакету Васавадатта рассказывает, что в утро их
разлуки она пошла собрать им для еды плоды деревьев. Углубившись в лес,
она неожиданно повстречалась с расположившимся лагерем войском, и за
нею погнался его предводитель. Но тут же появилось еще одно войско —
горцев-киратов, и его вождь тоже стад преследовать Васавадатту. Оба
военачальника, а вслед за ними и их воины, ради обладания Васавадаттой
вступили в сражение и полностью истребили друг друга. Однако еще по
ходу битвы они безжалостно опустошили обитель отшельников, находящуюся
поблизости, и святой глава этой обители, сочтя Васавадатту виновницей
случившегося, проклял ее, обратив в каменное изваяние. Срок проклятия
должен был кончиться — как и случилось на самом деле, — когда изваяния
коснется будущий супруг царевны.
После долгожданной и счастливой встречи Кандарпакету и Васавадатта
направляются в столицу царства Кандарпакету. Там их уже ждет Макаранда,
и оба царя-отца, Чинтамани и Шрингарашекхара, торжественно празднуют
свадьбу сына и дочери, отныне навсегда избавившихся от всех тревог и
бедствий.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание.
/ Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997. – 848 с.
|